Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Культура
«Не думала, что буду делать Таро». Художница Александра Дворникова о колоде «По ту сторону ночи»
14 августа 909 просмотров

Госпожа Метафора
Госпожа Метафора

В МИФе выходит волшебная колода Таро «По ту сторону ночи» художницы Александры Дворниковой и психотерапевта Александра Копытина. В основе колоды — идея общности человека и природы, глубинная психология, архетипические и сказочные образы, наполненные особой символикой. Узнали у Александры, как проходила работа над иллюстрациями и какой смысл она вкладывала в этот проект.

Заказать колоду



По ту сторону ночи. Таро

78 говорящих образов

Я никогда не думала, что буду делать колоду Таро. Но в далеком 2017 году меня стала преследовать карта «Принцесса мечей». Перед глазами плавал образ, закроешь их — а там мой рисунок (тогда еще будущий) и надпись «Принцесса мечей». Я нередко вижу так будущие рисунки. Но я даже не знала, что есть такая масть «Мечи», пришлось погуглить, что такое вижу. Поняла, что в колоде 78 карт, ужаснулась с мыслями «это я точно делать не буду ни за что» — и пыталась все забыть.

Но карта была настойчива. Чтобы она отстала, я ее нарисовала со словами: «Это первая и последняя карта Таро в моей жизни». А через пару месяцев ко мне постучался «Туз мечей». Нарисовав его, прочитала о значении (а я никогда заранее не читаю, чтобы они сами приходили), а там — про начало долгого и серьезного проекта. Ух… Тогда у меня начались стадии принятия с отрицанием, торгом, злостью, смирением. Это напоминало начало какой-то сказки, где ты видишь один гриб, заходишь в лес чуть глубже, а вот уже и другой манит зайти дальше. Дошел до него — а там третий… И ты проваливаешься в кроличью нору!

Когда я приняла вызов, то поняла, что не только рисую карты, но и символически прохожу каждую, причем на каком-то высоком уровне сложности и ответственности.

В конечном итоге вся моя судьба глобально изменялась, но, как мне кажется, — в лучшую сторону. Ушло все то, где я проживала не свою жизнь, отказывалась от голоса сердца во имя разумного и прагматичного или «правильного» и надежного. Хотя многое было страшно, но карты с их концентрированными смыслами о судьбах и уроках человеческой и нечеловеческой жизни меня поддерживали — через них я лучше понимала значения универсальных законов жизни.

В результате обязательства, казавшиеся невыполнимыми мне тогда, — сделать 78 говорящих образов и найти емкие символы для очень сложных явлений — постепенно перестали казаться абсолютно невыполнимыми. Потому что жизнь — это и правда путь. Двигаясь вперед, постепенно учишься и приближаешься к цели.

Колода Таро «По ту сторону ночи» Александра Копытина и Александры Дворниковой

Но все это было бы невозможно без моего партнера по колоде Таро — известного ученого, доктора медицинских наук, профессора Александра Копытина. Он моя «родственная душа». Мне нравится это выражение, оно красивое и точное, будто от некоего источника откололись две души и пришли в этот мир в разном воплощении, в разное время, получили разный опыт — но ядро у них одно. Александр — специалист по арт-терапии, психологии творчества, глубинной и трансперсональной психологии, антропологии, архетипам, экогуманитарному направлению, экопсихологии и экофилософии.

Процесс нашей работы был связан с моделью Пифии и Жреца, где есть интуитивное символообразование и рациональное осмысление. Двое, находящиеся в диалоге с постоянным обменом как образами, так и смыслами. Этот тандем — сочетание художника и ученого, женщины и мужчины (анимы и анимуса), иррационального подхода и рационального понимания, «невинности» и зрелости (опыта) — позволял нам выходить за рамки индивидуального восприятия и исследовать реальность более полно. Это наша скромная и при этом амбициозная попытка с помощью творчества и свободы, которая в нем обретается, примирить искусство с наукой, культуру с природой, а духовное с прагматикой. И создать нечто, что активизирует творческую и ищущую часть психики у взаимодействующего с колодой

Принципы работы

Над колодой я работала вслепую. Решила использовать свое незнание системы и значений во благо и как ресурс, что позволило образам приходить ко мне более свободно, а моему сознанию, не имея шаблона, искать свои уникальные пути. Кого-то это шокирует. Как можно без знания Таро рисовать карты? Но я взяла за четкое правило — не смотреть значения и избегать чужих изображений. Это связано с моей глубинной уверенностью — в основе карт лежат символы и архетипы. Да, они могут проигрываться по-разному, обретать сотни форм, обновляться через новые воплощения, но сущность свою не утратят. Зная, что изображаю Императора, я не нарисую случайно чайник, а буду вынуждена осмыслить саму суть явления — кто он такой, что такое власть, что такое закон и откуда он берется, что такое управление и каким оно должно быть. На основе этого анализа происходит синтез.

Я верю, что любая карта, насколько бы классической она ни была, это частное проявление или воплощение той самой первоосновы или Идеи. Если карта вошла в историю, значит такая форма попала в сильный резонанс со своим временем и сознанием многих людей. Это говорит о большом визионерском даре автора, но не делает карту единственным эталоном.

На протяжении веков люди постоянно меняют оптику, но смотрят на вечное. В этом суть творческой природы мироздания, в непрерывном обновлении и развитии представлений.

У меня есть некоторый культурно-мифологический, антропологический, психологический багаж знаний, который мне помогал, в частности образование в сфере арт-терапии, юнгианской психологии. Многое я добирала в процессе, потому что карты заставляли меня обращаться ко многим вещам — вплоть до теории узлов, более внимательного осмысления пифагорейцев, африканских сказок, мистерий митры, вопросов анатомии мифических существ. Но до последней карты, уже имея за плечами годы работы, я все равно придерживалась своего принципа и позволяла картам постепенно раскрывать свою тайну и вести меня.

Пока я ходила по канату с завязанными глазами, у меня был партнер и соавтор, который знал систему и в некотором смысле страховал меня. Мы постоянно обсуждали образы, символы, историю человечества и космоса. Отказываясь от заранее заданных рамок, я могла не упрощать внутренний труд. При этом в общих чертах структура была понятна — 4 масти как 4 аристотелевских стихии: сфера воздуха, интеллекта и воли, сфера воды, чувств и эмоций, сфера земли, тела и материи и огонь как духовное и творческое начало. И их динамика развития и становления, обусловленная архетипическими свойствами чисел или наложением на фигуры.

Карты «Император» и «Императрица» из колоды Таро «По ту сторону ночи»

Карты из колоды «По ту сторону ночи».

С картами есть такой интересный феномен — их суть проявляет себя и в работе над картой, требуя «выделить» соответствующие эмоции, энергию и переживания, чтобы они вложились. Это интересный факт: чтобы ожить и говорить с людьми, образы «питаются» психическими процессами автора, как бы поглощая эмоции и опыт. Например, если это карта про тягостный путь из последних сил, то именно в таком состоянии и обстоятельствах ее и придется рисовать, все сойдется так. Если будет карта про обретение гармонии или следование за сердцем, то тоже придется все это в опыте пережить, без фальши, отдаваясь этому потоку, иначе не откроешь нужный символ. Этакий квест, заставляющий менять жизнь.

Я думаю, что кроме гадания можно попробовать пройти всю колоду как череду задач и испытаний, решая задачи каждой карты применительно к своей жизни. Еще с картами можно общаться, задавать им вопросы, представлять себя в роли фигуры с карты и смотреть, какой ответ придет через выбранного героя.

А закончить статью хотим комментариями коллег из редакции «Гуманитарный нон-фикшн» МИФа.

«Когда больше двух лет назад мы с коллегами увидели работы Александры Дворниковой, то уже не могли их забыть, — делится Надежда Молитвина, руководитель редакции. — Мы знали, какая долгая работа еще предстоит авторам колоды (на тот момент были готовы чуть больше половины карт, но целых два года мы ждали их выхода). Когда я оглядываюсь на пройденный путь, то восхищаюсь способностью авторов настолько погрузиться в тему, чтобы сложнейшие научные понятия превратить в душевные и глубокие образы. Для нас этот проект тоже оказался своего рода вызовом: создать продукт, который станет и отражением оригинальной идеи авторов, и практическим инструментом для аудитории, и арт-объектом».

«Для меня работа с авторами колоды стала вдохновляющим путешествием, — рассказывает редактор проекта Анастасия Устинова. — При первом знакомстве с иллюстрациями Александры перехватывает дыхание, даже если видишь их на экране компьютера. Детали можно рассматривать бесконечно: то, как глубоко Александра работает над визуальным воплощением каждого смыслового блока и образа, вызывает восхищение».

Руководство, написанное психотерапевтом Александром Копытиным, превращает колоду «По ту сторону ночи» в мощный инструмент для самопознания.

«Редакционная подготовка такого сложного коробочного продукта это многоэтапный процесс, который занимает несколько месяцев и в котором участвуют десятки людей, — продолжает Анастасия. — Все тексты проходят литературную редактуру и две корректуры. Изображения готовятся специальным образом, проходя этапы подгонки под формат, цветокоррекции, предпечатной подготовки и цветопробы. Я рада была поучаствовать в создании этой прекрасной колоды Таро. С нетерпением жду ее выхода в августе и очень надеюсь, что для многих она станет таким же открытием, как и для меня».

Заказать колоду «По ту сторону ночи»

МИФ Читай-город

Рубрика
Культура
Похожие статьи