6 ноября стартует курс-тренажер для творческого мышления «Взлом креатива». Программа такая мощная, что искрит! Девять недель будем генерить креативные стратегии, определять архетипы брендов, учиться понимать аудиторию, продумывать айдентику, писать тексты, работать с визуалом и создавать свои проекты. Приглашаем копирайтеров, дизайнеров, SMM-менеджеров, маркетологов, эйчаров, арт-директоров, продюсеров, тимлидов, блогеров: всех, для кого творчество — часть работы и жизни.
Курс совсем скоро, поэтому прямо сейчас давайте потренируемся подходить к задачам креативно. Вот три упражнения из книги «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно».
Космическое существо
Вообразите существо, живущее на другой планете с другой атмосферой в отдаленной солнечной системе, и нарисуйте его. Интересный факт: большинство людей рисуют существ, которые напоминают земных, хотя могли придумать что угодно. Они рисуют существ с органами зрения, слуха и обоняния, а также руками и ногами с двусторонней симметрией. Вместо того чтобы создать что-нибудь уникальное и непредсказуемое, основная часть группы создает существ, у которых много общего друг с другом и с особенностями типичных земных животных.
Люди, рисующие космических существ, могли бы использовать любую базу знаний (например, о геологических формациях, перекати-поле или облаках) и придумать что-то особенное и новое. Но большинство людей не делают этого, и поэтому на их рисунках возникают существа, обладающие земными свойствами.
Структурированное воображение связано с тем фактом, что, даже когда для генерации новых идей мы используем свое воображение, эти идеи структурированы очень предсказуемым способом в соответствии с существующими понятиями, категориями и стереотипами. Это верно независимо от того, идет ли речь об изобретателях, художниках, писателях, ученых, дизайнерах, бизнесменах или повседневных мечтах людей о лучшей жизни.
Сравните проблему с чем-либо необычным
Стремясь понять проблему, сравните ее с чем-нибудь необычным. Тем самым вы разбиваете задачу на различные части и анализируете их, чтобы увидеть, позволяет ли это понять суть вопроса или сделать ее каким-либо образом знакомой.
Например, однажды группа дизайнеров искала идеи для новой осветительной арматуры. Они сравнили осветительную арматуру с обезьяной и представили ее, бегающую вокруг дома с фонарем. Эта мысль помогла им создать трековую систему освещения.
Итак, задайтесь метафорическими вопросами, например:
— На какое животное похожа эта проблема? Почему?
— Чем эта проблема похожа на батарейку для фонарика? Как это сходство может стимулировать новые идеи?
— Если бы вашей проблемой была лужайка, каковы были бы сорняки?
В рамках курса экологии группа студентов проводила мозговой штурм для поиска новых идей в области переработки отходов. Их интересовал следующий вопрос: «Какая известная историческая личность лучше всех подходит для аналогии сути этой проблемы?»
Один студент предложил братьев Райт из-за их широты интересов в области авиации. Используя это сравнение, другой студент установил связь между братьями Райт и своим хобби — авиамоделизмом. Он объяснил, как смешивает старые, оставшиеся краски для создания уникального бежевого цвета, чтобы отличать свои модели от других. Это натолкнуло на мысль другого студента, предположившего, что такой же принцип должен применяться при переработке отходов.
В итоге они создали компанию, которая собирает старую краску, смешивает ее и продает. Они назвали эту краску «бежевая землистая».
Я — фотоаппарат
Это упражнение поможет научиться непредвзято смотреть на вещи. Представьте, что вы — фотоаппарат, в то время как другой человек будет играть роль фотографа. Фотограф стоит позади вас. Ваши глаза — линзы, а правое плечо — затвор фотообъектива. Держите глаза (линзы) закрытыми, пока фотограф не станет делать снимок, слегка стукнув по вашему правому плечу (затвору).
Быстро откройте и закройте глаза подобно тому, как это делает затвор фотокамеры. Вас водит фотограф, направляя за плечи и ставя так, чтобы различные сцены были прямо перед вами. Сделайте это несколько раз, чтобы вы перемещались и делали моментальные снимки.
Задача фотоаппарата — точно, без искажений фиксировать каждую деталь картины. Открывайте глаза только на секунду. Все, что вы должны делать, — видеть то, что находится перед вами, без каких-либо предвзятых понятий о каждой из фотографий, которые вы делаете.
Это наблюдение без каких-либо заранее заданных представлений, что очень важно. Обучение тому, как преодолеть свои предвзятые мнения при столкновении с новой проблемой, крайне важный элемент в творческом процессе.
P.S. На «Взломе креатива» будет очень много теории и практики! Просмотрите полную программу и экспертов курса, впечатлитесь — и приходите.
Начинаем вот-вот: 6 ноября.