Общение в мессенджерах делает нас счастливее, даже если мы переписываемся в рабочее время. Неожиданно? Но есть и плохая новость: если отвлечений много, то к концу дня мы похожи на выжатый лимон, а продуктивность… Да вы и сами знаете.
Глория Марк исследует отношения между технологиями и человеком уже 30 лет. В книге «Метавнимание» она предлагает новаторскую концепцию — учит тому, как совмещать работу с просмотром роликов на YouTube. Ключ — в балансе. Вот как это сделать.
Метавнимание
Ритм вместо потока
До недавнего времени считалось, что для продуктивной работы нужно войти в состоянии потока — глубоко погрузиться в задачу и заниматься только ею. Эту концепцию предложил Михай Чиксентмихайи 50 лет назад. С тех пор многое изменилось.
Книга Глории Марк — старшего научного сотрудника Microsoft Research, лауреата многочисленных премий за свои исследования — научит вас новой продуктивности. В основе метода — идея о ритмах. В природе ритм проявляется в смене сезонов, восходе луны и приливах, в нашей физиологии — во сне, обмене веществ.
Внимание тоже подчиняется ритмам. Совершенно нормально, что вы не можете долго удерживать концентрацию на рабочей задаче. Эта книга научит управлять своим вниманием, чтобы по максимуму использовать пики сосредоточенности и отдыхать во время плато.
Метавнимание
Глория с коллегами много лет изучала, как работает внимание у работников умственного труда в возрасте от 25 до 50 лет. Исследователи пришли к выводу: год от году продолжительность внимания перед экраном снижается. Если в 2004 году люди работали с одним окном 150 секунд (2,5 минуты), а в 2012-м — всего 74 секунд. С 2016 по 2021 год этот показатель сохранялся в районе 45 — 50 секунд.
Мы постоянно переключаемся с одной задачи на другую. А как иначе, когда приходится вести несколько проектов одновременно, общаться с коллегами в чате и бороться с TikTok-соблазнами?
Когда мы переключаем внимание (даже на мелочи), то задействуем долговременную память, а это требует ресурсов: 25 минут и 26 секунд уходит на то, чтобы вникнуть в задачу. Если учесть, как часто мы переключаем внимание — в среднем каждую минуту! — и сколько это требует усилий, неудивительно, что умственные ресурсы так быстро расходуются.
Метавнимание (или метаосознанность) — модель, которая приведет вас к балансу между глубокой сосредоточенностью и отрезками мимолетного внимания. Овладев ею, вы начнете замечать, куда направлено ваше внимание, и научитесь им управлять.
Йохаку но би
В искусстве есть понятие «негативное пространство» — пустота вокруг предметов. В Японии его называют «йохаку но би». Оно, как пауза в музыке, есть часть произведения.
«Негативное пространство» — отличная метафора для передышки между делами. С помощью метавнимания вы будете следить за уровнем умственных ресурсов и вовремя займетесь чем-нибудь необременительным для мозга, что улучшит настроение.
Начните день с планирования… пустоты. «Негативное пространство» так же важно, как сама работа, потому что дает баланс, нейтрализуя стресс.
Что еще
Глория Марк собрала все открытия и исследования на тему внимания, обобщила их и переработала в практические рекомендации, которые помогут сохранить ментальное здоровье каждому, кто работает в цифровой среде.
Вот лишь малая часть интересного из книги «Метавнимание»:
- Сколько раз проверять почту, чтобы это не влияло на продуктивность
- Как снизить негативное влияние отвлечений на мозг
- Рабочее расписание и биоритмы
- Почему мы без конца смотрим видеоролики
- О влиянии искусственного интеллекта на внимание
- Как разрешить себе отдыхать без чувства вины
… 336 страниц глубокого исследования о внимании. Книга поможет построить здоровые отношения с технологиями на трех уровнях: индивидуальном, организационном и социальном.
Интернет — как огромная кондитерская, а нам трудно сдерживать свои аппетиты. Метавнимание — не диета, а образ жизни, который поможет оставаться продуктивным в мире, цель которого — отвлекать нас по поводам и без.
P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.
Обложка поста: unsplash.com