Марк Хёрст, автор книги «Горшочек, не вари!» знает как справиться с информационной перегрузкой и «прокачать» навык собственной цифровой грамотности. Один из способов — медиадиета.
Это постоянно сокращающийся набор цифровых, печатных и иных источников информации, с помощью которого мы остаемся в курсе того, что имеет для нас профессиональное или личное значение.
Никто не создаст нам медиадиету. Более того, современные СМИ не хотят, чтобы мы на нее сели. Мы оказываемся более сговорчивыми как покупатели и граждане, если живем по инерции. Создание же медиадиеты — это своеобразный бунт, поскольку она позволяет существовать независимо от того, что хотели бы от нас издатели, а хотят они, чтобы мы потребляли больше информации. Но это единственный разумный выбор. Существование по инерции ведет к стрессу, отказ от информации — к невежеству.
Здоровая же медиадиета приносит долгосрочные дивиденды при сравнительно небольших вложениях времени и не очень строгой самодисциплине. С помощью цифровой грамотности вы сможете создать медиадиету, которая:
— основана на том, что важно для вас, а не для кого-то другого, например издателя или компании;
— опирается на минимум источников информации, которые, однако же, служат нужной цели;
— отсекает целый океан не имеющих значения или избыточных источников;
— станет активным инструментом, который можно будет изменять для своих целей;
— по мере возможности мала.
Нужно обратить особое внимание на последний пункт — уменьшение размера. Создавая свою медиадиету, следует опираться на возможно меньшее количество источников и тратить как можно меньше времени, но при этом оставаться полностью информированным. Никогда не забывайте, что время — ваш самый драгоценный ресурс, так что всегда ищите возможности пропустить, бегло просмотреть, отложить, сократить и удалить лишние источники из своей медиадиеты.
Постоянно нужно задаваться вопросом: «Стоит ли это моего времени?» на всех уровнях: по отношению к источнику («Стоит ли моего времени этот источник?»), разделу источника, статье, даже разделу или абзацу статьи, который вы читаете. Если ответ хотя бы раз будет «нет» — пропускайте, переходите к следующей статье или вообще выбрасывайте весь номер. Если с источником это происходит регулярно, подумайте, не стоит ли его вообще убрать из состава диеты.
В интернете существуют действительно ценные источники, но владеющие цифровой грамотностью достаточно разумны, чтобы не набрасываться на множество блогов «просто потому, что они есть». Доступность не означает ценности, так что таким образом можно просто потратить время. Вместо этого пользователь должен заняться таким же отбором источников, как и в случае с бумажными ресурсами. Одного или двух хорошо отобранных и наиболее полезных блогов обычно достаточно, чтобы удовлетворить потребности большинства пользователей. Непродуктивно пытаться потребить больше, чем способен переварить.
По материалам книги «Горшочек, не вари!»
Книга уже есть на Озоне.