Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Никто не хочет общаться с роботом — всем нужен живой человек». Интервью с актрисой и бизнес-тренером Мариной Мазеповой
6 сентября 656 просмотров

Ольга Паньшина
Ольга Паньшина

Как навык выступлений помогает в жизни? Что важнее: поставленный голос или харизма? Почему появляется страх публики? И в чем секрет успешной речи? На эти и другие вопросы попросили ответить Марину Мазепову — бизнес-тренера по публичным выступлениям, преподавателя МВА, актрису театра и кино.

Скоро в МИФе стартует курс «Сила слова» для тех, кто хочет выступать эффектно, убедительно и с удовольствием. Чтобы смело заявлять о себе и проявляться, быть услышанным и получать желаемое. Промокод BLOG даст приятную скидку — 30%.

 

— Зачем осваивать ораторское искусство обычному человеку — не артисту и не политику?

— Во-первых, все древние философы утверждали, что речь — это мышление человека. И умение красиво говорить — способность логически мыслить. Навык ораторского искусства в первую очередь развивает интеллект, наше мышление, способность думать.

Во-вторых, сегодня такой мир: чтобы вас увидели, заметили и уж тем более пошли за вами — вы должны владеть навыками ораторского искусства, доносить свои мысли до людей, убеждать их, выражать свою точку зрения. Для этого не надо быть артистом и политиком. Ежедневно мы сталкиваемся с тем, что предлагаем людям свои услуги, продвигаем свои проекты и свои идеи — в компании, в школе, в социуме. Мы выстраиваем эту коммуникацию через умение общаться с людьми и умение доносить свои мысли. Поэтому ораторский навык полезен каждому.

— Как использовать этот навык не только на работе, но и в жизни?

— Мы все его уже используем. Вопрос, скорее, в том, как развивать. Вот тут я бы рекомендовала побольше читать вслух. И не только читать, а все, что увидели, услышали, прочли, прочувствовали — пытаться проговорить, выразить свою мысль.

Если мы задаем вопрос, как использовать этот навык, то я бы дала совет: когда вы общаетесь с людьми, учитесь не просто давать ответы на вопросы, которые вам задают, но и размышлять вслух.

Нас в школе учат пересказывать сюжеты. А в реальности надо учиться осмысливать то, что мы прочитали или посмотрели, и выражать свою мысль.

О чем был фильм или книга? Чем они мне понравились? Что я для себя вынес из этого? Что я думаю по поводу того, что я прочитал или увидел? Вот через такие высказывания мы и развиваем свое мышление, а самое главное, мы становимся интересными собеседниками для окружающих людей.

— Какие качества нужны, чтобы стать хорошим оратором?

— Я считаю, что в первую очередь желание. Желание владеть этим навыком, готовность к общению. Второе качество — искренность. Быть искренним, не бояться быть самим собой, смело доносить свои мысли до людей. Еще быть щедрым: выступать не только с целью убедить и побудить, а также с желанием делиться. Делиться с людьми тем, что вы знаете, что умеете, помочь им сделать свою жизнь чуть-чуть лучше.

На мой взгляд, это самое главное. Когда человек выходит, прежде всего, поделиться своим взглядом на какую-то проблему и показать, как то, чем он владеет, или то, что он предлагает, может помочь людям — тогда его речь будет более успешной. У него становится больше шансов повлиять на людей.

Спикеры забывают, что люди, которым дали слово — это люди, которым доверяют и от которых ждут помощи.

Забыть об этом — самая неправильная вещь, которую могут сделать выступающие.

— Что важнее: поставленный голос или харизма?

— И голос, и харизма — это, по сути, внешнее проявление нашего внутреннего состояния. Что такое харизма? Это энергия. А голос — это колебание воздуха, которое выражается в виде звуков. И когда мы внутренне уверены, раскрепощены, свободны, когда мы в чем-то убеждены, когда мы искренне открыты, наш голос начинает звучать. Он насыщается красивой мощной энергией. И даже при не очень четкой дикции человек, говорящий от души, искренне и убежденно, имеет возможность влиять на аудиторию и затрагивать сердца людей.

С другой стороны, поставленный голос, натренированный, хорошо звучащий — которым владеют, например, артисты — становится мертвым и безликим, если человек формален. Поэтому главное — наше внутреннее желание и готовность общаться с людьми, взаимодействовать с ними.

Когда мы выходим перед аудиторией и чувствуем искреннее желание поделиться с людьми чем-то, дать им частичку себя и вкладываем в свою речь душу, то у нас очень красиво звучит голос. Он воздействует на сердца людей: не только на умы, но и на сердца. И вместе с голосом такой спикер излучает мощную харизму. Тут все взаимосвязано. Если внутренне человек зажат, не уверен, закрыт или равнодушен, то даже харизматичные люди становятся не харизматичны. Их энергия блокируется, а голос становится громкий, но пустой — в одно ухо влетает, в другое вылетает.

Хороший спикер должен передавать энергию даже через камеру.

— Из чего состоит успешное выступление?

— Для ответа на этот вопрос нужно понимание, что любое выступление — это в первую очередь общение. Такое же, как если бы мы вели диалог, сидя за столом с чашечкой чая в руке. И вот это очень важно осознавать. Когда мы выходим на сцену и внутренне настроены на общение, то возникает контакт и выступление становится успешным.

Когда человек выходит из позиции «я сейчас должен донести какую-то информацию до людей, что-то презентовать, рассказать, доказать, убедить», то здесь происходит блокировка взаимообмена. Почему? Потому что при такой позиции мы делаем акцент на информации, на словах, но забываем о самом важном — обмене энергиями. Общение — это, прежде всего, взаимообмен, когда один человек дает, излучает энергию, а другой ее принимает: внутренне соглашается или не соглашается с позицией.

Второй важный момент успешного выступления — это, конечно, ваше внутреннее состояние. Человек бывает в одном из двух состояний, когда общается с другими людьми:

  1. Нужда. Это страх потерпеть поражение, совершить ошибку, услышать в ответ несогласие. Это сомнение, зависимость от оценки окружающих.
  2. Состояние достоинства. Это внутренняя уверенность, убежденность, искренность. И самое главное — это принятие того, что люди могут с тобой согласиться или не согласиться.
Из состояния достоинства любая речь становится успешной.

Немаловажную роль играет и содержание — то, что именно мы говорим. Нужно, чтобы оно несло ценность для людей. Слушая нас, они должны услышать важные для себя мысли. Человек должен думать: «Ух ты, а я тоже так хочу!» или «Ой, вот это хорошая идея, как я могу применить ее в своей жизни?».

Ценность — это не только то, что мы даем, если презентуем какой-то проект, продукт. Ценность может быть в вашей истории, когда вы рассказываете, как решили конкретную проблему, или делитесь своим мнением относительно определенного вопроса. И, слушая вас, люди начинают ловить возможности, моменты, о которых они не задумывались или позабыли. Но услышав, они понимают, что это то, что нужно. Это то, что поможет им улучшить свою жизнь.

— Откуда берется страх публики? Как его побороть?

— За годы работы я поняла, что главной причиной страха публичных выступлений является неправильное представление о том, что такое публичные выступления. И здесь, на мой взгляд, ноги растут из школы.

В школе нас в большинстве случаев учат не столько думать и выражать свои мысли, сколько пересказывать чужие. В этом есть большая проблема, потому что, выходя к доске, ребенок ставит перед собой следующие три задачи:

  1. Как можно четче и правильнее пересказать заученный параграф.
  2. Верно ответить на вопросы учителя.
  3. Получить хорошую оценку.

Эта модель приводит к тому, что формируется три социальных страха, которые неотступно следуют за нами, являются причиной страха публичных выступлений и вообще страха общения с людьми.

Первое — это страх потерять контроль над ситуацией. Второе — совершить ошибку. Третье — страх оценки.

В школе у нас формируется первый неправильный опыт публичных выступлений. Это приводит к тому, что уже взрослые люди, будучи успешными, продолжают нести программу ученика. Выходя на публику, они внутренне ощущают себя ребенком, который должен красиво пересказать заготовленную речь, ответить на все вопросы аудитории и получить заслуженную «оценку» — доверие этой аудитории.

Такой подход приводит к тому, что мы начинаем бояться, что о нас подумают люди. И чем выше статус человека, тем сильнее страх, потому что важно не ударить в грязь лицом. Зависимость от мнения и оценки окружающих побуждает нас волноваться, переживать стремиться к идеальности. В результате мы получаем то, что получаем.

Как побороть страх?

В первую очередь нужна практика, практика и еще раз практика. Чем больше вы выступаете, тем быстрее понимаете, что ничего страшного в этом нет, и начинаете получать удовольствие от процесса.

Второй важный момент — хорошая подготовка. К сожалению, многие не умеют правильно готовиться, и я учу этому на курсе.

От качественной подготовки зависит 80% успеха речи.

Третье — это смена убеждений относительно публичных выступлений. Все страхи в голове, поэтому работать нужно с собой, со своим внутренним состоянием и мышлением. А дальше все получится.

— Страх выступать и неуверенность в себе — одно и то же?

— Я бы сказала так: это не одно и то же, но страх выступать является прямым следствием внутренней неуверенности. Когда мы зависим от оценки окружающих, когда боимся совершить ошибку, провалить выступление, выглядеть неидеально, услышать «нет» в ответ — все это порождает страх говорить. Поэтому страх публичных выступлений лечится в первую очередь через работу со своей уверенностью. Именно с этого лично я начинаю обучение учеников.

— Как актерское мастерство влияет на навыки выступлений?

— Когда ко мне приходят люди на курс ораторского искусства, я всегда предлагаю им параллельно пойти на курс актерского мастерства. Объясню почему. Если курс ораторского искусства больше направлен на то, чтобы дать правила, техники и приемы для красивой убедительной речи, то актерское мастерство — это в первую очередь проработка глубинного состояния своего «я». Это познание себя через игры, через упражнения, понимание своих эмоций и чувств. В результате высвобождается энергия и снимается внутреннее напряжение.

Через актерское мастерство человек становится более свободным и раскрепощенным.

Это то состояние, которое я называю состоянием достоинства: когда ты принимаешь себя таким, какой ты есть, когда ты не боишься выражать себя, быть таким, каким хочешь быть. Это состояние важно для публичных выступлений.

Марина преподает в театральной мастерской «АНТРЭ» — владеет не только ораторскими приемами, но и актерскими.

— Что делать, чтобы тебя слушали?

Для начала самому быть включенным в процесс выступления — общаться, хотеть отдать что-то аудитории. Нужно не просто формально выступать, а направить энергию и внимание на людей.

Как только мы становимся формальными, то есть просто воспроизводим текст, мы выступаем в роли говорящего чат-бота.

Никто не хочет общаться с роботом — всем нужен живой человек. А живой человек — это всегда внимание. Он заинтересован в общении, он излучает энергию, желает поделиться чем-то, готов к вопросам и к диалогу. Это основа того, чтобы вас слушали.

— Расскажите, почему так популярны выступления TED Talks. В чем их секрет?

— Дело в том, что в основе выступлений в стиле TED лежит очень важная вещь — идея. Это главная мысль, которую хочет донести спикер и которая откликается другим людям. Когда человек выступает, пронося идею сквозь всю свою речь, люди слышат не просто какие-то мысли — у них формируется мотивация. Потому что идея — это, как правило, решение общей проблемы в рамках озвученной темы. Она помогает людям улучшить качество своей жизни. Мы все хотим жить хорошо, поэтому когда мы слушаем других спикеров, нам хочется перенять их опыт.

Кроме этого, в основе выступления в стиле TED лежат истории. Сторителлинг сам по себе очень эффективен, потому что это не только информация, это еще эмоции.

История — метафорический и при этом практический способ донести главную мысль до людей.

Большая ошибка спикеров — когда человек пытается теоретизировать, говорить общие фразы. Гораздо убедительнее рассказать реальную историю, особенно если она из личного опыта. Это позволит показать, как именно та идея, которую спикер доносит до людей, повлияла на его жизнь.

За счет идеи и сторителлинга выступления в стиле TED считаются сегодня самыми эффективными — как с точки зрения деловых коммуникаций, так и среди мотивационных, информационных выступлений в целом.

— Можно ли научиться говорить как спикеры TED? Что для этого нужно?

— Конечно, можно научиться. Спикеры TED — люди, которые просто владеют риторическими приемами и навыками ораторского искусства. Все это вполне доступно каждому человеку, нужно только три вещи.

  • Первое: поработать со своими страхами, сомнениями, неуверенностью, если такие есть.
  • Второе: понять структуру. Это вопрос правильной подготовки, когда мы тщательно продумываем, что говорим, выстраиваем идею.
  • Третье: отрепетировать. Все спикеры TED-конференций в обязательном порядке неоднократно репетируют. Более того, прежде чем выпустить их на большую сцену, спикеров прослушивают, возможно, дают рекомендации.

Говорить красиво и запоминаться, улучшать жизни людей своими идеями — все это доступно, если у вас есть желание научиться и готовность двигаться в нужном направлении.

Курс «Сила слова» с Мариной Мазеповой вот-вот стартует. С 11 сентября начнем погружение в ораторское мастерство. Научимся добиваться результата словом и выступать из состояния удовольствия, а не преодоления. Присоединяйтесь. И не забывайте про промокод BLOG — он даст скидку 30%.

Похожие статьи