Как возраст влияет на нашу психику и мозг? Зачем нужна ментальная гигиена? И что можно сделать, чтобы гармонично пройти через все жизненные этапы? Узнали секреты психологического здоровья у Ириной Парфеновой, психолога, гештальт-терапевта, супервизора, специалиста в области кризисов и травм, эксперта курса «Долго и счастливо». Разговор вышел очень интересным и объемным, поэтому мы разделили его на 2 части.
Зовем на курс, где собрали ученых и практиков, изучающих тему долголетия и Anti-age. Они расскажут, что предлагает наука, чтобы жить здоровой жизнью как можно дольше. А вы сможете составить личный health-план и начать его реализовывать. Промокод BLOG даст приятную скидку — 30%.
— Какие основные психологические изменения происходят с возрастом?
— Психологические изменения очень сильно связаны с тем, что происходит с нашим телом, с нашей социальной жизнью и с событиями, что наполняют жизнь. Самые стремительные изменения происходят в детстве, когда формируется мозг ребенка. Например, в раннем детстве развивается лимбическая система, которая отвечает за эмоциональное регулирование, память и социальное поведение. Это влияет на способность ребенка воспринимать и регулировать эмоции, формировать привязанности, взаимодействовать с другими.
В жизни мы можем замечать, как дети расстраиваются, казалось бы, без причины. Эти моменты хорошо демонстрируют то, как ребенок воспринимает мир. Его представления ограничены малым опытом, а время ощущается как что-то бесконечное или не ощущается вовсе. Малышу нужно адаптироваться к тем условиям, где он растет, поэтому мы можем видеть интересные особенности мышления: например, дети склонны в семейных проблемах винить себя, идеализировать родителей до подросткового возраста, приравнивать ссору к катастрофе. Волевые процессы (перестать играть и пойти вовремя спать, проснуться утром в школу, убраться дома) также еще развиваются и требуют регулировки со стороны родителей и воспитателей.
После 20 лет поведение становится более стабильным и организованным, благодаря развитию префронтальной коры. Увеличивается самосознание и способность к саморегуляции. Человек начинает лучше понимать свои цели и ценности. Улучшаются навыки, связанные с исполнительными функциями и когнитивной гибкостью, что позволяет более эффективно решать проблемы и адаптироваться к новым условиям. Память и способность обучаться могут достигать своего пика.
Молодых людей больше начинает волновать тема отношений с родителями (через призму сепарации/индивидуации). Они стараются отделить семейные ценности от своих, нащупать, что им на самом деле важно. Для них становятся все больше актуальны романтические отношения и поиск себя в них. Часто бывает, что первые отношения весьма зависимы или токсичны. Через них человек нащупывает свои границы. Желаемое сталкивается с реальностью. В этот период хочется одного, но навыков для реализации еще не достаточно. Это касается и выбора профессии.
Вопросы самореализации ходят рядом с сепарацией от родителей. Бывает, что родители выбирают специальность, что свидетельствует, например, о недостаточных ресурсах, чтобы отделиться. Выбор профессии может быть мотивирован желанием доказать отцу или матери, что молодой человек не так глуп, как те думают. Выбор профессии может быть протестом. Только позже, по мере того, как будет формироваться независимая индивидуальность, человек сможет ориентироваться больше на то, что ему самому интересно.
После 40 лет начинается постепенное снижение объемов серого вещества и нейронной плотности, особенно в префронтальной коре. Становится сложнее учиться новому. Однако, многие когнитивные функции остаются стабильными, если активно поддерживать умственную активность и здоровый образ жизни. Накопленный жизненный опыт и знания компенсируют эти изменения, позволяя сохранять эффективные стратегии решения проблем. Самоощущение может меняться в сторону большей зрелости и принятия, но также могут возникать вопросы, связанные с возрастными изменениями и социальными ролями.
У женщин начинается перименопауза, а затем менопауза, что может вызывать перепады настроения, изменения в метаболизме и физическом состоянии. Накануне этого периода женщины переживают о своей привлекательности, волнуются о будущем, задаются вопросом: «Хочу ли я еще детей?». У мужчин уровень тестостерона также начинает снижаться, что может влиять на энергию и либидо. Замедление метаболизма может приводить к увеличению веса и комплексам, связанными с этим, если не удается скорректировать питание.
К этому времени человек проходит ряд переломных периодов, которые сильно влияют на то, как он воспринимает себя и мир вокруг. Родительство, смена работы, переезды, потери — все это преломляет его мировоззрение. Если кризисы пройдены, человек может опираться на прожитый опыт, прощается с иллюзиями справедливости, безопасности, бессмертности. Ощущает время как что-то конечное, очень ценное.
Ближе к 60 годам изменения в когнитивных функциях становятся еще более заметными. Возникают трудности с вниманием и запоминанием новой информации. Тем не менее многие люди сохраняют хорошие когнитивные функции благодаря активной социальной жизни и умственной активности. Самоощущение часто включает в себя принятие новых жизненных ролей и осознание ценности накопленного опыта. Человека все больше волнуют вопросы принятия старения и оценке жизненных достижений.
— А в чем заключаются ключевые различия между возрастными кризисами и обычными жизненными трудностями?
— Возрастные кризисы связаны с особенностями перехода из одного жизненного этапа в другой, такими как смена социальных ролей или физическое старение. Например, кризис среднего возраста может вызывать чувство неудовлетворенности из-за осознания неизбежности старения и изменений в личных достижениях. Переход к пенсии может привести к потере смысла и идентичности, когда человек уже не выполняет свои привычные профессиональные роли.
Обычные жизненные трудности, такие как проблемы на работе, финансовые трудности или конфликты в отношениях, могут возникать в любой период жизни. Эти трудности чаще связаны с конкретными ситуациями или событиями. Они могут быть решены через изменения в поведении или внешние обстоятельства.
— Как стресс и травмы влияют на мозг и когнитивные функции в долгосрочной перспективе?
— Вспоминаю период, когда я только переехала в большой город и устроилась на работу в психологический центр, где нужно было отвечать на звонки, регистрировать посетителей и брать оплату. Казалось бы, ничего сложного, но из-за стресса при переезде и адаптации я часто ошибалась и плохо запоминала алгоритмы необходимых действий. Мне сложно было концентрировать свое внимание. Все это приводило еще к большему стрессу, конфликтам и к тому, что моя стажировка длилась не 2 недели, как у всех, а два месяца.
Хронический стресс повышает уровень кортизола, что может приводить к ухудшению когнитивных навыков и снижать способность человека к адаптации и обучению. Человеку в таком состоянии становится сложнее концентрироваться, запоминать и вспоминать информацию. Постоянный стресс может нарушать работу миндалины, что приводит к повышенной тревожности и эмоциональной нестабильности.
Если говорить про травму, то она может привести к уменьшению объема гиппокампа, что также ухудшает память и способность к обучению. А также может наблюдаться гиперактивность миндалины, что усиливает реакцию на страх и тревогу. В таких случаях человек чрезмерно реагирует даже на незначительные происшествия. Например, человек с травмой отвержения может болезненно воспринимать расставание с близким человеком, когда тот просто уезжает к родителям. На уровне переживаний это будет восприниматься не как временная разлука, а как катастрофа, где его не любят и бросают. Или человек с травмой нападения и насилия, может впадать в панику при столкновении с чем-то, что хоть как-то ассоциируется с травмирующим событием.
В долгосрочной перспективе хронический стресс и неразрешенные травмы могут увеличить риск развития деменции и других когнитивных нарушений в позднем возрасте.
ПТСР может значительно ухудшать качество жизни, вызывая хроническую тревогу и депрессию, что затрудняет выполнение повседневных задач и взаимодействие с окружающими. Это расстройство может также негативно влиять на межличностные отношения, приводя к изоляции, конфликтам и трудностям в семейных и социальных взаимодействиях. В дополнение, ПТСР может усугублять существующие психические расстройства или приводить к новым, таким как тревожные расстройства и депрессия, нарушая эмоциональную стабильность и социальное функционирование.
— Насколько важна ментальная гигиена и что она включает в себя?
— Регулярная практика ментальной гигиены помогает поддерживать баланс в жизни, повышает устойчивость к стрессам и способствует общему благополучию. Все мы живые люди и на протяжении жизни сталкиваемся с болезнями, кризисами, ударами судьбы. Если человек регулярно уделяет внимание своему ментальному состоянию, знакомится со своими особенностями, учится выдерживать разные состояния, строить экологичные отношения, все это помогает преодолевать тяжелые жизненные периоды, дает инструменты, чтобы облегчить страдания и не застрять, а также прожить и приобрести нужные ресурсы из прожитого опыта.
Ментальная гигиена включает в себя работу с эмоциями, навыки расслабления и снятия стресса, поддержка здорового сна, экологичное общение, личностный рост.
— Как гештальт-терапия может помочь людям переживать возрастные кризисы?
— Гештальт-терапия дает пространство для развития навыков, которые делают жизнь может не проще, но точно качественнее. А также на сессиях человек может лучше понимать, что с ним происходит, получать профессиональную и человеческую поддержку в непростой период и переосмыслить прошлое и то, что происходит сейчас. Терапевтические сеансы позволяют клиентам глубже понять причины своих переживаний, что помогают увидеть кризис как естественную часть жизненного процесса, а не как непреодолимое препятствие.
Кроме того, гештальт-терапия (как и многие другие направления психотерапии) поддерживает развитие навыков адаптации и способствует улучшению межличностных отношений. Терапевты помогают людям улучшить навыки общения, разобраться в межличностных конфликтах и построить здоровые связи с окружающими.
— Какие привычки нужно развивать сегодня, чтобы в будущем жить продуктивной и счастливой жизнью?
— Если говорить про ментальные привычки, то полезными считаю следующие:
- Рефлексия и самоанализ, стремление наблюдать за собой как будто со стороны. Это позволяет легче регулировать свои эмоции, справляться со стрессом и делать выводы на основе своих переживаний.
- Любопытство и отказ от идеи, что вы хорошо знаете других людей или того, как все устроено. Благодаря этому качеству вы сохраняете свою гибкость и способность развиваться в отношениях.
- Умение просить и выражать свои желания прямо. Таким образом не будут уходить силы на драмы, манипуляции и эмоциональные качели.
- Способность замечать другого, ценить его индивидуальность и благодарить. Это качественно улучшает отношения и делает нас счастливее.
- Замечать свои эмоции, знать, какие потребности за ними стоят. Это приводит к ощущению удовлетворенности.
- Способность выдерживать сильные эмоции, давать чувствам быть, уважать внутренние процессы и горевать.
Обложка поста — freepik.com