Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Истории МИФа
Путь в МИФе: из веб-дизайна — в дизайнеры книжных обложек
сегодня

Елена Исупова
Елена Исупова

В октябре 2016-го Алина Глас пришла в МИФ на роль дизайнера в контент-отдел. Ее основной задачей стали иллюстрации для email-рассылок (получалось классно!). Но в душе она мечтала о другом — делать обложки для книг. И недавно эта мечта стала реальностью. В интервью с Алиной поговорили о ее пути, о том, как превратить любимое дело в постоянную работу, и над какими проектами издательства она работает прямо сейчас.



Это тоже Алина. А здесь можно встретить ее работы

— Алина, расскажи, как ты пришла в МИФ?

— Меня позвал сюда друг, который работал в издательстве копирайтером. Он тоже из Екатеринбурга. Я как раз искала новое место: ушла из офиса, думала про удаленку или фриланс. А еще хотела рисовать. Дизайн-отдел в МИФе тогда был небольшим, так что меня прикрепили к команде контента, которую возглавляла Юля Баяндина (сейчас — партнер и содиректор издательства). Сначала я рисовала картинки для рассылок, потом у нас появились соцсети и блог — я стала делать баннеры, открытки.


Первые работы Алины в МИФе: для рассылок, блога и соцсетей

— А кто ты по образованию и чем занималась раньше?

— По образованию я архитектор. На последнем курсе даже работала по специальности у своего преподавателя — проектировала коттеджи, интерьеры. Но уже на третьем курсе я начала понимать, что это не мое, еще и пропали уроки живописи, рисунка и скульптуры. Поработав по профессии полгода после окончания УРГАХИ, я окончательно убедилась что заниматься архитектурой больше не хочу.

Если говорить про опыт, то на втором курсе я подрабатывала графическим дизайнером, делала афиши, буклеты, меню для сети заведений. Последней моей офисной работой было производство наружной рекламы. После двух лет я ушла в никуда просто потому, что не могла больше заниматься посредственным дизайном (еще и в офисе).

— Когда ты поняла, что хочешь создавать обложки для книг?

— С самого начала. Примерно через год я сказала о своей мечте Юле Баяндиной, а она отправила меня к арт-директору Алексею Богомолову. Он дал мне задание — придумать новую обложку для книги «Жизнь на полной мощности». Я предложила несколько вариантов, но и идеи, и исполнение были слабыми. Мне не хватало практики, насмотренности, чувства стиля. Не знала, что такое «московский» и мировой дизайн. В общем, было понятно, что браться за обложки рано. И надо еще подучиться, набраться опыта


Первая проба собрать обложку

— Это было сильное разочарование? У тебя опустились руки или ты наоборот решила как-то прокачаться?


*Британская высшая школа дизайна

— Я и сама понимала, что уровень пока слабоват, что мне надо расти. К тому же какое-то время спустя меня «прицепили» к дизайнерам — отдел и компания стали расти. Виталик Бабаев и Женя Савкина (сейчас — креативный директор цифровых продуктов) курировали мое развитие, например, подсказали, что у меня слабая верстка. Тогда я записалась на интенсив, стала много практиковаться. Еще я прошла курс детской книжной иллюстрации в Британке*, это тоже было полезно.

— А как случилась твоя первая обложка?

— В 2023 году арт-директор Алексей Богомолов пришел ко мне с предложением нарисовать серийную обложку. Другой художник не смог взяться за этот проект, а я сразу согласилась. Это была книга Максима Батырева «Предприниматель до 18 лет» — в уже знакомом стиле, с лентами. Все получилось.

Еще какое-то время спустя я написала письмо арт-директорам — о своем желании продолжать. Мне ответили, появился еще один кейс (очень быстро сделали, дизайн утвердили с первого раза). Вот так я стала делать обложки как фрилансер — не оставляя основных задач веб-дизайнера.


Обложки с дизайном Алины

— А что было дальше?

— В последний год я работала в МИФ.Курсах. И понимала, что хочу двигаться дальше. Однажды открыла наш сайт, увидела там две подходящие вакансии: дизайнер обложек для Young Adult-направления и дизайнер обложек прикладного нон-фикшна. Сначала выбрала первую: там так красиво, иллюстрации шикарные. А потом поняла, что азиатский стиль — это не мое, да и в целом мне больше подходит прикладной нонфик. Написала арт-директору Антону Героеву, мне дали тестовое задание. Нужно было подобрать 3-5 обложек, которые я считаю удачными, и столько же неудачных, и аргументировать свой выбор. Затем сделать дизайн обложки. А потом пройти собеседование с руководителями. В этот раз всем понравилось и меня взяли на испытательный срок, а недавно официально перевели на новую должность.

— Теперь ты книжный дизайнер. А чем эта специальность отличается от книжного иллюстратора?

— Иллюстратор только рисует. Он не собирает обложку: не делает верстку текстовых блоков, не собирает макет разворота. Это некая техническая работа, которую делает дизайнер. Я делаю и то, и другое: и рисую, и собираю макет. Этим занимаются все наши книжные арт-директора. А есть иллюстраторы, к которым в зависимости от задачи мы обращаемся как раз-таки за картинкой

— Алин, а ты как-то определяешь стиль своих иллюстраций?

— Он у меня есть, но в целом я могу рисовать по-разному. Это зависит от задачи, от обложки. К некоторым художникам действительно приходят за их стилем. Например, Selcha Uni создала для нас много узнаваемых обложек. Но обычно в коммерческой иллюстрации ты не можешь рисовать так, как тебе захочется. Все-таки есть задача, и для ее достижения ты используешь визуальный образ который поможет раскрыть содержание книги и привлечь зрителя.

— Расскажи немного о том, как ты работаешь над обложкой? Как построен процесс, какой у тебя самый любимый этап?

— Мой любимый этап — это когда ты отправляешь коллект (макет собранный в «Индизайне»), в таблице сдач обложек ставишь «Сдано» и строчка подсвечивается зеленым:-) То есть все согласовано, обложка уходит на препресс, а оттуда в типографию.

А вообще процесс начинается так: мне приходит техническое задание на разработку обложки от редактора. Там прописаны все данные: какой должен быть текст на первой сторонке, какими будут заголовок и подзаголовок, о чем книга, какой у нее инсайт, какая аудитория и какие ее потребности книга закрывает, будет ли привязка к серии, какие есть пожелания от редакции. Если книга серийная, там все понятно — есть рамки, в пределах которых ты работаешь. А иногда нужно придумать обложку с нуля. Если какие-то штуки мне непонятны, я иду к ответственному редактору, и он рассказывает мне о книге еще больше: дает выжимки, делится идеями, подсказывает, каким может быть образ. Читать книгу для этого не нужно. В крайнем случае мне могут дать синопсис.


И еще несколько работ

— А сколько может быть вариантов обложки в процессе работы?

— Очень много. Это зависит от того, как долго вы ищете: иногда решение приходит быстро, иногда нет. В последний раз я нарисовалиа 15-20 разных вариантов и ни один не подходил. К такому нужно быть готовым. Ты никогда не знаешь, сколько придется искать тот самый образ. Важно развивать в себе устойчивость к правкам (этому я научилась за 8 лет работы в МИФе). Правки это нормально.

— Над чем ты сейчас работаешь и какие проекты сдала недавно?

— Недавно сдала обложку книги о конфликтах — ту самую, у которой был миллион вариантов. А прямо сейчас работаю с серией NEON Pocketbooks: это бестселлеры МИФа, которые мы издаем в мягких обложках по приятной цене. Они оформлены в модерново-конструктивистском стиле и в целом довольно просты по дизайну: один и тот же шрифт, выносные элементы, три цвета. А название NEON появилось потому, что у них обычно яркий цвет. Сделать верстку текста для меня просто, самая большая трудность сейчас — это подобрать цвета так, чтобы они не совпадали с уже имеющимися покетами. А их уже очень много.

— Вернемся к твоей мечте. Почему все-таки тебе хотелось делать обложки, чем они тебе так нравились?

— Для меня книга — это сверхценность, что-то важное, значимое. Условно говоря, книга с моей обложкой разлетится по всему миру. Она будет стоять на книжных полках, ее будут читать. Я понимаю, что делаю что-то важное и для мира, и для себя. И потом вижу результат своей работы, свое имя в выходных данных — непередаваемое ощущение. Те же веб-иллюстрации нельзя подержать в руках и понюхать:-)

— Могла бы ты что-то посоветовать тем, кто тоже хочет быть книжным дизайнером?

— Во-первых, хотеть — это уже много. Если человек чего-то хочет, то он будет идти к своей цели. Он просто не сможет жить спокойно. А какие-то трудности (тебе отказали, тебя развернули), не говорят о том, что нужно остановиться. Со мной, собственно, так и было — наверное, в этом и есть моя история успеха.

Помню, как Юля Баяндина с самого начала говорила мне: «Давай, пробуй, пиши арт-директору, пусть он даст тебе задание». Она верила в меня и это тоже поддерживало. Подсказала, что есть много способов достичь цели.

В общем, мой совет такой: если искренне хочешь чего-то, не сдавайся!

Если вы хотите рисовать обложки и иллюстрации для книг, приходите на курс «Книжный иллюстратор». Вас ждет полное погружение в мир книгоиздания — с экспертами МИФа (арт-директорами, дизайнерами, редакторами и даже совладельцем Дмитрием Утробиным) и художниками, которые с нами работают.

Похожие статьи