Часто докладчики располагают огромным количеством материала, предназначенного для различной аудитории. К сожалению, большинство ораторов обрушивают всю эту лавину на слушателей, добиваясь при этом эффекта стеклянных глаз.
Историк Аманда Форман, автор нескольких бестселлеров, рассказывая газете Wall Street Journal о работе над книгой о Гражданской войне, преподала докладчикам ценный урок:
Плодом моих одиннадцатилетних изысканий стали 400 персонажей, разбросанных по четырем частям [Великобритании]. Материала было так много, что я едва могла описать первый день конфликта, не говоря уж обо всех четырех годах. Тогда я создала хронологию для всех четырехсот персонажей и избавилась от тех, чьи истории, как бы ни были они интересны, не пересекались с историями других персонажей. После отсева у меня осталось 197 персонажей.
Форман применила методику, известную в кругу профессиональных писателей под названием «Убей своих любимцев». Эту фразу обычно приписывают нобелевскому лауреату, романисту Уильяму Фолкнеру, на самом деле авторство принадлежит сэру Артуру Квиллер-Каучу, британскому писателю и критику, который в 1916 году в своей работе On the Art of Writing («О писательском искусстве») сказал:
Если вы чувствуете порыв сотворить исключительный писательский шедевр, повинуйтесь ему безоговорочно, но уничтожьте свой опус прежде, чем послать его в печать. Убейте своих любимцев.
Ему вторят Кристофер Маркус и Стивен Макфили, сценаристы приключенческого фильма «Первый мститель». В статье Word Craft («Искусство слова») Wall Street Journal они написали:
Адаптация материала для фильма — это всегда сокращение. Будь то роман или рассказ, реальный криминальный сюжет или комикс с семидесятилетней историей, наша первая задача — отсев. Если из-за этого придется потерять любимого кем-то персонажа, значит, так тому и быть. Не можем же мы всех поместить на экран. Любимцы должны умереть.
Подготовка презентации начинается со сбора всех составляющих выступления. Собрав все ингредиенты презентации, оцените значение темы для аудитории, а не для вас самих. Публика, наверное, не знает предмет так глубоко, как вы, да ей это и не нужно. Сообщите ей, который час, а не объясняйте, как изготовить часы. Оставьте только то, что действительно нужно слушателям.
После первого редактирования пройдитесь по тексту еще раз, а потом еще. Каждый раз вы будете смотреть на черновик свежим взглядом и находить очередного кандидата на вырезание.
Последуйте совету из классической работы «Элементы стиля» Странка и Уайта:
Всегда полезно перечитать свой текст позже и безжалостно удалить лишнее.
Стивен Кинг тоже следует этой методике. В автобиографической работе «Как писать книги» он представил записку, однажды присланную ему редактором:
Необходимо сократить по формуле: второй вариант = первый вариант – 10%
Обрабатывайте весь материал при подготовке, а не во время презентации. За сценой, а не перед аудиторией. Перефразируя цитату «Убейте своих любимцев», получим: «Если сомневаешься — удаляй».
По материалам книги «Мастера слова»
Книга есть на Озоне и в Лабиринте.