Мифология чувашей — это уникальный сплав тенгрианства, элементов исламской и христианской традиций. В ее основе лежит глубокая связь с природой, почитание предков и сакральное отношение к родной земле. Заглянули в новинку «Чувашские мифы» и принесли несколько историй: о сотворении человека, незримых духах и «последнем времени».
Бумажная книга Электронная книга
Первые люди и собака
Чуваши считают, что когда-то на земле жили великаны-исполины Улыпы. Они были настолько огромными, что человек и конь с сохой спокойно помещались на одной их ладони. Улыпы появились задолго до людей, поэтому возможно, что во многих мифах о древних временах описываются именно они. Чуваши считают, что их народ пошел от союза Улыпа и обычной человеческой женщины, притом совсем недавно.
Первых людей верховный бог Турă сотворил своими руками. Тело он слепил из земли, кости из камней, кровь из воды, уши из ветра, глаза из солнечного света. Первые люди отличались красотой. Говорят, что их лица были подобны наливным яблокам, сверкали и сияли. Однако в их прекрасных телах пока не хватало жизни. Турă попробовал их оживить, но получились люди дикими, ходили на четвереньках. Не было у них души, поэтому, несмотря на свою красоту, выглядели они неприятно и отталкивающе. Понял Турă, что людям нужны души, а все они хранились на небесах.
Незадолго до создания человека Турă слепил собаку. Он сделал ее без шерсти, и она тоже была очень хороша собой. Творец посадил ее на цепь и приказал охранять спящих людей до его возвращения.
За всем этим наблюдал Шуйттан. Как только Турă поднялся на небо, явился он к собаке.
— Собака, почему ты просто так охраняешь этих созданий? Что тебе за такую услугу Турă даст? Правильно: ни-че-го! Если ты подпустишь меня к ним, я дам тебе теплую шубу, которая будет согревать тебя зимой. А еще угощу тебя вкуснейшей косточкой! — обольщал он ее.
Задумалась собака. Действительно, Турă просто дал ей приказ, а в награду ничего не предложил. К тому же тогда на земле было не так тепло, как сейчас. Шуба бы собаке не помешала… Отошла она в сторонку и стала грызть кость, которую дал ей Шуйттан.
Младшему брату-то только это и нужно было! Он начал плевать и сморкаться на человеческие тела, обмазывать их грязью, царапать и портить. Потом взял свою трость и на каждом теле сделал семьдесят семь различных отверстий. После всей этой грязной работы он подошел к собаке, усмехнулся, надел на нее шубу и удалился.
Вскоре спустился Турă на землю. Он принес души для каждого человека и был очень доволен. Но недолго длилась его радость. Его взору предстала ужасающая картина, которую он даже и вообразить не мог: его лучшие творения лежали грязные и испорченные. Заплакал тогда Турă и стал отмывать все нечистоты своими горючими слезами — но как ни старался, слизь и грязь никак до конца не сходили. Не захотел он ничего переделывать, а просто вывернул все человеческие тела наизнанку. Оказалось, что в таком виде они тоже выглядят неплохо. Из-за всей Шуйттановой грязи и слизи человек теперь кашляет и выделяет нечистоты, которые закончатся только перед его смертью.
А еще поначалу люди были бессмертными и жили бесконечно. Но грязь Шуйттпна заставляла их тела дряхлеть и стареть. Тогда человечество взмолилось: «Забери наши души, мы устали жить на земле».

Кто такие ийе?
У всякого объекта в нашей реальности, будь то постройка, дом или какой-нибудь родник, есть свой дух-хранитель. Все эти многочисленные духи называются у чувашей одним словом — ийе. Оно восходит к общетюркскому понятию, обозначающему «хозяин». Что же касается ийе, то это хозяин какого-либо места. Считается, что они живут по всему Светлому миру.
Кстати, раньше все ийе проживали в Верхнем мире — говорят даже, что совсем рядом с Турă, ведь он сам их и создал. Рассказывают еще, что первая ийе была хранительницей и божеством семьи и домашнего очага. У нее и самой было многочисленное семейство. К сожалению, ийе что-то совершили (о чем никому не рассказывают), из-за чего Турă разгневался и спустил их на землю. Поскольку их было очень много, то они и заселили все пространство: кто начал жить в домах, кто в хлеву, кто в бане, кто в воде, кто в поле, кто в горах, кто в лесу… Некоторых из них мы рассмотрим подробнее. Разумеется, ийе сильно озлобились на Турă из-за своих лишений и начали вредить любимому созданию Творца — человеку.
Чуваши говорят, что ийе незримы, но некоторые их все же видят, особенно дети. К одним пристает «худой ийе», к другим — «толстый ийе». От первых дети быстро теряют в весе, а от вторых, наоборот, полнеют. И только мудрые бабушки знают, что ийе отлипает от малыша лишь в том случае, если положить ребенка на хлебную лопату, накрыть тестом и трижды засунуть в горячую печку. И так говорят вовсе не ведьмы, а обычные добрые старушки, которые очень любят своих внуков.
Одни ийе продолжают помогать жителям своих домов, другие же стали демоническими и подпали под власть Шуйттана. Если первые приносят в дом счастье, то вторые насылают многочисленные болезни (рахит, горячку, искривления позвоночника, паралич, сумашествие), особенно если люди проникают в их пространство в неположенное время или нарушают запреты, коих немало, — например, пойти в баню после полуночи, без молитвы лечь на землю, оставить малыша в поле или в доме одного, лечь на границе между участками и т. д. Они учат вредным делам, пугают, путают и сбивают людей с дороги, катаются верхом на хороших лошадях до их изнеможения. Когда ийе воздействует на человека, то говорят, что он его «пожевал».
Могут показываться ийе и людям — просто чтобы напугать. Для этого они принимают ужасающий недочеловеческий вид. Люди видят ийе в образе уродливого человека, или человека с тремя глазами, или слепого, или без плеч, или без костей, или с горбом — и так далее. Иногда они принимают вид больных животных.
Чуваши с древних времен старались различных ийе задобрить. Например, готовили для них фигурки из теста в виде человека, лошади, быка, утки или гуся (настоящих животных жертвуют только божествам и Турă). Некоторых детей пугает Шыв ийи — водяной ийе, после чего ребенок становится сильно встревоженным. Такому ийе отдавали куколку, приговаривая: «Даю тебе душу вместо души».
Конец света
Чередование дня и ночи, сменяемость времен года, цикличность жизни и смерти — все это привело к тому, что у чувашского народа выработался стройный комплекс верований о конце света. Сейчас они называют его Ахăр самана — понятие, которое пришло из арабского языка и ислама и обозначает «последнее время», «конец». Чувашским вариантом названия считается Тĕнче пĕтни — «уничтожение мира».
Конец света… сама идея звучит пугающе для всего живого. Однако в чувашском миропонимании считается, что тут не о чем беспокоиться. У всего на земле свое время, в том числе и у нас — людей. Чуваши верят: после того как Турă уничтожит землю, он наполнит мир другими языками и народами. Один раз такая большая катастрофа уже происходила.
Чувашский миф об Ахăр самана гласит, что в следующий раз мир падет из-за огня, потому что люди теперь во рту носят огонь. Перед концом случится невероятная война, на которой будут сражаться железным оружием. Из него вокруг всей земли выстроят огромный железный забор. Говорят, что тогда из моря выйдет топор Али Пигамбара, который и уничтожит землю. Чуваши считают, что вся ее поверхность выжжется до красной глины, а потом придет чудище, что съест весь верхний слой. Поскольку в день Ахăр самана должны воскреснуть все мертвые, чтобы встретиться со своими родственниками, могилы необходимо копать глубоко, именно до красной глины, — чтобы покойники смогли встать. Мертвым в этом должна помочь Сăвап тăпри — Почва спасения, первый квадратный кусок земли, который кладется под изголовье гроба на похоронах. Его вырезают лопатой и произносят: «Усопшего (называют имя) дверь».
По материалам книги «Чувашские мифы»
Заказать: