Что бы ни случилось, руководствуйтесь принципами морали и сверяйтесь с совестью, говорит в своей новой книге Райан Холидей — современный философ, популяризатор стоицизма. Это не просто важное моральное правило, а рабочий инструмент для принятия правильных и эффективных решений. Опираясь на примеры Марка Аврелия, Гарри Трумэна, Ганди и других исторических личностей, автор демонстрирует силу доброты, честности и верности принципам. Но что именно нужно делать?
Справедливость: решая, как поступить, ты определяешь свой путь
Бумажная книга Электронная книга
1. Не ждите благодарности
Писательница Дон Дорланд совершила невероятное: отдала свою почку незнакомцу. И конечно, когда она начала публиковать посты о своем донорстве, друзья ее поддержали. Вот только молчание Сони Ларсон, коллеги по перу, немного удивляло. Тогда настал момент, о котором обе женщины будут вечно сожалеть: Дон написала Соне, чтобы узнать причину. Последовал конфликт, развитие которого не мог бы предугадать даже самый изобретательный романист. Банальная человеческая потребность Дорланд получить признание, желание, чтобы ее поступок оценили, цинизм Ларсон и сила социальных сетей вылились сначала в художественный рассказ Ларсон о женщине с комплексом «белого спасителя». А затем — в судебные процессы, обвинения в плагиате и всплески публичности. Благой поступок превратился в фарс.
«Ты сделал добро, другому — сделано добро. Что же ты, как безумец, ищешь что-то третье сверх этого? Чтобы еще и знали, как хорошо ты сделал, или чтобы возмещение получить?» — задавался вопросом Марк Аврелий. Погоня за благодарностью не только может привести нас к неприятностям, как это случилось с Дорланд, она еще и омрачает красоту сделанного.
Но ведь мы хотим слышать, что наши родители гордятся нами! Хотим, чтобы наши супруги благодарили нас. Хотим, чтобы нам воздавали должное за то, что мы совершили, отдали, пожертвовали. Это очень по-человечески. Но вспомните: вы не сделали ничего такого, чего не должны были делать. Как талантливый и разумный человек, вы должны были поступить именно так. Будь то милый жест или трудновыполнимое свершение, вы сделали то, что могли. А тот факт, что никто не спешит устраивать парад в вашу честь, в каком-то смысле является комплиментом. Люди не удивлены… потому что знают вас. Поэтому — действуйте с улыбкой. Будьте прекрасным человеком, который идет по миру, выполняя свою работу, неся добро, не ожидая и не прося ничего взамен.
2. Избегайте тайн
Однажды спартанский царь случайно наткнулся в толпе на юношу с его покровителем. Подросток смутился, а царь заметил: «Гулять надо с такими людьми, чтобы не краснеть, если с кем-нибудь повстречаешься». Если вам стыдно, если вы не хотите, чтобы вас видели, если вы не решаетесь совершать что-то на людях, если вы оставляете дело только на темное время суток… о чем это говорит?
Мы возмущаемся, когда кто-то не прозрачен с нами, и этого факта достаточно, чтобы требовать от себя большей прозрачности, нежели нам, возможно, хотелось бы. Взять на себя персональное обязательство быть настолько прямым, насколько это возможно, и стараться не делать ничего, что, как выразился Марк Аврелий, «нуждается в стенах и завесах». Прозрачность — это образ жизни, сознательный выбор приветствовать свет, позволить ему очистить вас и озарить ваш пример, чтобы другие увидели его и последовали ему.
Не ждите, пока вас поймают. Не надейтесь, что проблема останется незамеченной. И на более личном уровне: не обманывайте людей — откровенно говорите о своих потребностях и планах.

3. Будьте добрым
Курт Воннегут однажды написал поклоннику: «Добро пожаловать на Землю. Летом здесь жарко, зимой холодно. Она круглая, влажная и густо населена людьми. Каждому из них, Джо, отведено около сотни лет. И насколько мне известно, есть только одно правило: черт тебя подери, Джо, ты должен быть добрым!» Добрым к незнакомцам. Добрым к людям, с которыми вы работаете или которые работают на вас. Добрым к тем, кто только что совершил ошибку. Добрым как к клиентам, так и к продавцам. Добрым к тому, кто не нравится. Добрым к будущему, к поколениям, которые еще не родились.
В первые дни немецких налетов Клементине Черчилль пришлось написать записку своему мужу, чтобы напомнить ему именно об этом. «Мой дорогой Уинстон, — писала она, — должна признаться, что я заметила ухудшение твоего характера; ты уже не так добр, как раньше». Да, у него имелась власть над людьми, отмечала она, но как раз это — возможность уволить кого угодно по своей прихоти — обязывало его оставаться вежливым, добрым и, главное, спокойным — даже когда он был расстроен. «Вспыльчивость и грубость не обеспечат тебе результат, — напоминала она. — Они породят либо неприязнь, либо рабский менталитет».
Не имеет значения, что мы устали. Что мы заняты. Что с нами самими только что обошлись недоброжелательно. Отвечайте добротой. Выбирайте сострадание.
4. Берите ответственность
Мы уклоняемся от ответственности, потому что нести ее трудно. Потому что она связана с риском. Потому что нам хватает забот и о себе. Потому что мы предпочитаем, чтобы ответственность нес кто-то другой. Но каким был бы мир, если бы так поступали все? Уж точно не особо справедливым.
Базовые решения, касающиеся нашего поведения, — того, какими людьми мы будем, — это вопросы не только дисциплины, но и справедливости. Будем ли мы сами разбираться со своими проблемами? Или мы ожидаем, что это сделает кто-то другой? На нас можно положиться? Или нет? Трудимся ли мы усердно… или делаем по минимуму? Заботимся ли мы о последствиях своих действий или только о собственной выгоде? То, кем мы решили стать, влияет не только на нас. Это сказывается на всем мире.
Читайте также:
5. Искупите вину
У немцев есть слово Vergangenheitsbewältigung, которое означает «преодолеть прошлое, нести коллективную ответственность за несправедливость». По всей Германии насчитывается около 75 000 Stolpersteine, или камней преткновения, — небольших мемориалов, отмечающих преступления, — чаще всего убийства, связанные с Холокостом.
Каждый из нас должен набраться мужества, чтобы разобраться с прошлым. Следует прилагать активные усилия, чтобы получить прощение за обиды, нанесенные нами. Мы не можем притворяться, что их не было. Поступая так, мы начинаем заглаживать вину за случившееся.
То, что мы совершили, то, что произошло, необязательно должно оставаться позорным секретом, открытой раной, грузом, который тянет нас вниз. Это может стать тем, что преображает нас, средством для искупления и совершенствования. Это может сделать нас — и весь мир — более справедливым местом.
По материалам книги «Справедливость»
Фото на обложке поста — из соцсетей автора
Заказать: