Социальная инженерия — это когда с помощью психологического манипулирования человека заставляют делать то, что он делать не собирался. Например, когда в Нью-Йорке или других крупных городах вы останавливаетесь на красный свет, к вам подлетает мойщик стекол — парень с разбрызгивателем и щеткой. Вы говорите ему: «Отвали, мне не надо», а он, не обращая внимания на ваши слова, продолжает мыть.
И вот — работа сделана, и сделана на совесть, и когда он заглядывает в окошко водителя, вы думаете: «Ну ладно, он действительно вымыл мне ветровое стекло, дам я ему пару баксов». Этот мойщик применил прием социальной инженерии и заставил вас дать ему деньги.
В Балтиморе я регулярно заправлялся на одной и той же заправке. Там у входа всегда сидел бездомный, который распахивал передо мной дверь со словами: «Добрый день!» Когда я, расплатившись, выходил, он снова распахивал дверь и говорил: «У вас не найдется лишнего доллара?» Он применял социальную инженерию — и «лишний доллар» находился у множества людей.
А с вами разве не случалось, что вы получали от кого-то неожиданный подарок на день рождения и думали: «Да, не забыть теперь что-нибудь подарить на день рождения и Джиму»? Такие формы социальной инженерии могут раздражать, но, в общем-то, они безопасны. Однако многие преступники также применяют социальную инженерию.
Почему мы попадаемся: когнитивные искажения
Цель того, кто использует приемы социальной инженерии, — управлять нами, проникнув в нашу систему мышления. Мошенники — настоящие эксперты в деле обнаружения человеческих слабостей и умеют обратить эти слабости себе на пользу. Они искусно манипулируют самыми разными человеческими эмоциями — алчностью, любопытством, щедростью, страхом. Чувство страха способно уберечь нас от беды — оно заставляет нас спасаться бегством от преследователя, бежать из здания, охваченного огнем, но это же чувство может быть использовано и против нас. И в результате люди становятся жертвами не только мошенников, но и самих себя — своих когнитивных искажений.
Грубо говоря, когнитивные искажения — это ошибки мышления, происходящие при обработке полученной нами информации. Человеку, чтобы принять решение, приходится обрабатывать массу информации, и иногда это надо делать очень быстро. Когнитивные искажения происходят тогда, когда нам надо быстро принять какое-то решение, — мы словно срезаем углы, чтобы скорее добраться к цели. Такое «срезание углов» чрезвычайно полезно в некоторых ситуациях — когда надо быстро уйти от опасности, как в случае с горящим зданием. Но оно куда менее полезно, когда нас пытаются обмануть. На принятие решения влияет великое множество самых разных искажений, но зная об их существовании, осознавая, какими могут быть основные из них, вы избежите многих расставленных мошенниками ловушек.
Человек — носитель сотен когнитивных искажений, — источникЭвристический аффект
Эвристический аффект — это немедленная, «животная» реакция, когда вы принимаете решение мгновенно, на уровне эмоций. Например, если вам что-то нравится, вы решаете, что это что-то оказывает на вашу жизнь благотворное влияние. Грубо говоря, то, как вы себя чувствуете, влияет на то, как вы интерпретируете ситуацию.
На что это похоже: если вы в детстве каждое лето проводили с семьей на берегу озера, в котором с удовольствием плескались и плавали, вид водного пространства будет вас успокаивать, доставлять вам удовольствие. Но если вы в детстве чуть было не утонули, вид воды заставит вас ощущать беспокойство и страх. Ваши связанные с водой ощущения напрямую воздействуют на вашу реакцию.
Эффект приманки
Эффект приманки возникает, когда надо сделать выбор между двумя вариантами и вдруг появляется третий вариант. Этот третий вариант становится своеобразным мерилом двух предыдущих. Джо Хубер, профессор-маркетолог из Университета Дьюка, объясняет, как работает эффект приманки, когда людей спрашивают об их ресторанных предпочтениях. Им предлагают выбрать между двумя ресторанами — один, шикарный, пятизвездочный, в котором еда наверняка очень вкусная, находится довольно далеко. А поблизости — ресторан трехзвездочный, кухня в котором — ну не так чтобы очень. Опрашиваемые никак не могут решить, какой выбрать — тот, в который надо долго ехать, но в котором им наверняка подадут изысканные кушанья, или тот, в котором еда не столь замечательная, зато ехать никуда не надо. Пока они решают, им предлагают третий вариант — двухзвездочный ресторан, скорее — обыкновенная забегаловка, а расположен он как раз между первым и вторым. И тогда опрашиваемые выбирают трехзвездочный ресторан: он привлекательнее двухзвездочного как по качеству, так и по местоположению.
Наш мозг «взламывают» даже кофейни, — источникНа что это похоже: еще не так давно при заказе кофе в ресторане, в Dunkin’ Donuts или в Starbucks, у нас имелось три варианта выбора: кофе маленький, средний или большой. Теперь ввели еще два варианта: супербольшой и «высокий». И мы выбираем средний, хотя раньше выбирали маленький. Эффект обманки заставляет наш мозг сравнивать старые и новые возможности и выбирать порцию, пусть ненамного, но большую, чем мы выбирали ранее.
Эффект страуса
Мы жаждем получить как можно больше информации — когда она носит положительный характер. Но когда информация негативная — пусть даже и полезная, — люди часто предпочитают ее не знать. Как легко догадаться, эффект страуса проявляется тогда, когда мы отрицаем негативную информацию, пряча голову в песок, следуя принципу «если я этого не вижу, значит этого и не существует».
На что это похоже: классическое проявление эффекта страуса — нежелание просматривать распечатку расходов по банковской карте после отпуска или больших праздников вроде Рождества. Вы прекрасно понимаете, что эта информация вряд ли доставит вам много радости, вот и тянете и не смотрите на счета, пока совсем не подопрет. Вы избегаете неприятных ощущений, сознательно ограничивая для себя доступ к информации.
Оптимистическое искажение
Чтобы двигаться вперед, мы должны на что-то надеяться, но зачастую мы бываем более оптимистичны, чем следует, и склонны отрицать реальность. Мы предполагаем, что все обернется к лучшему, а это не всегда так. Эта тенденция видеть будущее в радужном свете мешает нам подготовиться к потенциальным опасностям, и мы становимся уязвимыми.
На что это похоже: человек, который смотрит в будущее с чрезмерным оптимизмом, не готов к событиям негативным, но вполне возможным. Такой человек не делает сбережений на тот случай, если вдруг останется без работы. Или пренебрегает ежегодным профилактическим осмотром у врача. Если вы не делаете сбережений и регулярно не показываетесь к врачу, результаты могут оказаться самыми плачевными.
Эффект «это было недавно»
Эффект «это было недавно» выражается в нашей склонности верить, что то, что происходило в последнее время — любая тенденция или модель, которую мы сейчас наблюдаем, — будет продолжаться и впредь. Так что вместо того, чтобы опираться на реальные данные или осознавать, что некоторые события предсказать невозможно, мы живем в убеждении, что жизнь будет оставаться такой же, как и сейчас.
Как это выглядит: эффект «это было недавно» позволяет нам не принимать всерьез предупреждения о надвигающемся урагане и не предпринимать соответствующих мер — а все потому, что в этих краях ураганов до сих пор не бывало.
Не позволяйте когнитивным искажениям превратить вас в жертву мошенников
На самом деле когнитивные искажения куда более разнообразны, чем те, которые я описал. И все же вы можете принять определенные меры, чтобы не дать когнитивным искажениям превратить вас в жертву мошенников.
Я не говорю, что вам следует круглосуточно беспокоиться по этому поводу, но лучше все-таки понимать, что такое возможно. Например, если кто-то в чужой стране предлагает вам разобраться с картой, на всякий случай гляньте через плечо — а вдруг напарник доброхота уже подкрадывается к вашей сумке. Если кто-то стучит в вашу дверь и говорит, что он из полиции, — на всякий случай позвоните 911, чтобы убедиться, что это действительно полицейский. Будьте осторожны и не стесняйтесь внимательно присматриваться к окружению и перепроверять информацию — это основа вашей безопасности.
По материалам книги «Защити себя по методике спецслужб»
Фото обложки