С раннего возраста, всматриваясь в реакции взрослых на свои действия, ребенок выстраивает внутренний образ самого себя. Именно в этот момент появляются черты двух фигур, которые будут сопровождать его всю жизнь: внутреннего критика и защитника. Об этом в новинке «Невидимая часть души» говорит психотерапевт Виктория Потапова.
Бумажная книга Электронная книга
Взрослый как зеркало
Родители и другие близкие взрослые становятся зеркалом для ребенка — теми, кто его отражает. До появления речи оно довербально. Всматриваясь в мимику, движения взрослого, воспринимая ритм голоса и дыхания, ребенок замечает, на какие его проявления взрослый реагирует с принятием, а какие отвергает. Еще до понимания слов он уже улавливает оттенки эмоционального отношения родителей к своим проявлениям.
Мария знает, что плакать при других людях нельзя. Как только слезы подступают к ее глазам, она начинает чувствовать тревогу. Ей становится страшно. Один раз она смогла рассказать об этом своей подруге. «Тебя ругали в детстве, когда ты плакала?» — сочувственно спросила подруга. «Да нет. Не могу такого вспомнить, — ответила Маша. — Знаешь, так с раннего детства было. Просто страшно плакать, и все. Хотя особо никто и не ругал. Мама всегда гордилась тем, что я сама успокаивалась. Рассказывала, как с самого рождения оставляла меня одну в люльке проплакаться и я спокойно там потом засыпала».
Внутренний критик
Внутренний критик, как пазл, складывается из всех ситуаций, в которых человек с первых дней жизни проживает непринятие своих эмоций, действий со стороны значимых людей. Он как будто внутрь себя прописывает «знание» — если почувствуешь/сделаешь вот так, от тебя отвернутся, на тебя будут злиться, тебя разлюбят. С появлением речи к этому прибавляются еще мысли и суждения ребенка. Такое «знание» становится правилами, призванными сохранить столь важные для ребенка отношения, помочь найти наилучший способ быть принятым и одобренным. Но со временем они начинают проецироваться на отношения со всем миром, ограничивая, блокируя спонтанность и подталкивая переживать боль отвержения раз за разом. Внутренний критик как будто бы постоянно производит оценку по старым меркам, контролируя и ограничивая, ставя нас в позицию «со мной что-то не так».
С появлением речи он получает голос и набор своих индивидуальных «что-то не так», составленный из указаний и оценок, услышанных от значимых других. Часто ими становятся те слова, которые были сказаны нам в момент нашей эмоциональной открытости, уязвимости тем, кто был рядом, но захвачен скорее своими эмоциональными процессами и не смог эмпатично заметить и отразить наше состояние и объективно описать ситуацию. Взрослый, критикуя, часто не видит реального ребенка перед собой, а проецирует свои страхи, переживания на происходящее и защищается от собственных чувств через неприятие и критику. Так, части внутреннего критика могут становиться своеобразным наследством, передаваемым из поколения в поколение. Внутренний критик может быть полутеневой фигурой, находящейся частично в сознании, а частично в бессознательном, проявляясь через неприятие своего тела, психосоматические симптомы и тревогу.
Читайте также:
Внутренний защитник
В противовес внутреннему критику формируется внутренний защитник. Он складывается из всех добрых, поддерживающих взглядов, которые человек встречает в отношениях с близкими людьми с первых дней жизни. Хочется верить, что первым кирпичиком для его фигуры становится любящий взгляд мамы, которым она встречает его при появлении на свет. Затем фигура защитника проходит схожие стадии довербального и вербального отражения, вбирая в себя опыт разделенности. Она укрепляется, когда взрослый, смотря на ребенка, старается разделить и отразить его чувства, мысли, мотивы поступков, потребности, пропустив их через себя и вернув их, не давая оценки, но сочувствуя и стараясь понять.
Эти две внутренние фигуры присутствуют внутри нашей психической реальности, иногда наперебой давая комментарии к нашим поступкам и мыслям. От того, какая из них имеет больший объем, зачастую зависит, как нам привычнее относиться к себе.
По материалам книги «Невидимая часть души»
Обложка поста — freepik.com