Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как пережить потери и разочарования?
18 января 2023 1 552 просмотра

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Психолог Юлия Тертышная на курсе «В поисках смысла» рассказала, как в логотерапевтическом подходе относятся к потерям. Приводим часть вебинара о том, как воспринимать сложные обстоятельства в качестве вызова, как осознать смысл препятствия и как помочь самому себе.

Юлия приводит жизненные примеры: проблемы на работе, болезнь близкого человека… Юлия поделилась и личной историей. В каждой ситуации важно, с каким настроем вы смотрите на эту точку жизни.

***

Бывают ситуации, когда кажется, что ресурса совсем нет. Попробуйте следующую практику: по дороге с работы, когда кажется, что совсем нет сил, зайдите либо в магазин, либо на заправку, если вы едете на машине. Чтобы усталость и раздражение, накопленное за день, не нести в семью, скажите доброе слово кассиру в супермаркете или на заправке. Мои клиенты, которым я давала эту практику, как один сказали, что это работает. Почему? Потому что вы активируете ресурсы быть в хорошем настроении, которых, как вам кажется, у вас нет: от возможности сделать что-то хорошее для другого человека улучшается настроение.

Но иногда мы думаем, что делаем одолжение другому человеку, когда заботимся о нем, ухаживаем за ним, тогда мы попадаем в позицию «сверху»: становимся ментором, у которого есть ресурс, а у того человека, за кем мы ухаживаем, ресурса нет. В таком случае представьте, что вы тот человек, который любит делиться. Нам становится хорошо, когда у нас есть чем поделиться, и мы этим делимся с удовольствием, и потом себя прекрасно чувствуем. Но что бы было в мире, если бы не было людей, которые готовы брать то, что вы хотите им дать? Не будем сейчас рассматривать ситуацию, когда рядом с вами человек в манипулятивной позиции жертвы, который хочет только брать. Мы представляем, что исчезли те люди, которые умеют брать, нуждаются в помощи и просят о ней, находятся в позиции страдания, о которых мы можем позаботиться. Остались только люди с переполненными ресурсами. Возникает сложная ситуация, где мы будем думать, куда деть этот ресурс.

С одной стороны, трудно выдержать, когда в семье кто-то долго и тяжело болеет — это большая нагрузка. А с другой стороны, если мы остаемся в позиции «над», то туда подтягивается власть. Появляется желание контролировать: «Я тебе скажу, как правильно жить. Ты же такой страдающий, беспомощный, поэтому я научу тебя, как должно быть». И еще будем сердиться: «Я же тебе говорил, как надо сделать, а ты опять страдаешь». Поэтому надо быть очень внимательным и честным по отношению к себе: не встаем ли мы в позицию «над»? В логотерапевтическом подходе большая разница между позицией «над» и желанием отдавать заботу. Задайте себе вопрос: «Что мне дает человек, которому я помогаю?» Например, он дает нам возможность «выйти из клетки себя». Когда мы о ком-то заботимся, то выходим из «клетки себя», не остаемся в своих бесконечных переживаниях.

Что есть в мире кроме потерь?

Я хотела бы вам рассказать историю из жизни Элизабет Лукас. Эта женщина очень много работала: вела психотерапевтическую практику и участвовала в разных проектах. Одним из проектов был волонтерский, в хосписе. Но нужно было не просто работать в хосписе, а быть помощниками для тех волонтеров, которые работали с неизлечимо больными людьми. Этим волонтерам нужна была помощь в быту, чтобы у них была возможность поесть, утолить жажду. Таким образом, искали волонтеров для других волонтеров: они не обязательно должны были быть профессионалами, могли быть обычными людьми, которые могут заботиться. Часть людей, которым предложили эту работу, сказали: «Да, мы пойдем, мы готовы», — а вторая часть отказалась: «Мы не сможем с этим справиться, нам будет очень больно от переживаний, которые мы увидим в хосписе». Тут возникает вопрос: те, кто отказался, плохие или хорошие люди? На самом деле, они высоко эмпатичные люди: у них есть природная способность тонко чувствовать и переживать боль других людей. Но что получается? Эти люди с высокой эмпатией в тот момент сфокусировались на себе. Они представили, как им будет невыносимо плохо и больно, когда они переступят порог хосписа, поэтому отказались идти. Но если они будут думать о том, что заботятся о людях, которые помогают тем, кто умирает в хосписе, то их переживания будут не такими острыми. Намерение помочь и «выход из клетки себя» помогут справиться с переживаниями. В этом и заключается суть логотерапевтического подхода.

Хочу рассказать вам еще одну историю про Виктора Франкла. Он с удовольствием занимался трекингом, гуляя в горах, в Альпах. Когда ему было уже около 70 лет, он вернулся с одной из прогулок очень уставшим, обессиленным. У выхода искали врача, потому что кому-то на трекинге стало плохо. Виктор Франкл откликнулся на просьбу о помощи, так как он врач по первому образованию. Он оказал первую помощь этому человеку, а когда пришел обратно, потерял сознание от усталости. У него даже вопроса не возникло: «Не будет ли моя помощь самопожертвованием? Ведь я очень устал, мне бы силы поберечь, я уже немолодой». Смысл помощи другому человеку стоял гораздо выше, поэтому из этой позиции он помогал. Я хотела подчеркнуть: когда мы кому-то помогаем, нужно обязательно следить за равной позицией, чтобы не уходить в высокомерие. Очень важно понимать: если мы проживаем какое-то горе, есть ли что-то еще, кроме печали?

Наконец, расскажу вам свою историю о болезни мамы, которая понимала, что умирает, но вязала носочки в подарок врачам, которые ее лечили. Для меня период ее болезни был очень сложный, потому что я переживала всем сердцем и вкладывала все эмоциональные и финансовые ресурсы в то, чтобы маму вылечить. На это ушло очень много моих сил, и когда она умерла, мне казалось, что все стало бессмысленным. Лечение от рака крови очень тяжелое: нужно находить доноров, когда срочно требуется переливание крови, договариваться с ними, чтобы они приходили, сдавали кровь, уговаривать их. Я посвятила этому очень много времени, а мама все равно умерла. Из-за этого возникает ощущение бессмысленности, потому что ты живешь этой каждодневной задачей 5 лет. Перед тем как заболела мама, у меня умер папа — я уже понимала, что такое смерть родителя, поэтому ощущала 5 лет переживаний так, как будто в них не было никакого смысла: зачем нужно было лечить, если мама всё равно умерла, к тому же еще так тяжело болела… Можно было сдаться, не продлевая мучения.

Но когда я переосмыслила потерю именно с позиции логотерапии, то поняла, как много дала мне история с маминой болезнью за эти пять лет: таких глубоких разговоров о жизни, о смерти, об отношениях у меня с мамой до этого ни разу не было — контекста подходящего не было. К тому же эта история позволила мне сменить профессию: я бы не стала высокопрофессиональным коучем, если бы не было переживания глубокой печали, потери. Это открыло волну сострадания внутри меня, но не такого, которое всех жалеет, а которое может выдерживать боль других и быть в сострадательной позиции, не входить в отчаяние, а работать со своими клиентами, когда они находятся в тяжелых ситуациях. И тогда я поняла, как много эти пять лет дали мне: сформировали меня и как человека, способного сострадать, и как профессионала, помогающего другим людям. Мне понятно, что длительное, очень тяжелое лечение и пять лет, прожитые вместе с мамой в ее болезни, наполнены совершенно другим смыслом.

Черный экран жизни: на чем мы акцентируем внимание?

Давайте подумаем, почему в кинотеатрах экран белого цвета, а не какого-нибудь другого? Ответ простой: на белом экране лучше видно. Но мы пофантазируем и представим, что экран в кинотеатре другого цвета: синего, зеленого или красного. Например, когда мы будем смотреть фильм на зеленом экране, то все зеленые оттенки фильма не будут на нем видны. Поэтому очень важно, чтобы в кинотеатре был именно белый экран. Черный экран вообще поглотит любой свет, даже белый. Экран будет подсвеченным, но все же останется черным. И ничего, кроме светлого пятна, разглядеть на нем мы не сможем. Поэтому когда мы смотрим на события своей жизни с черного экрана, то жалуемся на жизнь. Как бы мы ни проецировали на черный экран, мы не в состоянии это разглядеть. Когда вы пытаетесь осмыслить события жизни, задайте себе контрольный вопрос: «Есть ли у меня внутри черный экран?». Ведь вы можете проецировать все на черный экран и видеть все события в черном свете, и тогда тяжело будет разглядеть что-то еще. Метафора Элизабет Лукас о черном экране не про пессимизм, а про то, когда вы понимаете, что рассказываете, как все везде плохо. Про это даже есть анекдот:

Приходит больной к доктору и говорит:

— Доктор, у меня все болит!

— Расскажите, пожалуйста, где болит?

— Куда ни дотронусь, везде больно.

Пациент начинает показывать на все части тела. Доктор осмотрел его и сказал:

— Так у вас палец сломан.

С черным экраном примерно так же: если вы начинаете рассказывать про то, как во всех секторах жизни у вас плохо, то важно посмотреть, не черный ли сейчас экран? В ваших секторах жизни может быть и плохое, и хорошее, но когда вы не замечаете хорошее, спросите себя: «Что сейчас со мной происходит? Почему вдруг я все стал(а) заливать черной краской?». Может быть, у вас есть ментальная привычка — видеть только плохие события, то хорошо бы вовремя себя остановить и сказать: «Сейчас я черный экран заменю на белый», — а потом посмотреть, что на нем есть.

Это часть лекции Юлии Тертышной. На курсе «В поисках смысла» тема обретения смысла и внутренних опор раскрывается в 4 вебинарах. По промокоду blog скидка 30%.

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи