Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Проза
«Я могу не писать, но буду». Анна Бауэр о создании «Слова Вирявы»
вчера

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

В серии «Солнечными тропами» пополнение — «Слово Вирявы» — этническое фэнтези, основанное на мифологии эрзян и мокшан. История о возвращении к корням, поиске идентичности и преодолении внутренних барьеров. Здесь оживают древние легенды, языческие божества и сказочные создания, а в центре сюжета — героиня, которая оказывается втянутой в магический круговорот событий.

Автор книги, Анна Бауэр, не понаслышке знакома с миром финно-угорского фольклора. Она родилась и выросла в Мордовии, с детства впитала местные предания, а затем воплотила в художественной форме. В интервью Анна рассказывает о работе над рукописью, идеях и важных мыслях книги.

Бумажная книга Электронная книга



«Слово Вирявы»

Что вас вдохновило на эту книгу? Как появилась идея написать роман именно на эту тему?

Главным источником вдохновения послужили богатая мифология и колоритный фольклор эрзян и мокшан. Многие божества и хтонические создания из дошедших до нас легенд и сказок известны мне с детства, которое я провела в Мордовии. Давайте на минутку перенесёмся в комнату к Ане-дошкольнице, которая листает «Мордовские народные сказки»: маленькой ладошкой она прикрывает картинки, кажущиеся ей слишком страшными, но всё равно читает книгу — с замиранием сердца и восторгом.

Это издание до сих пор хранит моя мама в Саранске. На одной из иллюстраций изображена такая потусторонняя, мистическая Вирява, что мне до сих пор жутко.

Большое влияние на меня оказало творчество художников-этнофутуристов Юрия Дырина и Андрея Алешкина. Будучи студенткой, побывала на их выставке в Саранске и даже написала об этом статью для газеты. Тогда я, конечно, не думала, что много лет спустя впечатления вплетутся в собственный роман.

Конкретная идея написать этническое фэнтези родилась около трёх лет назад, во время обучения на курсе Писательской академии «Эксмо». Мастера поставили нам задачу придумать концепцию фэнтези-романа. Я тогда задумалась: какую бы взять редкую мифологию? И тут же поняла, что далеко ходить не надо. Нужно просто обратиться к этнографическому и фольклорному материалу моей малой родины. После курса много дорабатывала сюжет, параллельно совершенствуясь в различных литературных мастерских.

В начале 2023 года синопсис и первые главы рукописи высоко оценило бюро «Литагенты существуют». Известная писательница Уна Харт (Анастасия Максимова) сказала мне прямо на питчинге: «Я влюблена в эту историю». Это стало лучшей мотивацией дописать книгу в кратчайшие сроки.

Расскажите о книге: о чем она для вас? Кто ваш любимый герой и почему?

«Слово Вирявы» — история о возвращении к истокам в декорациях современной и фэнтезийной Мордовии. Я поднимаю в ней темы поиска идентичности, воссоединения со своим Родом и преодоления травмы человека, забывшего родной язык.

В книге переплелись исконный фольклор эрзян и мокшан, языческий пантеон, стилизованные легенды, приключения, мистика, юмор, а также тропы: «сильная героиня», «Одиссея» и «красавица и чудовище».

Что касается любимого героя, то моё авторское сердце стучит вместе с сердцем Куйгорожа. Оно у него медленное, как у змеи, но гонит по телу горячую, совершенно человеческую, кровь. Поэтому и линия Куйгорожа развивается неспешно, как бы задним фоном. Однако в определённый момент читатель наверняка заметит, что, оказывается, успел горячо привязаться к нему.

Куйгорож, герой мокшанских сказок, в моей истории получил человеческий облик, сохранив основные мифические черты. У совозмея тяжёлая доля и непростой характер. Окружающие считают его чудовищем, однако он находит в себе силы день за днём бороться со своим проклятием. Лишь за одно это его можно уважать.

Куйгорож действительно опасный, но удивительно верный — и причина тому, конечно же, не только проклятие, которое привязывает его к хозяину. Мне кажется, у этого героя есть все шансы стать новым книжным «крашем».

Каким читателям будет интересна ваша книга?

  • Тем, кто думал, что нашёл своё место в жизни, а потом потерялся
  • Тем, кому интересна исконная этника в современной подаче
  • Тем, кто хочет лучше узнать эрзянско-мокшанскую культуру или познакомиться с ней
  • Тем, кто хочет пощекотать себе нервы и посмеяться, читая одну и ту же книгу
  • Тем, чьё сердце бьётся в Мордовии
  • Тем, кто вообще-то не любит этническое фэнтези, но готов рискнуть ещё раз

Как вы попали в МИФ?

В МИФ меня «выдала замуж» профессиональная литературная сваха — литагентка Уна Харт. До свадьбы дело дошло прямо-таки стремительно. Рукопись сразу заинтересовала издательство, её быстро вынесли на редсовет. Буквально в течение месяца мы получили «да». Я ответила тем же.

Что вам понравилось в работе с издательством?

Я в восторге от того, насколько профессионально и тесно выстроен контакт авторов с издательством — ответственным редактором, шеф-редактором, отделом маркетинга. Они постоянно на связи, помогают словом и делом.

Кроме того, у МИФа есть рабочий чат, где авторы могут напрямую общаться с командой издательства. Там вывешивают важные объявления, которые касаются внутренних вопросов и участия в мероприятиях, а авторы могут задать волнующие их вопросы. По-моему, это бесценно.

Ну и чтобы авторы других издательств упали в обморок, отмечу, что в МИФе гениальная команда по продвижению. У них куча креативных идей, они приходят к тебе сами и говорят: «А накидай, пожалуйста, идей вот по такому вопросу, а мы сделаем красивый пост/статью».

Какой этап работы над книгой был самым приятным / неприятным / легким / сложным?

Самой неприятной была фаза «дописывания» рукописи. Муж и сын уехали на рождественские каникулы, а я осталась одна дома, чтобы завершить работу над черновиком. Около недели мой распорядок выглядел как день сурка: подъём — завтрак — рукопись — обед — рукопись — ужин — рукопись — сон. Ночью рукопись тоже снилась.

Самым приятным и в то же время сложным был этап создания обложки и иллюстраций. Именно в этот момент я почувствовала большую сопричастность к книге как рыночному продукту. По сути, я стала частью команды и разделила с ней и ответственность, и радость от результата. Далеко не во всех российских издательствах такое возможно.

Получилась ли обложка так, как вы ее себе представляли?

Все обложки для серии «Солнечными тропами», где вышла моя «Вирява», создаёт самобытная российская художница Таня Дюрер, поэтому я изначально хорошо представляла себе, в какой стилистике будет выполнена иллюстрация.

Ответственный редактор Ольга Мигутина попросила меня написать «техническое задание», где я подробно описала несколько своих идей. На обложке мне хотелось видеть главную героиню Варю и её мифического помощника — Куйгорожа — полусову-полузмею. А ещё — дерево с дуплом, потому что оно играет ключевую роль для сюжета.

Мы несколько раз «примерялись» к этим образам, заново компоновали их, мучали Татьяну, но в итоге получили сбалансированную композицию: главная героиня Варя тянется рукой к парящему над ней Куйгорожу, а на заднем фоне считывается дерево с кругом-дуплом, внутри которого размещено название книги. Учитывая, что круг — обязательный элемент обложек серии, у нас получилось идеально его обыграть.

Расскажите о своих читательских привычках

В дорогу беру «читалку» с несколькими электронными книгами. А дома предпочитаю бумажные издания.

В плане аудиоверсий я привередливая. Голос чтеца часто привносит в текст не те интонации, которые мне хотелось бы слышать. В равной степени не люблю, когда книгу начитывают подчёркнуто нейтрально.

Поэтому для «Слова Вирявы» я выбрала тёплые, пластичные голоса Ольги Замолодчиковой и Павла Потапова. Они разыграли настоящую аудиопьесу. Слушаю сейчас их исполнение и восхищаюсь. Видимо, «Слово Вирявы» станет первой аудиокнигой, которую я прослушаю до конца.

Дайте совет молодым писателям: как написать книгу? Как научиться писать?

Мало слушать лекции, переходить из одной школы писательского мастерства в другую, скакать по конкурсам. Надо просто писать что-то действительно важное для себя. Начинать с малого и постепенно двигаться вперёд.

Я рада, что не стала ни вечным курсантом, ни вечным конкурсантом, хотя соблазн получить относительно дешёвый дофамин был высок. Вокруг любого конкурса, в рамках любой школы формируются комьюнити со своими «тараканами»: одни ноют, другие злятся, третьи просто троллят друг друга. Важно в этом болотце не завязнуть, не потерять себя, не обжечься о чужие эмоции и вовремя двинуться дальше.

Где купить:

МИФ WB Ozon Читай-город

Рубрика
Проза
Похожие статьи