На курсе «Текст как инструмент» я стала собирать разные писательские упражнения — на креативность и разгрузку. За год собрала внушительную подборку: делилась только тем, что пробовала сама. В статье — семь практик, которые помогут расписаться, креативить и, возможно, найти новые идеи для вашего текста.
Алена Хромова, выпускница курса «Текст как инструмент»
Из собственного опыта
Какое-то время я занималась каждый день, но стала уставать и чувствовать себя загнанной в собственную придуманную систему. Все это не приносило мне ни удовольствия, ни новых компетенций, ни желания продолжать. Так я перешла на другой режим — пробовать новое упражнение раз в неделю, если сильно хочется — два раза в неделю.
Упражнения помогают мне в работе: я коммерческий редактор, работаю со статьями для бренд-медиа и корпоративных блогов. Глаз часто замыливается, а душа просит чего-нибудь новенького. Выполняя практики, я отвлекаюсь и могу придумать новый формат или пару фишек для текста.
№ 1. Нелепые вопросы
Придумайте несколько вопросов, которые вы маловероятно встретите в обычной жизни, и ответьте на них. Упражнение поможет развить фантазию.
Примеры
Вопрос. Если бы на меня напал дракон, как бы я могла защититься?
Ответ. Скорее всего, я бы сдалась в его объятия. Постаралась бы своей нежностью и лаской убедить его в том, что могу принести больше пользы живой. Например, показала бы мир: разные страны, ландшафт, климат, растения и водоемы. Возможно, это бы смягчило сердце дракона.
№ 2. Противоположности
Составьте словосочетания, к которым захочется добавить «Это невозможно!» Упражнение учит соединять контрастные явления и характеристики. Его описал Марк Леви в книге «Гений внутри».
Пример. Она лежала на черством шелке, закинув ногу на ногу, и тихонько выкрикивала первые строчки припевов.
№ 3. Довлатовщина
Напишите четыре предложения. Внутри предложения не должно быть слов на одну букву. Таким способом сам Сергей Донатович пользовался, когда писал свои книги. Он объяснял это тем, что использует разнообразие языка. Старался даже, чтобы предлоги не повторялись. Все для создания собственного стиля. Упражнение расширяет словарный запас.
Пример. Вечером я ходила в канцелярский магазин. Купила фломастеры пастельных оттенков. У меня были похожих цветов карандаши. Теперь могу нарисовать метафору на развороте лавандового блокнота — девочку за огромным сердцем.
№ 4. Но, следовательно
Напишите текст, где предложения будут чередоваться: первое — вводное, второе начинается с «но», третье — со «следовательно». При этом цепочка не должна прерываться. Практика развивает логическое мышление. Таким вариантом упражнения поделились со студентами на практикуме «Пишут все! Autumn camp».
Пример. Я пошла в книжный, но не смогла найти вывеску, следовательно, не попала внутрь, но нашла книжку в интернете, следовательно, в книжный не так уж и нужно.
№ 5. Чувства
Напишите текст из двух частей: с любовью и ненавистью к одному событию. В происходящем не меняется набор действий, но изменяется отношение. Упражнение позволяет посмотреть на одну ситуацию с разных сторон. Такой вариант практики возник из программы театрально курса — можно не только играть одно событие с разными эмоциями, но и описывать его.
Примеры
Я смотрю документальный фильм о депрессии. Мне тяжело видеть пациентов психиатрической клиники, которые из года в год проводят там время. У них потерянные и пустые глаза, иногда — легкая улыбка. У медработников видна усталость в каждом действии, и кажется, что они вот-вот подадут заявление на увольнение.
Я смотрю документальный фильм о депрессии. Он как будто бы обо мне: я такая же потерянная, как и пациенты психиатрической клиники, и уставшая, как медработники.
№ 6. Временная дыра
Опишите события, которые происходят в одном месте, но в разное время. Например, сегодня и вчера, в Средневековье и до нашей эры, в 11:00 и в 23:00 одного дня. Упражнение помогает изменить данные, сохранив условия.
Примеры
1950 год. В коммуналке пять комнат, в каждой живет семья. В первой — мама, папа и трое детей, во второй — беременная девушка с мужем, в третьей — двойняшки с бабушкой, в четвертой — родители и годовалый малыш, а в последней — мама с двумя сыновьями. Дети часто ходят в гости друг к другу или играют вместе в общем коридоре.
2024 год. Комнаты перестроили в студии. Сейчас две студии пустуют, в первой живет парень, во второй — пара, а в третьей — я. В основном у нас всегда тихо, хотя мы все работаем из дома.
№ 7. Синонимы
Вспомните два-три синонима. Если не получается, воспользуйтесь словарем. Найдите различия: почему эти слова похожи, но не означают одно и то же. Упражнение помогает увидеть разницу между смежными понятиями. Такой вариант предлагают студентам педагогических вузов. Это тяжелее, чем кажется.
Примеры
Специальность — это отрасль. Например, офтальмолог, хирург или онколог.
Квалификация — это уровень по конкретному направлению подготовки. Например, бакалавр или магистр.
Самое приятное в упражнениях — им не нужно уделять по паре часов в день. Достаточно 10−15 минут, можно писать через день или два. Этого будет достаточно, чтобы развивать креативность. Еще можно использовать «дорожный вариант» — проигрывать варианты в голове, например, пока едете в метро.
Не стоит зацикливаться только на том, что хорошо получается: так вы отточите лишь один навык. Практика показывает, что полезно чередовать упражнения, а еще лучше — расширить базу своими собственными. Надеюсь, упражнения помогут вам расписаться и усилить писательские навыки.
Обложка статьи: фото из личного архива Алены Хромовой.