«Знай себя» — такова была первая заповедь оракула в Дельфах. Но что это значит — «знать себя»? Как я могу убедиться в том, что я действительно себя знаю — или, наоборот, знаю себя недостаточно и мне нужно работать над этим? Что это вообще такое — «я», «моя личность»? Разбираемся вместе с книгой «Стратегия личности» — гидом по личному и карьерному росту от экспертов «Сколково».
Бумажная книга Электронная книга
Три слоя личности
Согласно Макадамсу, личность состоит из трех слоев.
1. Характер
Это наши врожденные качества, таланты, склонности и предрасположенности. Макадамс также называет этот слой «психологией незнакомца». Что это значит? Когда мы знаем только качества характера человека, например агрессивный он или дружелюбный, интроверт или экстраверт, — мы на самом деле не знаем его. Но мы можем с некоторым успехом предсказывать его поведение.
Это самый нижний, базовый слой, близкий к биологии, и понимание на этом уровне позволит предсказывать автоматическое, бессознательное поведение в широком спектре контекстов. Когда мы знаем свой характер, мы понимаем собственные склонности и предрасположенности, свои ресурсы, сильные и слабые стороны.
2. Мотивации, цели и способы их достижения
Этот слой личности меньше связан с биологией и больше — с воздействием общества и культуры. Понимание на этом уровне позволяет лучше предсказывать осознанное, целенаправленное поведение человека. Цели — это ответы на вопрос «чего я хочу от жизни». Ценности — «почему это важно». Когда мы знаем свои ценности и цели, в нашей жизни есть вектор, направление.
3. Нарративная идентичность
Это самый объемный слой личности, и поэтому наши особенности на этом уровне труднее всего осмыслить. Нарративная идентичность — наша внешняя оболочка, истории нашей жизни, факты биографии. Здесь же находятся убеждения, которые мы почерпнули из жизненных историй, наш «опыт, сын ошибок трудных». А еще — морали тех историй, которые мы рассказываем себе про себя самих и про мир вокруг нас. Наши жизненные принципы, наш моральный кодекс.
Именно тут расположены стратегии — наборы способов, которыми мы собираемся достигать целей, уже имея в этом определенный опыт. Когда мы знаем историю нашей жизни и эта история осмыслена нами через призму наших принципов, ценностей и предрасположенностей, мы знаем себя во всей полноте. Мы знаем свой план.
Что такое «характер»?
Интроверты — экстраверты. Шизоиды — эпилептоиды. Соционика, MBTI, DiSC. Энеаграмма. Архетипы. «Хьюман-дизайн». Тест «Какой вы покемон». Трехфакторная модель Айзенка, семифакторная Хогана, шестнадцатифакторная Кеттелла. Можно ли вообще как-то описать характер человека, чтобы не запутаться? И какие термины для этого использовать?

Хорошая новость: прямо сейчас психология личности больше, чем когда-либо, приблизилась к консенсусу по вопросам характера. Оказалось, что самые распространенные модели — незаслуженно популярный в бизнесе четырехфакторный MBTI, доминирующая в академической психологии пятифакторная модель, ее ближайший шестифакторный конкурент HEXACO, семифакторная модель Хогана и даже античная двухфакторная модель Гиппократа — Галена с сангвиниками и холериками — описывают примерно одни и те же факторы, лишь по-разному их группируя.
Но есть несколько вещей, которые наука сегодня точно знает про характер:
• Характер стабилен. Когда мы даем одному и тому же человеку тест на характер с разницей в месяц или даже год, мы ожидаем получить примерно одни и те же результаты.
• Характер важен: он предсказывает поведение и жизненные достижения. Куда бы мы ни посмотрели, мы найдем заметные корреляции. Доходы, выбор профессии, продвижение в карьере, владение недвижимостью, брак и развод, академические успехи, депрессии и самоубийства, проблемы с законом, получение наград за общественные заслуги — практически нет в жизни вещей, на которые характер бы не влиял.
• Характер не предсказывает 100% поведения или жизненных достижений. Это не судьба. В разных исследованиях можно увидеть корреляции на уровне 10–30%. Поведение также будет объясняться интеллектом, ценностями и ситуационными факторами. В основном характер предопределяет автоматическое, бессознательное поведение.
• Характер может быть надежно измерен. Существует распространенная точка зрения, что, когда мы выявляем характер через опросники, мы узнаем только представления человека о себе (и то не очень точно, потому что люди дают в опросах социально желаемые ответы). В этой критике много правды. Однако нужно помнить, что у нас нет цели «измерить характер» ради измерения характера. У нас есть цель предсказать, как человек будет себя чувствовать, что он будет думать, что будут думать о нем другие люди, как он будет себя вести и какой будет результат.
• Характер в значительной степени определяется генетически. Сорок лет исследований в области поведенческой генетики показывают нам среднюю наследуемость черт характера на уровне 40–50%. К сожалению, мы пока не можем в полной мере подтвердить это на уровне молекулярной генетики, найти конкретные гены или комбинации генов, которые отвечали бы за интроверсию и экстраверсию. Если бы мы могли — было бы недалеко до таблетки, которая меняла бы характер в ту или иную сторону.
• Характер меняется. Чем старше человек, тем больший вклад в его характер вносит окружение и меньший — генетика. Характер меняется с возрастом в результате социального давления, гормональных изменений и целенаправленных воздействий, таких как терапия, коучинг или духовные практики. Характер также может стать немного другим из-за значимых жизненных событий. К примеру, учеба в вузе или первая работа делают людей более добросовестными, а рождение первого ребенка снижает экстраверсию.
• Характер предсказывает счастье и ощущение смысла в жизни. Не меньше 50% вариативности в уровне счастья и чувства смысла жизни можно объяснить чертами характера. Влияет характер и на другие сферы жизни.
Как начать знакомство с собой
Итак, характер — это что-то достаточно важное, чтобы говорить о нем, принимать те части характера, которые вы пока не можете поменять, и планировать некоторые изменения там, где вы их хотите.
В конце концов, вы не ваш характер. У вас есть характер. Вы можете на него влиять, пусть даже это долго и трудно, но в случае успеха в вашей жизни происходит много перемен. Характер влияет практически на все жизненные контексты и проявляется во всех сферах вашей жизни.
Рекомендуем начать знакомство с собой, заполнив личностный опросник по пятифакторной модели, HEXACO или модели Хогана. Их можно найти на русском или английском языках. Опросник Хогана коммерческий, и заполнение его будет стоить денег, чаще всего такие тесты оплачивают работодатели; остальные тесты есть в свободном доступе.
Все эти опросники хорошо изучены и проверены, в их надежности нет больших сомнений. Чем длиннее тест, тем он точнее. Для приемлемой точности на каждый фактор в опроснике должно быть отведено не менее 10 вопросов, то есть вам придется дать 50–70 ответов.
Подготовлено по книге «Стратегия личности».