С чем у вас ассоциируется классика? Что-то большое, даже монументальное. Сложное. Все эти «что хотел сказать автор», кто кого любил, кто с кем воевал… Что-то школьное. Скучное.
«Так быть не должно», — решили мы. Запускаем «Читальный зал»: масштабный курс по русской классике и текстам современников — от Пушкина, Чехова и Булгакова до Водолазкина и Иванова.
За 6 месяцев погрузимся в 6 литературных эпох. Будем читать и обсуждать ключевые произведения: от «Недоросля» и «Шинели» до «Generation „П“». Вас ждут 18 занятий с филологами и литературоведами из МГУ, ВШЭ, ИМЛИ РАН. Разборы и лекции о культурном, историческом и философском контексте эпохи. Закрытый чат. Полезные материалы.
Мы, рожденные книгами
Начнем с небольшой провокации: что бы ни говорили в школе, русская классика — не «вечная». Она возникла лишь в XVIII веке, в эпоху, когда старые способы говорить о чувствах, морали и обществе — да что там, о самом человеке! — уже не работали.
И взяла на себя задачу найти этот новый язык. Или создать его с нуля. Создать этого нового человека.
Отсюда и разница в героях и образцах: у Карамзина человек — прежде всего чувства. Пушкин и Лермонтов создают романтических героев: свободных, мыслящих, разочарованных — и фатально «лишних». Блестяще объединив комедию и трагедию, Гоголь делает книги еще и зеркалом общественной жизни.
Однако герои все этих классиков — лишь типажи, хотя и бесконечно интересные и живые: «духовной жизни», внутреннего диалога, у них нет. Он появляется лишь у Достоевского. А сколько нового возникло в ошеломительно бурном XX веке — страшно и представить!
Русская литература никогда не была «просто литературой». Это целая лаборатория «человеческого».
И одновременно — пространство для споров о морали, вере и обществе. Она создала нас самих — то, как мы живем, мыслим и чувствуем. И в этом парадоксальном смысле — да, она «вечная», но только для нас.
Вечная в своей временности, конкретности.
Она всегда была зеркалом общества и самой жизни. И перечитывать ее нужно именно затем, чтобы понять, почему мы такие. Чтобы заглянуть в прошлое — и, быть может, узнать себя нынешних.
Что будем читать?
В курсе 6 тематических модулей, распределенных по месяцам. С января по июнь мы пронесемся по 6 эпохам — от «изобретения» русской литературы до зловещих, смешных и туманных глубин постмодерна. Но и между ними нас ждет много всего интересного: романтизм, плавно перетекающий в реализм, философский роман, гениальный Серебряный век, советская литература и «Новая Россия».
Мы подробно поговорим о более чем 20 великих книгах, каждая из которых — пронзительный «конспект» своего времени. Начав со слез «Бедной Лизы» и обломовщины, пройдем длинный путь — через «новых героев» Пушкина и Лермонтова до «большого русского романа» и малой формы Чехова и Куприна. И наконец окажемся в поезде вместе с альтер-эго Ерофеева, заблудимся в сорокинской «Метели» и выясним, как рекламировать счастье — разумеется, у Пелевина.
Будем говорить о новом языке чувств, деятельности и лени, «безликости» города, вечности и ничтожестве человека, рождении «внутреннего мира», литературной метафизике, символической тайнописи и зауми, сопротивлении «несвободе» и экспериментах над сознанием читателя.
Потому что это и есть литература: не застывший идеал, а вечный поиск.
Как все будет проходить?
Каждый месяц будет по 3 занятия. На двух основных будем разбирать ключевые произведения и авторов. Третье занятие — лекция, посвященная культурному, историческому и философскому контексту эпохи.
Хотя и на обсуждениях, разумеется, без этого не обойдется…
Вы можете заранее получить на почту список литературы (с чекбоксами!), чтобы готовиться к занятиям и отмечать прочитанные книги. Книг более 40, но читать всё-всё — необязательно: вы в любом случае получите цельное и системное представление об эволюции русской литературы, сможете послушать обсуждение «упущенных» книг и прочесть их после.
Кроме обсуждений, потренируемся в критике. Разумеется, в традиционном смысле этого слова, то есть в ученом, детальном и аргументированным разборе.
Подобная критика — это также и философия: ведь литература учит видеть сложность и многослойность мира, противоречия и трудные вопросы без однозначных ответов.
Читаем с карандашом
Для этого курса мы собрали звездную команду филологов и литературоведов — представителей РАН, ВШЭ, МГУ, ИМЛИ (много аббревиатур, знаем). Это значит, что чтение будет профессиональным: глубоким, детальным и «в контексте» — на уровень глубже сюжета. А еще читать и обсуждать книги в хорошей и увлеченной компании, смотреть на них чужими глазами и замечать все новые нюансы — это попросту восхитительное интеллектуальное удовольствие.
А вот какую еще пользу вы сможете получить от курса:
- Расширите свое видение литературы и общий кругозор
- Погрузитесь в «книжное» измерение истории и культуры России
- Получите шанс «дочитать» классических авторов и «освоить» упущенные эпохи
- Сможете «прокачаться» как писатель или копирайтер, «подглядев» рецепты у классических авторов
- И, наконец, поймете, как классика сформировала «нас сегодняшних»
Будем читать с карандашом то, что первый раз читали быстро и увлеченно. Погружаться в идеи с дискуссиями, узнавать новое и понимать глубже. Прислушиваться к «дружеским голосам» книг. И говорить о них так, как советовал Горький: с волнением и радостным энтузиазмом.