Мы уже разобрались с тем, как можно потерять себя и не заметить, и с тем, как можно заблудиться в поисках Настоящего Призвания . На очереди миф о Таланте и о том, «дано или не дано».
«Здравствуйте, Лена! Хочу разобраться с тем, куда двигаться дальше. Меня зовут Мария, мне 34 года, я работаю в крупной компании, последние 7 лет в отделе логистики. Очень хочу поменять сферу и состояться в чем-то другом, но в чем? Особых талантов у меня нет. Если бы были, то наверное, давно бы уже нашла себя и не сидела бы на своей скучной работе».
Что такое талант, как мы привыкли думать? Считается, что это встроенная природой способность делать что-то лучше, чем остальные. Писать музыку, готовить, играть в шахматы, организовывать, вступать на сцене или продавать. И смотрим мы на это так: либо сработала искра божья и человек таким родился, либо нет — не повезло.
Мария не одна такая, кто думает, что если есть талант — значит, есть пропуск куда-то в лучшее будущее и гарантия, что всё получится. Что «либо дано, либо не дано». Если не дано есть ли смысл пытаться?
Не верите? Проведите социальный эксперимент
Например, в моём университете водилось много гениев и талантов: веселых физиков, ярких поэтов, умных экономистов, острых юристов и философствующих теологов.
Они побеждали на олимпиадах, блестяще сдавали курсовые, писали гениальные дипломы и срывали аплодисменты на защите. Вы тоже помните таких?
Всех их точно ждало великое будущее. Но дождалось почему-то не многих.
Это стало понятно уже лет через десять-пятнадцать, когда появилась возможность отыскать старых знакомых в социальных сетях.
Единицы выглядели здоровыми и хоть немного счастливыми. И это в соцсетях, куда, понятное дело, постят не самые плохие фото. Где вы, когда-то горящие глаза? Где яркие мысли? Сильные идеи? Почему всё обернулось обыденной скучноватой действительностью — ведь это были люди с блестящим будущим, и это им не показалось. Это было мнение преподавателей и многих окружающих людей.
А вот вам исторический эксперимент про гениальность
Оказалось, что мои наблюдения из реальной жизни очень похожи на знаменитый эксперимент про гениев. В двадцатых годах психолог Льюис Терман тщательно отобрал полторы тысячи одаренных детей до 12 лет. Терман собирался понять, как это повлияет на их жизнь. За «термитами» наблюдали всю их жизнь.
По мнению Термана, этих ребят ждало блестящее будущее: Нобелевские премии, достижения национального масштаба, великие открытия. То есть их одаренность должна была стать гарантией успеха.
Сейчас почти никого из участников нет в живых, и можно делать выводы, как прошла жизнь у гениев. Некоторые из них ничего не достигли — даже не получили высшего образования и всю жизнь работали на низкоквалифицированных работах. Другие стали успешными учеными, преподавателями, врачами, юристами, руководителями, предпринимателями. Нобелевскую премию не получил никто. Но среди «забракованных» учеников, что интересно, двое получили ( У. Шокли и Л. Альварес.) Но тогда они не прошли отбор на гениальность и не попали в группу.
Интернациональный Клуб Менса — это еще один парадокс на ту же тему. Он существует с середины прошлого века и вступить в него может только тот, кто попал в 2 процента наилучших результатов по тесту интеллекта. Это официальная процедура, документ о прохождении теста заверяется нотариусом. Думаете, среди членов клуба все сплошь состоявшиеся и успешные? Там есть миллионеры, ученые, художники, программисты, но как пишет сам клуб о себе, есть среди них и подсобные рабочие, и даже те, кто живёт на пособие.
Если ты такой умный, почему ты такой бедный?
Этот вопрос зацепил исследователей, которые вели эксперимент Термана на поздних этапах. Они решили сравнить две группы — самых успешных и наименее успешных — с низким доходом, без профессионального образования, с высоким процентом алкоголизма и разводов. И после подробного анализа разных факторов сделали вывод: первую группу от второй отличали три качества — целеустремлённость, уверенность в себе и настойчивость.
Наша гениальность и яркость плюс наша глубина — нисколько нам не гарантия. Это только хорошие стартовые данные. Если к таланту не приложены амбиции и действия, он просто становится украшением интерьера, как старый пожелтевший диплом о победе в олимпиаде гениев.
Откуда вам знать, что у вас талант капитана, если вы не видели моря?
Да, талант не гарантия, что вы себя найдете. Но жить с ощущением, что вам ничего не дано — тоже не дело. Давайте разбираться. О себе вы многое можете просто не знать. Да и откуда, если вы нормальный занятой человек. И заняты вы в чем-то одном и том же. Но даже и здесь вы уже успели кое-что развить, хотя можете и не осознавать.
Хотите составить свой список способностей и талантов, которые уже прокачались? Для этого не нужно их разгадывать как запутанный кроссворд. Всё проще. Таланты и способности имеют свои сигнальные огоньки. Специалисты придумали много сложных тестов, чтоб раскодировать эти сигналы. Но есть один верный сигнал, который легко поймать вам самому. Этот сигнал — «мне нравится». Да, так просто.
Вот вам практика. УпражнениеСоставьте список своих дел за неделю. Потом каждое дело оцените по десятибалльной шкале, где 10 — вы это обожаете, а 1 — никаких теплых чувств. Все дела, набравшие 8 и больше баллов, как-то связаны с гранями вашего потенциала. Определите, с какими.
Также можете спросить своих коллег и друзей, в чем ваши фишки и особенности. Они что-то непременно заметили.
И поверьте, это только начало. Каждый выход в новое даст вам почувствовать и другие способности, которые пока просто не использовались.
Но где мостик от способностей к серьезному успеху?
Однажды профессор психологии университета Флориды Андерс Эрикссон тоже озадачился, как человек может стать супер-профессионалом и провел большое исследование на эту тему. И нашел этот мостик, который ведет человека к выдающимся результатам. Этот мостик он назвал «осознанной практикой».
Осознанная практика стала альтернативой концепции врожденного таланта. Уверена, вы что-то слышали про 10 000 часов, но дело не только во времени. Осознанная практика — это не про повторение одного и того же десять тысяч часов кряду. Это больше про осознанное совершенствование, оттачивание и шлифование.
Я могла бы вам рассказать, как я училась выступать, пройдя путь от замороженного овоща к приличному спикеру. Или то, как я училась писать понятно и не скучно. Но лучше вам вспомнить, как вы сами в чем-то выросли с нуля.
Хотите на эту тему пример из жизни великих? Это мой любимый эпизод из истории «Битлз». Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр приехали в США в феврале 1964-го, положив начало «британскому нашествию» на музыкальную сцену Америки и выдав целую серию хитов, которые изменили звучание популярной музыки.
Но что было до Америки? Один важный эпизод. В 1960 году, когда они были еще никому не известной рок-группой, их пригласили в Германию, в Гамбург.
«В те времена в Гамбурге не было рок-н-ролльных клубов, — писал историк группы Филипп Норман. — Нашелся один владелец клуба по имени Бруно, у которого возникла идея приглашать различные рок-группы. Схема была одна для всех. Длинные выступления без пауз. Толпы народа бродят туда-сюда. А музыканты должны беспрерывно играть, чтобы привлечь внимание публики».
Вот что рассказывал об этом Леннон:
«Мы становились все лучше и набирались уверенности. Иначе и быть не могло, ведь нам приходилось играть вечера напролет. То, что мы играли для иностранцев, было весьма кстати. Чтобы достучаться до них, мы должны были стараться изо всех сил, вкладывать в музыку душу и сердце.
В Ливерпуле мы выступали в лучшем случае по часу, да и то играли только хиты, одни и те же на каждом выступлении. В Гамбурге нам приходилось играть по восемь часов кряду, так что хочешь не хочешь, а надо было стараться».
С 1960-го по конец 1962 года «Битлз» побывали в Гамбурге пять раз. В первый приезд они отработали 106 вечеров по пять или больше часов за вечер. Во второй приезд они отыграли 92 раза. В третий — 48 раз, проведя на сцене в общей сложности 172 часа. В последние два приезда, в ноябре и декабре 1962 года, они выступали еще 90 часов.
Большинство современных групп не дают столько концертов за все время своего существования. Суровая школа Гамбурга — вот что отличало группу «Битлз» от всех остальных.
«Они уезжали, ничего собой не представляя, а вернулись в прекрасной форме, — пишет Норман. — Они научились не только выносливости. Им пришлось выучить огромное количество песен — кавер-версии всех произведений, какие только существуют, рок-н-ролльных и даже джазовых. До Гамбурга они не знали, что такое дисциплина на сцене. Но вернувшись, они играли в стиле, не похожем ни на один другой. Это была их собственная находка». (Малькольм Гладуэлл «Гении и аутсайдеры»)
Надеюсь, вас эта история вдохновила так же сильно, как меня. Если так, то у вас точно будет свой собственный Гамбург.
Ну что, миф о Таланте больше не будет мешать вам? В следующий раз поговорим о вирусных мечтах и том, почему мы ищем себя подальше от того места, где потеряли.
Не знаете как решиться на перемены, набраться смелости, сменить нелюбимую работу, перестать откладывать свою жизнь на потом? Прочтите книгу Елены Резановой «Никогда-нибудь». Обложка поста: pexels