Тотемные животные, мир, возникающий то ли из яйца, то ли из хаоса, загробная жизнь, которая разворачивается здесь и сейчас, но не видна глазу. Мифология народов Тропической и Южной Африки — это причудливый сплав культур и верований многочисленных племен. Открыть ее поможет наша новинка. Принесли несколько любопытных мифов из нее.
Бумажная книга Электронная книга
Мифы Тропической и Южной Африки
Мир из двух яиц
Среди космогонических мифов народов Тропической Африки находим миф о сотворении мира из двух яиц. Это космогонический миф фали (Камерун).
В самом начале возникновения мира было два яйца: одно яйцо черепахи, а другое — жабы. Каждое из этих яиц совершало спиралевидные движения в противоположные друг от друга стороны. Яйцо черепахи было женского рода и двигалось по часовой стрелке, а яйцо жабы — мужского рода и двигалось против часовой стрелки. Эти два яйца представляли собой пару в процессе совокупления. Во время своего вращения яйца сталкивались друг с другом, и их оболочки разбились. Из яиц вышли животные и папайя (символ всех растений). Они разбрелись по двум половинкам яиц, которые продолжали вращаться. Черепаха, двигаясь вдоль пространства с запада на восток, проделала глубокий ров в воде, тем самым она провела ось. Получился единый участок земли, разделенный на две части рвом, который находился в воде.
Позже на востоке появился первый человек по имени Дино. Он спустился с неба на землю по бобовой лиане. Его сопровождало солнце, которое вывело неподвижную землю из ночи. Человек посадил в землю одно красное зернышко проса, полученное от бога. Он устроил себе дом в дупле баобаба. Затем с неба на землю пошел первый дождь, который затопил бы землю, если бы не жаба. Она появилась с востока и разделила воду на стоячую и бегущую. Она перерезала ров посередине. Таким образом, жаба поделила землю на четыре части, каждая из которых имела свой центр и направление. Жаба задала водам разное течение.
Творение Вселенной в космогонических мифах о мировом яйце начинается с процесса раскалывания яйца на две половины. В ряде случаев с темой рождения и раскалывания яйца связан всемогущий бог, как в мифе бамбара. В последнем приведенном мифе хаос представлен в виде двух космических яиц, которые были созданы не богом, не птицей, а черепахой и жабой. Черепаха в африканской мифологии символизирует землю, а жаба — воду, вот почему мироустройством земли занимается черепаха, а мироустройством водного пространства — жаба.
Имя бога
Имен высшего существа в Африке много. Это связано в первую очередь с разнообразием африканских народов, каждый из которых нарекает своего бога по-своему.
В мифологии народов банту Нзамби (букв. «создатель мира, бог») является творцом мира и всего сущего. Он считается отцом предков. Согласно представлениям народов бассейна Конго, Нзамби бессмертен и существует вечно. Африканцы испытывают к нему глубокое уважение и почтение. Он создатель не только человека, животных и растений, но и социальных институтов, обычаев, правил, табу. Нзамби — творец неба, луны, солнца и звезд. В мифах народа лунда (ДРК, Ангола) упоминается река Катукангонья или Катокангонья, где Нзамби создал животных и растения, породил первых людей. Сначала люди жили там, где их создал бог, а потом по совету Нзамби все, кроме лунда, разошлись по свету.
Важно заметить, что африканцы не называют детей именем Нзамби, в отличие от христианской культуры, где принято давать детям имена святых. Тот, кто посмеет назвать так своего ребенка, обрекает его на смертельную опасность, так как это богохульство, оскорбление и насмешка, по мнению африканцев, перед лицом бога. Однако взрослого человека можно назвать Nzambi antoto — «бог земли», когда необходимо подчеркнуть его статус, положение или авторитет. Часто дети так называют своего отца, так как в этом случае он является продолжателем, последователем акта творения бога. Африканцы относятся с большим уважением к Нзамби — это уважение детей к своему отцу, отцу человечества.
Баобаб — перевернутое дерево
Многие африканские народы называют баобаб «перевернутым деревом». Действительно, внешним видом он отличается от других африканских деревьев. Верхушка баобаба больше похожа на корни, чем на крону. Ни одно другое африканское дерево не окутано таким количеством мифов и легенд, как баобаб.
Необычный вид растения послужил главным мотивом этих историй. Бушмены говорят, что богу неба не нравился баобаб, растущий у него в саду. Когда он увидел дерево, то вырвал его и бросил на землю. Согласно другой версии, всемогущий бог посадил баобаб в долине реки Конго, но дерево стало жаловаться на сырость. Тогда бог пересадил его на склон Лунных гор, но и здесь ему не понравилось. Рассердившись на постоянные жалобы дерева, бог вырвал его и кинул на сухую африканскую почву, и с тех пор баобаб растет вверх корнями.
Как разделились земля и небо
Мифы многих народов Тропической и Южной Африки рассказывают о том, что вначале небо находилось так низко над землей, что они были соединены. Люди могли дотронуться до неба рукой. Один из мифов догонов рассказывает, что небо висело так низко, что гиена своими лапами смогла оставить отметины на луне, а люди из- за этого не могли расти во весь рост. Миф народа бва (Буркина-Фасо) объясняет причину разделения неба с землей, из- за чего люди лишились небесной благодати.
Вначале был бог. Небесный свод, где он жил, был так близко расположен к земле, что можно было прикоснуться к нему рукой. Это было время счастья, мира и изобилия. Однажды женщина фульбе несла на голове связку дров. Она постоянно задевала ею небосвод. Тогда она в шутку попросила бога, если он не возражает, поднять повыше небосвод. Бог услышал ее молитву. Он поднял высоко небосвод и оставил людей отныне на милость низших сил, потому что он никогда не вмешивался в их жизнь.
Большинство мифов народов Тропической Африки о близости неба с землей имеют мотив съедобного неба. В них повествуется о том, как женщина отрывала куски неба и добавляла их в блюдо в качестве приправы, или о том, как женщина толкла в ступе какой-то злак и пестиком оттолкнула небо от земли. Небо поднялось так высоко, что уже никто не мог до него достать. Таким образом, согласно мифологическим представлениям африканцев, разделение неба с землей произошло по вине женщины. Игбо говорят, что мир был хорош в древние времена, но его испортил человек.
Заяц и хамелеон
Африканцы с большим уважением относятся к хамелеону. Он является символом мудрости, что хорошо видно из фольклора. В одном из африканских мифов рассказывается, что бог Нзамби отправил на землю хамелеона сообщить людям, что после смерти они вернутся в лучшую жизнь, нежели на земле. Но так как хамелеон очень медлительный, бог послал на землю еще и зайца. Он сразу помчался, не пожелав дослушать все до конца, и повсюду начал распространять весть о том, что люди должны будут умереть навсегда. Хамелеон шел очень долго, к тому времени, когда он пришел, уже было поздно исправлять ошибку зайца. Мораль заключается в том, что поспешность всегда может привести к несчастью.
Африканцы называют хамелеона всесильным богом, который может появляться в различных формах. Некоторые народы бассейна реки Конго верят, что ведут свое происхождение от Мудрого хамелеона. Способность ящерицы менять свой окрас африканцы воспринимают как хороший знак.
По материалам книги «Мифы Тропической и Южной Африки»
Обложка поста — unsplash.com