Еще Юнг говорил, что цель психологического роста — стать более целостным. Но что это значит? Представляем новый формат материалов в блоге МИФа — разбор. Будем говорить о разных понятиях из психологии и саморазвития. Давать определение, приводить примеры и объяснять, как развить (или побороть) то или иное качество в себе. Начнем с целостности личности.
Самооценка: шесть столпов фундаментального счастья
Целостность: определение понятия
Психотерапевт Натаниэль Бранден в книге «Самооценка: шесть столпов фундаментального счастья» говорит: целостность — это слияние воедино идеалов, убеждений, стандартов, верований и стилей поведения. Если наше поведение соответствует декларируемым ценностям, а идеалы — практическим действиям, то мы обладаем целостностью. Поэтому прежде чем поднимать вопрос целостности, нужно удостовериться в том, что мы обладаем моральными убеждениями относительно того, что уместно, а что нет.
Психоаналитик Лиза Марчиано в книге «Дарующая жизнь» дополняет понятие: стать целостным — это быть способным полностью переживать все эмоции, сомневаться в себе, признавать ошибки, проявлять страстный интерес к окружающему миру, принимать двойственность своей натуры, слушать внутренний голос и использовать собственные силу и авторитет в интересах защиты себя и тех, кого мы любим.
Стать целостным — значит уметь быть игривым, испытывать благоговейный трепет и смеяться над собой. Это означает быть способным защитить себя, когда это необходимо, но в остальное время отбросить эту защиту, чтобы изучать окружающий мир с открытым сердцем, готовым удивляться чудесам и уязвимым к боли. Возможно, больше всего для обретения целостности нужно проявлять любопытство к самому себе, чтобы, сталкиваясь с каждым новым испытанием, которое преподносит жизнь, глубже постичь тайны своей души.
Целостность как соответствие
Целостность означает соответствие. Слова должны соответствовать поведению. У каждого человека есть знакомые, которым он доверяет, и те, к которым он относится с недоверием. Если мы задумаемся о причинах, то увидим, что в основе всего кроется соответствие. Мы доверяем соответствию и подозрительно воспринимаем несоответствие.
Согласно исследованиям, многие сотрудники в корпорациях не доверяют начальству. Почему? Из-за несоответствий. Красивые заявления о миссии, не поддерживаемые на практике. Доктрина уважения к личности, опороченная в действии. Лозунг «Клиент превыше всего» на стенах, не подтвержденный на деле. Проповеди о честности — и мошенничество проповедника. Обещание справедливости — и фаворитизм.
Однако в тех же компаниях есть руководители, пользующиеся доверием. Почему? Они держат слово. Следуют своим заявлениям. Не просто обещают блюсти интересы своих подчиненных, но делают это на практике. Не просто восхваляют справедливость, но поступают справедливо. Не просто советуют быть честными и цельными, но сами так живут.
Одной группе руководителей психотерапевт Натаниэль Бранден дал следующую основу предложения: «Если я хочу, чтобы люди считали меня достойным доверия…» А затем предложил ее закончить. Вот что получилось: «Я должен держать свое слово», «Я должен быть беспристрастным в отношениях», «Я должен меньше говорить и больше делать», «Я должен придерживаться того, о чем заявляю», «Я должен защищать интересы своей команды», «Я должен быть последовательным». Любой руководитель, желающий стать достойным доверия, прекрасно знает, что для этого требуется.
Есть родители, которым доверяют их дети. Есть и другие, к которым у детей доверия нет. Почему? Принцип тот же самый: соответствие. Дети не всегда могут поделиться тем, что они знают. Но они знают.
Конечно же, сложные моральные решения нельзя принимать только на основе подобных утверждений, хотя порой они могут оказаться полезными. Жизнь в соответствии с принципами морали требует серьезных размышлений.
Целостность и чувство вины
Суть вины, большой или малой, — моральные упреки в свой адрес. Я поступил неверно, хотя возможно было поступить по-иному. Вина всегда связана с выбором и ответственностью, и неважно, чувствуем ли мы ее сознательно или неосознанно. Но обязательно нужно отдавать себе отчет по поводу того, что в нашей власти, а что нет, что нарушает, а что не нарушает нашу целостность. В противном случае мы рискуем обвинить себя без нужды.
Давайте поразмыслим о вине и о том, как быть в ситуациях, когда мы несем личную ответственность. Для восстановления чувства целостности после конкретного ее нарушения требуются пять шагов.
1. Нужно признать, что именно мы совершили определенное действие. Нужно встать лицом к лицу и полностью принять реальность, не отвергая и не убегая от свершившегося факта. Признаём, принимаем, берем на себя ответственность.
2. Нужно понять, почему мы поступили так, как поступили. Мы делаем это с состраданием (как описано в практике самопринятия), но не ищем оправданий.
3. Если ситуация связана с другими людьми, как часто бывает, нужно открыто признать перед соответствующим человеком, что мы нанесли ему вред. Мы проговариваем понимание последствий своего поведения. Признаём, как их вызвали. Мы проговариваем понимание чувств обиженных.
4. Нужно предпринять все возможные действия, чтобы исправить или свести к минимуму нанесенный вред.
5. Мы твердо решаем в будущем вести себя по-иному.
Практика № 1. Метод завершения предложений
В одних сферах мы хорошо прорабатываем целостность, а в других нет. Стоит задуматься: что мешает вам практиковать целостность во всех жизненных сферах? Что бы было, если бы мы всегда придерживались своих ценностей?
Вот основы предложений, которые могут помочь при анализе. Закончите их — и посмотрите, что вам откроется.
- Целостность для меня означает…
- Если я подумаю, в каких сферах мне трудно практиковать целостность…
- Если я буду осознаннее подходить к сферам, где мне трудно практиковать целостность…
- Если я внесу в свою жизнь на 5 процентов больше целостности…
- Если я внесу в свою работу на 5 процентов больше целостности…
- Если я внесу в свои отношения на 5 процентов больше целостности…
- Если я буду придерживаться ценностей, которые искренне считаю верными…
- Если я откажусь следовать ценностям, которые не считаю верными…
- Если я сделаю самооценку высшим приоритетом…
В первую неделю проработайте первые четыре основы, остальные четыре — на следующей неделе. В выходные займитесь такой основой: «Если что-то из того, что я написал, истинно, было бы полезно…» Если вы решите с полным осознанием подходить, например, к своей работе, то, возможно, обнаружите, что жить целостно стало проще.
Практика № 2. Ловим ощущение целостности
Большую часть жизни мы задаемся вопросом: «Я правильно все делаю?» Но что вы почувствовали бы, если бы узнали, что все нужное для ощущения целостности уже находится в вас? Опробуйте практику из книги «Время для себя», чтобы поймать это ощущение.
- Постелите что-нибудь на пол, прилягте и вытянитесь во весь рост.
- Доверьтесь твердой поверхности пола и расслабьте скованные области в теле.
- Представьте все 37 триллионов клеток в вашем теле в виде маленьких светящихся сфер, которые озаряют и оживляют ваше естество.
- Почувствуйте пульсирующую жизнь внутри «я». Поблагодарите клетки, которые трудятся для вас прямо сейчас.
- Теперь положите одну ладонь на сердце, вторую — на живот. Почувствуйте дыхание внутри себя и скажите: «В этот миг я стремлюсь пребывать в центре своей сущности».
- Остановитесь здесь и погрузитесь в чувство целостности, жизни и завершенности, где ничего не нужно добиваться.
- Каждый день находите время, чтобы насладиться реальностью собственной целостности.
Повторяйте эту практику минимум раз в день в течение недели.
Целостность как источник самооценки
Целостность является источником самооценки. Когда наше поведение противоречит нашим же суждениям о морали, мы падаем в собственных глазах. Если подобное поведение входит в привычку, мы теряем доверие к себе. Вот история автора книги «Самооценка: шесть столпов фундаментального счастья».
— Вы думаете, это некрасиво — накручивать счет на служебные расходы? — спросил меня клиент. — Все так делают.
— Думаю, — сказал я в ответ, — что в этой ситуации вас что-то беспокоит, иначе вы бы не подняли эту проблему.
— Я работал с этими основами: «Если я стану жить на 5 процентов целостнее…» — и на другой день, когда я начал составлять счет… не знаю, мне стало как-то неуютно. Я почувствовал, что делаю что-то неправильно.
— Ложь вызвала у вас дурное чувство, — заметил я.
— Да, поэтому я составил счет по-честному, а потом, позднее, спросил себя: может, я простофиля?
— То есть вы спросили себя: зачем беспокоиться о целостности, если других это не заботит?
— Черт, нет, если бы я так думал, я бы… — Он внезапно замолчал и уставился в пространство.
— Что?
— Вот то, что вы сейчас сказали, ведь так оно и есть, верно?
— Но если так, встает естественный вопрос: может, спросить себя, что вы называете приемлемым поведением?
— Но я считаю, что лгать по поводу расходов неправильно! — в полной растерянности воскликнул он.
— Тогда в чем вопрос?
— Когда я делаю что-то, что считаю неправильным, у меня возникает… ну, знаете… дурное чувство.
— Интересно, какой позиции вы будете придерживаться в будущем?
— Я чувствую себя чище, когда поступаю честно.
— Так вы утверждаете, что с точки зрения самооценки честность — лучшая политика?
— Выходит, так.
— Полагаю, это очень важное замечание.
***
Что еще? Целостность не гарантирует наилучшего выбора; она только требует предпринять все возможные усилия: сохранять осознанность, опираться на знания, действовать рационально и четко, отвечать за сделанный выбор и его последствия, не пытаться сбежать в затуманенность сознания.
Обложка поста — freepik.com