Найти идею для нового текста не так уж просто. Сначала мы думаем, что не хватает времени и подходящего настроя, а потом перед нами чистый лист и шокирующее осознание: мы понятия не имеем, о чем писать. Противоположный сценарий ужасает не меньше: идея есть, вы загораетесь, а затем чувствуете, что она умирает на ваших глазах. Что делать? Принесли несколько подсказок из книги «Нам понравилась ваша рукопись!».
1. Не изобретайте велосипед
Литературоведы никак не могут сойтись во мнении, сколько в мире насчитывается сюжетов. В своем знаковом труде «Семь базовых сюжетов» Кристофер Букер заявляет, что существует — угадайте сколько — правильно, семь основных историй. Победа над монстром, из грязи в князи, квест, путешествие и возвращение, комедия, трагедия и перерождение. А в ходе одного научного исследования 2016 года более 1700 рассказов пропустили через компьютерный анализ и пришли к выводу, что сюжетов всего шесть. В 1959 году Уильям Фостер-Харрис заявил, что базовых сюжетов всего три, и написал об этом в книге «Основные модели сюжета». Похоже, все сходятся лишь в одном: количество ограничено.
На самом деле, если проанализировать любой сюжет, пытаясь свести его к каким-то основным поворотам и конфликтам, окажется, что все уже придумано до нас и создать что-то новое практически нереально. Например, роман Гиллиан Флинн «Исчезнувшая» воспринимается как довольно необычный, но лишь до тех пор, пока вы не начнете описывать его содержание максимально простыми словами: ненадежная рассказчица инсценирует свою смерть или исчезновение при помощи поддельного дневника. Все это уже было. Не идея делает «Исчезнувшую» отличным романом, а воплощение: то, как Флинн соединила эти элементы, и ее особенный литературный стиль.
Нам понравилась ваша рукопись!
В основе любого литературного произведения лежит история, которую все уже знают. Вот «Ромео и Джульетта»: подростки из противоборствующих кланов полюбили друг друга, но им запретили встречаться. «Великий Гэтсби»: пытаясь произвести впечатление на девушку, ветеран войны сколачивает состояние незаконным путем. «Улисс»: чувак бродит по Дублину в июне. Ни один из этих сюжетов не кажется оригинальным и крышесносным, потому что они не оригинальные и не крышесносные. А вот их воплощение — да.
И эту странную алхимию никак не объяснить. Возьмите любой сюжет (преступники планируют ограбить банк, мужчина с любовницей задумали убить жену, неприметный мальчишка — тайный ученик могущественного колдуна) и попробуйте сделать из него что-то невероятное, что-то свое.
2. Ищите упущенные детали
Практически в любой книге, любом фильме или даже в тексте песни есть упущенные детали, «инцидент с лапшой», остающийся без пояснений, интересные черты персонажа — все то, что захватывает ваше воображение, но почему-то остается без внимания автора и какого-либо развития. Так развейте это сами.
Что за «инцидент с лапшой»? Это какой-то случай из прошлого, о котором персонажи вспоминают, не проясняя детали. Например, в фильме «Машина времени в джакузи» герои постоянно ссылаются на события в Цинциннати, но мы так и не узнаем, что же там произошло. Это может стать мощным писательским приемом, который заставит воображение читателя работать на полную катушку, а интрига в итоге будет самым крутым, что есть в книге, — нередко гораздо интереснее всего остального, что вы там напридумывали.
3. Меняйте тему
Другой способ заполучить много идей — взять избитый сюжет, тот, что используется бесконечно, снова и снова, и применить к нему «тактику Сумасшедшего Ивана». Так называется маневр, о котором упоминал Том Клэнси в романе «Охота за „Красным октябрем“» и который использовали капитаны советских подводных лодок: они неожиданно и резко меняли курс, чтобы посмотреть, кто подкрался сзади.
Вспомните ту же «Исчезнувшую». Книга начинается как история мужчины, который возвращается домой и видит, что его жену, судя по всему, похитили. Он находит ее дневник, читает его и понимает, что она все больше скатывалась в депрессию. Все, кто читал роман, думали, что знают, к чему идет дело, — но нет, их ждал большой сюжетный поворот, когда Флинн выпустила на сцену Сумасшедшего Ивана и ее роман фактически раскололся на две части, давая задний ход. Блестящая тактика. И вы можете ее повторить.
Читайте также:
4. Присмотритесь к своей жизни
Ваша жизнь тоже может служить богатым источником идей. Не в буквальном смысле — речь не о том, чтобы писать автобиографию. Просто понаблюдайте за своей жизнью и подумайте: а что может пойти иначе? Что может случиться такого на работе, например, что ваш мир изменится навсегда? Что может случиться прямо сейчас, когда вы смотрите телевизор? Как вы отреагируете?
Это мощная техника по очевидным причинам: к написанию такой книги не надо готовиться, не надо собирать и изучать материал, потому что контекст и предыстория известны вам целиком. Чтобы оживить повествование, просто описывайте свои реакции, представляя, что герой ведет себя в точности, как вели бы себя вы. Эту технику можно применять каждый раз, когда вы зашли в тупик в сюжете, — просто спросите себя: «А что бы сделал я?».
5. Оживите чудовище Франкенштейна
Если у вас нет идей, есть простое решение: вспомните свои прежние сюжеты, обернувшиеся грандиозными провалами. Можно пойти двумя путями. Первый подойдет, если у вас есть замысел, который вам так и не удалось превратить в законченный текст (или хороший законченный текст), — тогда вам нужно просто к нему вернуться. Тот факт, что у вас десять раз не получалось написать книгу, основанную на личном опыте занятий джазовыми танцами, не означает, что идея мертва, — возможно, вам не хватило всего-то еще одной попытки. Иными словами, иногда лучший вариант — просто слегка подогреть старый сюжет.
И есть второй путь. Он не так распространен, как предыдущий, зато может привести к невероятному результату. Когда вы зайдете в тупик, вспомните не один свой неудачный текст, а два. Вам нужны две неудачные работы, у которых есть нечто общее, — тогда вы сможете «сшить» их между собой, создав чудовище Франкенштейна.
По материалам книги «Нам понравилась ваша рукопись!»
Ждем вас на курсе «Текст как инструмент» от содиректора МИФа Юлии Баяндиной. Вы научитесь выражать себя в текстах и писать регулярно. Стартуем 2 сентября. Приходите.
Обложка поста — freepik.com
