Современный человек получает около 12 тысяч сообщений в день: баннеры у дороги, реклама в транспорте, по радио, ТВ и в интернете буквально бомбардируют сознание. Новостные ленты и почтовые ящики ломятся от самых разных посланий и спама. Как выделиться из этого информационного шума и привлечь внимание людей к своим идеям? Известный специалист по коммуникациям Гарр Рейнольдс уверен: поможет лишь правильный дизайн. Прямо сейчас — несколько правил, которые помогут использовать визуальные средства с максимальной эффективностью.
Хара хачи бу
«Хара хачи бу» — «ешь, пока не насытишься на 80%» — японская идея из области кулинарии. Ее можно применить и к количеству слов и элементов, которые вы используете, чтобы донести свое сообщение. Помните, что самоограничение — трудная штука, но она приводит к большей ясности. Сопротивляйтесь порыву свалить все в одну кучу «просто на всякий случай».
Наша цель заключается в создании таких изображений, которые будут подтверждать идею наиболее легким для понимания образом и делать послание настолько ясным, насколько это возможно.
Увеличивайте!
Слайды для презентации, рекламные плакаты и дорожные знаки имеют много общего. Все их элементы, включая надписи, должны быть довольно большими, чтобы их можно было увидеть с далекого расстояния и быстро понять. Нет оправданий тому, чтобы заставлять людей прищуриваться. Делайте изображения полноэкранными, а надписи большими и четкими.
У вас может возникнуть желание сделать все буквы прописными. Стоит ли это делать? Для коротких заголовков или одиночных слов использование только прописных букв приемлемо и помогает увеличить силу воздействия, но пользуйтесь этим приемом с осторожностью. Длинные фразы, написанные только прописными буквами, тяжело воспринимаются глазами (и мозгом). Еще более длинные фрагменты текста, написанные в таком же режиме, просто тяжело читать.
Структура и творчество
Сетка создает невидимую структуру для размещения и соединения элементов, что обеспечит ясность и связность. Если она правильная, возникает ощущение, что все детали дизайна одно целое, что они созданы друг для друга. Применение сетки помогает установить простую и понятную иерархию элементов.
Это не означает, что дизайн становится жестким и скучным. Вы все еще обладаете свободой творчества и оригинальности в расположении. Иногда самый большой источник творческих решений появляется при возникновении структуры, внутри которой мы работаем. Одна из самых простых сеток 3 × 3 отображает правило третей: предмет нужно размещать не в центре, а ближе к точкам пересечения линий. И вот что может получиться при использовании этой сетки:
Люди предпочитают людей
Наше внимание в первую очередь привлекают изображения людей, в особенности лиц. Многие даже видят лица там, где их на самом деле нет, — в узоре дырок на ломтике сыра или на размытых фотографиях с поверхности Марса. Ни одно другое изображение не сравнится для нас по притягательности с изображением человеческого лица.
Если в вашем послании есть изображения людей, помните, что сначала именно они привлекут внимание зрителя, хотите вы того или нет. Если какие-то другие элементы более важны, чем лицо, расположите их так, чтобы взгляд зрителя перемещался к ним после просмотра изображения.
Помните о целом
Все люди упрощают зрительные стимулы, организуя части и разрозненные группы в единое целое. Наш мозг стремится к единству и полноте. В конечном счете мы видим комбинацию элементов, а не каждый из них в отдельности. Целое — это всегда больше, чем сумма его частей. В музыке композиция, которая получается за счет сочетания партий нескольких инструментов, представляет собой нечто большее, чем комбинация всех нот, сыгранных музыкантами.
Точно так же в визуальном дизайне: все элементы должны существовать вместе, а не по отдельности. Например, можно использовать принцип «продолжения». Вот так он выглядит на практике:
Как создать цветовую схему
Если вы не хотите пользоваться стандартными цветовыми схемами (аналоговой, монохроматической, контрастной), попробуйте создать индивидуальную. Лучше всего в этом случае выбирать тона прямо из своих изображений, чтобы все смотрелось гармонично.
Сегодня любой человек — студент, бизнесмен или ученый — должен уметь грамотно преподносить свои идеи. Дизайн — это не искусство, а ремесло. И пришло время овладеть им.
По материалам книги «Презентация в стиле дзен».
Иллюстрации из книги.