Поднимите руку, если ваш новый год тоже начинается с сентября. Летняя расслабленность уходит, дети идут в школу, а мы с новыми силами возвращаемся к привычным задачам.
Осень — отличное время, чтобы размять мозг и научиться чему-то новому. Например, поработать со своим мышлением.
Выбрали в книгах про разум и мышление 4 неочевидных инструмента, которые объясняют, почему ошибки — это хорошо, зачем переосмысливать свой опыт и какие установки помогут стать продуктивным и счастливым.
Сила ошибок
Вам никогда не приходила в голову мысль, что каждый из нас может научиться буквально всему, а способность приобретать новые навыки, развиваться в разных направлениях, формировать новую идентичность бесконечна и сохраняется на протяжении жизни?
Мышление как инструмент
Наш мозг — и вся наша жизнь — предельно адаптивны, и люди, которые верят в это и меняют подход к жизни и обучению, достигают невероятных результатов.
Но мы всегда стремимся все делать правильно, даже не задумываясь, что именно благодаря ошибкам, мы развиваемся и растем.
Однажды оказавшись в ситуации, когда что-то не получается, мы думаем: «Наверное, это не мое» и отказываемся пробовать еще раз.
Отказавшись от изучения математики, человек одновременно отвергает и возможности освоить связанные с нею дисциплины — точные, естественные и технические науки, медицину. А придя к выводу, что не может стать писателем, отсекает для себя все гуманитарные предметы или, будучи уверен, что у него нет способностей к творчеству, убивает в себе художника, скульптора или музыканта.
Но когда в процессе обучения мы преодолеваем препятствия и совершаем ошибки, возникает много новых нейронных связей, способствующих лучшей обучаемости.
Ошибки и преодоление трудностей — одна из важнейших характеристик высокоэффективного обучения. Новичок становится специалистом именно в процессе проб и ошибок. Это согласуется с исследованиями, показывающими, что при преодолении трудностей и совершении ошибок мозговая деятельность активизируется, а при известных верных действиях — ослабляется.
Понимание пользы ошибок меняет отношение к неудачам. Это важная часть освобождения и перехода к жизни без барьеров.
Сегодня мы знаем, что наш мозг постоянно растет и изменяется, а совершение ошибок и преодоление трудностей улучшают обучаемость и способствуют росту. Два этих ключевых момента освобождают нас от мифов фиксированного мышления, глубоко укоренившихся в нашем мире. Когда люди сознают, что могут освоить что угодно и что преодоление — признак чего-то хорошего, они по-другому начинают работать с информацией, иначе относятся к обучению и взаимодействуют с окружающими. Они больше не считают, что обязаны знать все, готовы быть уязвимыми и говорить о своих сомнениях. Это помогает открыто высказывать идеи и не бояться осуждения, принося чувство внутренней свободы.
5 правил для работы ума
- Первое правило — Carpe Diem. «Лови момент», «живи сегодня», «пробуй сейчас», «живи настоящим» — так можно перевести данное латинское выражение. Это значит, что если есть возможность взяться за интересное дело — возьмитесь. Попробуйте сразу. Проба — уже опыт. Результат не так важен, как стремление и заинтересованность, — он приходит с опытом.
- Второе правило — «собери свое»: берите из разных теорий и прикладных практик самое ценное, чтобы решать собственные задачи. Комбинируйте разные приемы мышления и постоянно стремитесь к улучшению этой новой схемы. Объединяйте чужие методы и теории, смотрите на опыт других, чтобы все это переплавить в нужный вам сплав ценных идей.
- Третье правило — «тело в дело»: стимулируйте физическое развитие, чтобы быть более эффективным интеллектуально. Это не про спорт и улучшение внешнего вида: физическое развитие хорошо стимулирует мозг, помогает снижать уровень тревожности и стресса, обучает правилам последовательного достижения более высоких целей.
- Четвертое правило — «счастье не цель, но средство»: стремитесь не к счастью, а к творческой жизни, где счастье не цель, а инструмент.
- Пятое правило — «легкие пути не мотивируют». Увы, но обманывать себя не получится: выбирайте сложный путь, чтобы быть достойным своих целей.
Следование этим установкам поможет начать проектировать, придумывать, понимать свои разнообразные творческие роли в жизни и начать влиять на процесс мышления.
Подумайте еще раз
Размышляя, что помогает стать умнее, люди в первую очередь упоминают интеллект. Чем он выше, тем более сложные задачи решает человек, и тем быстрее он это делает. Все привыкли считать интеллект способностью думать и учиться. Но в современном мире все большее значение приобретают другие когнитивные навыки: умение переосмысливать давно известное и отказываться от устаревшей информации.
Многие психологи замечают, что люди предпочитают держаться привычного мнения, а не обременять себя новым. Но сопротивляться пересмотру точки зрения нас побуждают и более глубокие причины. Сомневаясь в себе, мы оказываемся в непредсказуемости. Приходится заставлять себя признать, что факты изменились и то, что раньше было верным, теперь ошибочно. Переоценка укоренившихся убеждений угрожает нашей идентичности, вызывает ощущение, что мы лишаемся части себя. Вот почему в стрессовых условиях люди обычно возвращаются к автоматическим, заученным реакциям.
Поэтому для развития интеллекта так важен процесс переосмысления. Он цикличен, и начинается с признания того, что мы чего-то не знаем. Признав свою неосведомленность, мы открываем двери сомнению. Не доверяя имеющейся информации, мы начинаем искать дополнительную. Поиск приводит к новым открытиям, которые подпитывают скромность, демонстрируя, как много нам еще предстоит узнать
В научном мышлении скромность стоит выше гордыни, сомнение выше уверенности, любознательность выше убежденности. Отключив режим ученого, из цикла переосмысления мы попадаем в цикл самонадеянности. Проповедуя, не увидишь пробелов в своих знаниях: все затмевает иллюзия обретенной истины. Гордость больше способствует уверенности, чем сомнениям, что превращает нас в прокуроров: мы хотим изменить чужое мышление, а свое сохранить неприкосновенным. Это приводит к предвзятости подтверждения и предубеждению желательности.
Включая мышление ученого, мы не даем идеям превращаться в идеологии, не начинаем с ответов и решений, а идем к ним путем вопросов и загадок. Мы не полагаемся на интуицию, а делаем выводы из фактов, и относимся со здоровым скептицизмом не только к чужим аргументам, но и к собственным. Научное мышление больше, чем широкие взгляды. Это сознательный отказ от предрассудков.
Тренируем привычку переосмысливать
- Думайте, как ученый. Формируя мнение, сопротивляйтесь мышлению проповедника, прокурора и политика. Для начала приравняйте мнение к предположению или гипотезе и проверяйте имеющиеся данные. Берите пример с предпринимателей, научившихся относиться к своим бизнес- стратегиям как к экспериментам, чтобы сохранять маневренность.
- Идентичность должны определять ценности, а не мнения. От устаревших убеждений проще отказаться, если они не встроены в идентичность. Считайте себя человеком, который ценит любознательность, тянется к знаниям и обладает гибким мышлением. Формируя мнения, помните о факторах, которые заставили бы вас передумать.
- Ищите информацию и обращайте внимание на идеи, идущие вразрез с вашей точкой зрения. Читайте, что пишут люди, которые заставляют вас задуматься, даже если вы с ними не согласны.
Счастливый человек, занятый своим делом, не задумывается о своей продуктивности, он просто работает на максимуме возможного и любит это. Поэтому так важно пробовать и допускать ошибки, сомневаться и переосмысливать свой опыт. А еще действовать не откладывая, собирать собственные методы мышления, изучая все существующее на практике и в науке, и уделять внимание физическому развитию и тренировкам, чтобы получать от мышления максимум и быть более устойчивым психологически.
Будьте счастливыми, осознавая свои потребности и стремления, и используйте это личное состояние как инструмент и преимущество.
По материалам книг «Мышление как инструмент», «Подумайте еще раз» и «Безграничный разум»
Обложка: unsplash.com