Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Закон речевой экономии, или Что отличает хороший текст от плохого
26 октября 2023 1 448 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Задача закона речевой экономии — максимально очистить текст от всего лишнего. Выиграют все: писатели будут меньше времени затрачивать на высказывания, а читатели смогут без усилий знакомиться с текстом.

Как работает закон речевой экономии, на курсе «Текст как инструмент» рассказала Екатерина Звонцова, автор книги «Причеши меня. Твой текст». Приводим отрывок вебинара.

Как это работает на уровне словообразования? Чем короче слово, тем нам лучше. Если можно окончание отгрызть, вообще красота.

Уровень синтаксиса и пунктуации. Он совершенно бесценен для редактуры. Если какой-то член предложения, особенно сложного, можно заменить знаком препинания/паузой, мы обязательно это сделаем.

«Все сидят в тик-токе, и Сережа тоже», хотя должно быть «сидит тоже». Но нам совершенно не нужно это слово, чтобы понять высказывание.

Уровень семантического поля. Готовность отращивать новые значения старым словам вместо того, чтобы каждый раз изобретать новые, тоже можно отнести к языковой экономии. Душные люди напоминают нам об этом.

Прежде чем для вашего романа или статьи изобретать авторские неологизмы, попробуйте просто покрутить имеющиеся слова и посмотреть, какое значение можно туда прирастить.

На уровне правки текста хорош тем, что помогает подсушить текст без вреда для смысла за счет как лексических, так и пунктуационных фокусов. Закон напоминает: «Повторы не нужны, если всё и так понятно». Он же закатывает глаза: «В XXI веке говорить предложениями по пять-шесть строк могут в лучшем случае пожилые преподаватели, в худшем — нудные душнилы, в крайнем ― кто угодно, но под водку. Больше пауз, приятель. И диалог вот этот длинный подсократи».

Всегда ли его стоит слушать? На самом деле нет, иногда текст можно и пересушить, вообще лишив интонации и индивидуальности.

Вот у нас конструкция: «Поднявшись наверх, на чердак, открылась чудовищная и беспощадная картина: окно было разбито, мальчика нигде не было, но на полу были алые, кровавые следы».

Смотрим на это, и нам становится грустно. Во-первых, здесь три повтора, во-вторых, два абсолютно близких по смыслу слова — «чудовищная и беспощадная». В-третьих, серьезная ошибка в грамматической конструкции, которую часто порождает закон экономии: желание опустить подлежащее. Тем не менее в употреблении деепричастного оборота есть конкретные правила: он согласуется с глаголом, который в свою очередь должен быть привязан к подлежащему.

И конечно же, «поднявшись наверх» — плеоназм. Тем более в этом случае: чердак — это по умолчанию что-то наверху.

Мы вспоминаем, что у нас есть закон системности и закон экономии. Применяем их вместе и получаем такую конструкцию: «Поднявшись на чердак, они увидели чудовищную картину: окно было разбито, мальчик исчез, но на полу виднелись кровавые следы». На мой взгляд, смысл сохранен, стиль не пострадал. При этом высказывание сократилось примерно на строчку.

Подписывайтесь, чтобы узнать, когда стартует следующий поток курса «Текст как инструмент». А если мечтаете написать свою книгу, приходите на новый поток курса «ЦЕХ». Выберем 5 победителей и издадим их работы. Стартуем 21 марта 2024-го. Промокод blog даст скидку 30%.

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи