«Я люблю кризисы, — говорит карьерный коуч Ольга Лермонтова, которая более 14 лет работает в топовых международных компаниях. — Как человек, переживший 1998, 2008, 2014 и 2020 годы, знаю, что в это время закрываются двери, но открываются окна. Именно кризисы дают нам возможность расти, потому что вынуждают меняться».
Но какие личные кризисы могут нас подстерегать? И как с ними справляться? Пробуем разобраться вместе с книгой Ольги «Работа по любви».
Личные кризисы
Есть кризисы масштабные — пандемия, обесценивание денег, военные действия. От них страдают все. А есть кризисы личные, которые случаются в определенные моменты.
Весь карьерный путь можно поделить на несколько фаз. Далеко не всегда они соотносятся с возрастом: множество людей, которым за сорок, остаются в первой фазе. И не всегда фазы следуют одна за другой. Но понимать, в какой фазе вы находитесь, важно
Выживание
Это первая фаза, на которой основная цель человека сводится к борьбе за существование и оплате счетов. Работа на данном этапе рассматривается исключительно как источник дохода, но не удовольствия и самореализации. Часто люди попадают в жизненную ситуацию, когда им нужно зарабатывать деньги, и в этом их основной фокус. Такая ситуация довольно типична для студента или недавнего выпускника — но, к сожалению, многие застревают на этом этапе.
Карьера
Следующая ступень «эволюции» — стадия конкуренции. Человек уже успел осознать свои сильные стороны, понять, что у него получается хорошо, а что хуже, и хочет продвинуться выше по карьерной лестнице. На этом этапе он стремится получить высокий статус, прокачать свои навыки, найти и развить сильные стороны, то есть стать высококлассным профессионалом.
Призвание
Когда человеку уже не нужно думать о хлебе насущном, он начинает интересоваться: а чего же, собственно, он на самом деле хочет, чего не хочет, какие у него ценности, причем не только материальные? Например, кого-то тянет помогать бездомным животным, других — пожилым одиноким людям, третьи стремятся сделать качественное образование общедоступным.
Иногда люди доходят до этого этапа лет в тридцать пять — сорок, когда наступает переоценка ценностей, а иногда и не добираются вовсе. В этом нет ничего плохого: последние два этапа вообще не для всех, не всем нужны и не всем подходят. Это не значит, что вы как-то неправильно живете. В такой стратегии тоже есть свой кайф.
Миссия
На последней карьерной стадии человек отрекается от своих амбиций в пользу какого-то «общемирового блага». К этому этапу приходят далеко не все, так как он предполагает, что отныне цель жизни человека — служение другим. Значение имеют уже не деньги, а именно отношение к своей работе.
Это ступеньки, по которым поднимается человек в мире идеальной карьеры. Иногда он останавливается, смотрит вокруг себя и думает: «Как я сюда пришел? Что мне делать дальше? В какую сторону идти?» Здóрово, если он легко отвечает на все эти вопросы и двигается вперед. Но любой переход от одного этапа к другому сопровождается внутренним кризисом. А иногда кризисы происходят и в рамках этапа, когда мы задаем себе вопрос, точно ли мы сейчас на своем месте.
Кризис середины жизни
В этот период, в возрасте от 35 до 45 лет, принято подводить первые итоги. Чего я достиг? Пришел ли к «успешному успеху» или остался примерно там же, где был? В этот период у человека особенно много вопросов к себе и к миру.
С одной стороны, в голове все еще сидит детское «я хотел быть космонавтом (балериной, писателем, врачом), а вместо этого…». Люди склонны цепляться за старые мечты, даже если реальное их воплощение не принесло бы им никакой радости. Мы хотели быть врачами — вместо этого мы менеджеры по продажам, и нам это не очень нравится; значит, врачами было бы лучше.
- Во-первых, никаких гарантий, что было бы лучше.
- Во-вторых, жизнь еще не в закате (да и в закате ничего не мешает это сделать!), есть все шансы попытаться.
С другой стороны, социальные стереотипы никуда не исчезли, и злой человечек внутри нашей головы твердит: «В этом возрасте уже все начальники, у всех свое дело…» «Все» — это вообще распространенный персонаж наших установок. Почти как Катя из второго «А», у которой коса была гуще и за все контрольные пятерки.
Почему так?
Фрустрация возникает в тот момент, когда наши устремления наталкиваются на страхи и ограничения. «Куда уж мне в мои-то 40 лет идти учиться», «Ох, страшно терять стабильность, уж лучше до пенсии на одном месте доработать — ну и что, что не в радость, все так живут»…
В двадцать нужно убедить работодателя, что ты не желторотый юнец, у которого ветер в голове; в тридцать, если вы женщина, — что не собираетесь завтра уйти в декрет; в сорок — что из вас еще не сыплется песок и вы не печатаете одним пальцем. Весь вопрос в том, как вы работаете с этими убеждениями
Предлагаем выполнить несложное, но приятное упражнение, которое может помочь вернуть веру в свои силы.
Упражнение «Опыт в помощь»
1. Составьте список всех ваших значимых достижений за вашу карьеру. Не скупитесь на подробности, извлекайте из памяти все детали.
2. А теперь подчеркните те из них, которые помогут вам в будущей карьере. Очень важно знакомиться со своими преимуществами и вспоминать свои сильные стороны, а не только переживать из-за того, что по достижении такого-то возраста труднее найти работу.
Это упражнение нацелено на тех, кто уверен, что молодые кандидаты более востребованны на российском рынке труда и у них больше преимуществ. Но возраст — это тоже преимущество. Он означает большее количество лет накопленного опыта, и обязательно найдется то, что пригодится в новой сфере.
Проблемы возраста
Делать вид, что эйджизма не существует, бессмысленно. Он есть. Стереотип о том, что в 40 лет, если вы не занимаете руководящую должность или у вас нет своего дела, остается тихонько дожидаться пенсии с вязанием в руках, все еще живет в головах. У рекрутеров в том числе. Они воспринимают кандидатов старше тридцати пяти как людей старой закалки: не таких мобильных, сложнее обучаемых… Негативные установки о возрасте пока что часть неизбежности, хотя в последнее время лед тронулся.
Покажите, что вы можете меняться
Если рекрутер опасается, что кандидаты старше сорока труднее воспринимают новое и не хотят меняться, покажите, что он ошибается: резюме, составленное по последним стандартам, свежие релевантные курсы по специальности, знание последних трендов отрасли… Если вы все время узнаете что-то новое в вашей сфере, это сыграет только в плюс и убедит работодателя, что вам искренне интересно и в радость то, чем вы занимаетесь.
Когда опыта слишком много
Многие кандидаты сталкиваются с отказом по той причине, что они overqualified (чересчур квалифицированны). Поэтому в резюме и на собеседовании акцент лучше сделать не на вашей квалификации, а на том, что именно вы можете дать конкретно этой компании, какие полезные новшества привнести.
Ищите компании, готовые отказаться от стереотипов и работающие по стандартам новой этики. Ведь даже если вам удастся втиснуться в коллектив, где царит эйджизм, будет ли вам там приятно работать?
Нетворк
А еще меня всегда спасает нетворк (и будет спасать и после сорока). Можно пообщаться с людьми, работающими в компании, куда вы хотите попасть, узнать, как там обстоят дела с атмосферой, насколько адекватно руководство, какие «боли» компании вы можете решить. Новые связи — всегда здóрово и полезно. Полезно понять, какие опасения есть у HR по поводу возраста, какие именно предубеждения придется развеять.
Авторитет, который давит
Некоторым руководителям некомфортно работать с людьми гораздо старше себя, поскольку они боятся, что те будут упирать на свой авторитет. Такие случаи тоже бывают. Вот что, например, рассказали Ольге Лермонтовой подписчики.
— Когда мой отец в шестьдесят искал работу инженера, я вместе с ним расстраивалась, что его не брали. А сейчас понимаю, что правильно не брали в каком-то смысле. Он великолепный инженер, невероятно трудолюбивый, но на молодых смотрит свысока. Кроме AutoСad и Word, он особенно ничем пользоваться не умеет (например, поставить рядом два окна ему сложновато). В общем, я бы подумала, прежде чем брать такого сотрудника на работу. Но, безусловно, не все люди в этом возрасте одинаковые.
Почти аналогичной историей поделилась другая подписчица.
— Однажды у меня был коллега 40+, который решил войти в IT, а босс пошел ему навстречу и взял на позицию джуна. Он очень много спорил с руководителем департамента, никогда не соглашался с точкой зрения, отличной от его. В команде проекта реально считал всех «щеглами» и общался соответствующе. А еще практически забил на изучение английского, из-за чего его было невозможно «продать» на проект заказчику. В итоге, когда внутренний проект компании, в который он был вовлечен, закончился, с ним попрощались.
Мы очень удивились, что у взрослого человека настолько инфантильное отношение к себе и к своей работе. Зато он потом написал публичный отзыв, в котором упрекал нас в эйджизме. При этом всех обозвал малолетками, а про девушек и вовсе упомянул, что нам бы детей рожать, а мы тут разработкой ворочаем.
***
Кризисы — неизбежная часть нашей жизни. Одни мы можем предугадать и заранее подстелить соломки, другие становятся полной неожиданностью. Но и у тех, и у других есть два чудесных свойства. Первое: они дают нам возможность для роста. Второе: они рано или поздно заканчиваются.
По материалам книги «Работа по любви»
Обложка: pexels