Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Проза
Злодейки в литературе и кино. Интервью с редактором МИФа Анной Золотухиной
10 января 1 035 просмотров

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

Они жестокие и коварные, а их мотивы зачастую ужасны. И все же — они приковывают взгляд. Поговорили о злодейках в книгах и кино с Анной Золотухиной — ответственным редактором направления «Художественная литература» в МИФе и экспертом курса «Я — редактор» — и попросили рассказать об образах персонажей, злодейских тропах и их развитии.



Я — редактор

Образы злодеек зачастую привлекательны: они красивые, сильные, а некоторые и обольстительные? Почему? И чем они так хорошо запоминаются?

Сделать этих персонажей запоминающимися довольно легко. Мы естественным образом обращаем внимание на то, что выделяется. И, конечно, на тех, кто может быть потенциально опасным. Как правило, злодеи в историях отражают и то, и другое. Внешне это проявляется, например, через одежду — посмотрите, насколько эпатажно выглядят антигерои и антагонисты. Их сложно не заметить в толпе.

Привлекательность, на мой взгляд, связана с табуированностью и тем, как мы считываем статус. Злодеи и злодейки могут позволить себе выделяться — значит, они обладают властью. А когда кто-то нарушает правила и запреты — это риск. Риск в какой-то степени сексуален, запретное притягивает еще со времен Ветхого завета.

Образ Червонной Королевы из книги «Алиса в Стране чудес» с иллюстрациями Loputyn

Когда образ персонажа сопровождается разрушительными действиями, наш мозг спешит запомнить этих людей как фактор риска. На протяжении истории, будь то книга или фильм, мы можем следить за злодеями даже более пристально, чем за героями.

Чтобы читатели или зрители запомнили антагонистов, они должны вызывать эмоциональный отклик. Это достигается за счет ассоциаций: человек может соотнести себя с персонажем, понять его мотивацию. Помогает в этом случае предыстория о том, как именно злодей пришел к своим деструктивным представлениям о мире. Часто это довольно трагичный сюжет — травмирующий опыт, который пережил персонаж в прошлом. Читатель представляет себя в подобных обстоятельствах и размышляет, что, возможно, он тоже мог бы прийти к выводам, которые сделал для себя антигерой или антагонист. Важно отметить — это не оправдание злодея, а именно способ задеть читательскую душу.

Например, мы знаем, как Леди Макбет в трагедии Шекспира стала злодейкой. Она беспокоилась за будущее мужа, потому что осознавала: он слишком добр для убийства и в одиночку не примет такое решение. Поэтому она постепенно подталкивала Макбета. Но в итоге сама пострадала от тяжести содеянного — чувство вины свело ее с ума.

Однако в отличие от героев, чьи цели и желания мы обязательно должны понимать, со злодеями возможны варианты. Например, подойдет шок-контент, но при условии, что он будет последователен. Так работают со злодеями-психопатами. Непредсказуемые и жестокие действия Беллатрисы Лестрейндж создают саспенс и контраст с добрым и справедливым Гарри Поттером. Эти персонажи неминуемо вызывают вопросы: «Почему они такие и что будут делать дальше?».

Беллатриса Лестрейндж. Кадр из фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Источник

Как развивается образ злодеек в историях? Чем их путь отличается от пути героя?

В целом при создании любых персонажей используют универсальные принципы. Каждый из них отправляется в своеобразное «путешествие героя» из точки А в точку Б, во время которого персонажи принимают судьбоносные решения. Ключевое отличие злодеев в том, что, как правило, каждый такой выбор приближает их к провалу.

Более того, зачастую у злодейских персонажей есть фатальный недостаток: они настолько закостенели в своих взглядах, что не способны меняться и адаптировать свою позицию при вскрытии новых фактов или при изменениях в мире.

Злодейки всегда выступают в роли антагонистов? Есть ли другие типажи?

Существует несколько классификаций злодейских тропов. Антагонист — лишь один из них. Его особенность в том, что он мешает герою достичь цели. Действия антагониста являются источником главного конфликта, даже если они по сути не «злодейские» и не направлены в сторону конкретного персонажа.

Женский типаж иногда называют «альфа-сука». Как правило, они одержимы обретением власти и социального влияния, а герой просто стоит у них на пути. Ничего личного. Яркие примеры таких женщин: Серсея Ланнистер из цикла Джорджа Мартина «Песнь льда и огня», Реджина Джордж из фильма «Дрянные девчонки», Миранда Пристли из «Дьявол носит Prada».

Еще существует подтип трикстера — это роковая женщина, которая непостоянна в выборе стороны. Она может играть то за «добро», то идти против героя — в зависимости от собственной выгоды и целей. Например, так поступает Настасья Филипповна из романа Достоевского «Идиот». Один из самых популярных персонажей этого типа — Женщина-кошка, которая то помогает Бэтмену, то нет.

Также отдельный тип — это «маньячки». Хрупкую женщину или безобидную на вид старушку в последнюю очередь заподозрят в серии жестоких убийств. Поэтому в нашей статье так много спойлеров. Психопаткой может двигать доведенный до абсурда материнский инстинкт, романтическая влюбленность, жажда мести и другие мотивы. Из персонажей этого типажа можно выделить Энни Уилкс из романа Стивена Кинга «Мизери», Ведьму из немецкой сказки о Гензель и Гретель, Белую Колдунью из серии «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса.


Плохие девочки

Еще больше о злодейках в мировой литературе, мифологии и истории вы можете прочитать в книге «Плохие девочки» с притягательными иллюстрациями Loputyn. Вас ждут Саломея, Алиса Кителер и Лукреция Борджиа, Кровавая Мэри и Анна Болейн. Это страшно интересно.

Обложка статьи: Freepik

Рубрика
Проза
Похожие статьи