Как перестать стремиться к совершенству и открыться своей подлинной природе? Что мешает человеку «просто быть» и проявлять настоящего себя? Как проходить жизненные кризисы на пути к психологической зрелости? В новой книге executive-коуча Юлии Тертышной собраны реальные истории и советы, которые помогут внимательнее разглядеть себя и создать жизнь, которую вы точно полюбите. Публикуем отрывок из «Лаборатории жизни».
Кто он, этот загадочный «я»?
Что включает в себя «я»? Когда мы начинаем разбираться в этом вопросе, все оказывается не так просто, как на первый взгляд. «Бытие собой» — многослойный пирог, в котором ощущение личностной идентичности (внутреннее «я») — лишь одна из ее составляющих в нашем сознании. Анил Сет, профессор когнитивной и вычислительной нейронауки, в книге «Быть собой» описывает ощущение «бытия собой» как совокупность восприятий — туго увязанный «пучок» кодируемых нейронами предсказаний, призванных обеспечить выживание. По его мнению, это все, чем нам нужно быть, чтобы быть собой. А как?
Представляю вам Нину. Ей 46 лет, она финансист. Разведена, мама взрослой дочери. Яркая и пылкая от природы, любящая, дружелюбная и открытая, утонченная и чуткая, как виноградная лоза, из которой рождается благородное вино.
Все ее благополучное детство было наполнено творчеством. Нина увлеченно рисовала, пела, играла на фортепиано. Придя домой из школы, она поспешно сбрасывала ранец и тут же бежала к волшебному инструменту. Музыка была для нее миром, полным мечты, легкости и живости. Разбирая по нотам новое произведение или выбирая краски для рисунка, Нина представляла себя пианисткой или художницей. Тишина концертного зала… Слышно только легкое дыхание исполнительницы, настраивающейся на выступление. Руки Нины, словно крылья бабочки, взлетают с коленей, нежно касаются клавиш — и гармония звуков охватывает всех и все вокруг. Порой Нина воображала, как красные, синие, желтые краски плавно текут по белому холсту, пока она танцует кистью, создавая живописные миры, которые уносят в бесконечность, рассказывают истории, убаюкивают тишиной красок.
Когда пришло время определиться с профессией, Нина решила, что если выберет творчество, то непременно умрет от голода. Бедная, тусклая, монохромная — такой казалась ей жизнь художника. Будущее рисовалось в мрачных тонах: постоянная нехватка денег, отчаянные и безуспешные попытки заработать. При этом родители не запрещали дочери реализоваться в искусстве — наоборот, поддерживали ее. Но страх был слишком сильным и властным. Нина буквально видела себя изможденной, дрожащей от жуткого холода, без крыши над головой. Пугающий внутренний голос победил. Поскольку Нина была сильна в математике, географии и языках, она поступила на экономический факультет, чтобы не погибнуть на пустынных улицах большого города, в равнодушном свете ночных огней.
Хотя учеба шла легко, университетские годы в Москве оказались для нее бесконечным ужасом. Каждое утро она через силу поднималась с кровати и пинком выгоняла себя на лекции. Нина оправдывала свой выбор тем, что ей и правда приходится выживать самостоятельно, без родителей. Какое уж тут искусство. Но любой выбор имеет свои последствия.
Нина окончила учебу в университете, но ненависть к цифрам, экономическим задачкам, сухим бюджетам, приходам и расходам не пропала. Наоборот, росла как на дрожжах. Если пять лет назад страх внутри победил и выбрал «дело жизни», то теперь ненависть всыпала Нине ответный удар за годы вранья себе. Она перестала чувствовать свое тело — это была цена, которую она заплатила за то, что приняла сторону «голодного и пугливого зверя» внутри себя.
Нина: «Важно найти свой звук»
Годами я молчала на работе, общаясь с руководителями. Набирала в рот воды, отказывалась от права голоса ради стабильного дохода, который вкусно кормил меня. Я соглашалась брать сверхзадачи, терпела нелепые и парадоксальные требования руководства, бесконтрольную вспыльчивость и авторитарность, которая растекалась в компании, как масло на горячей сковородке. Капли брызгали по сторонам, оставляя ожоги на моем теле и в душе. Внутри мне было невыносимо, но крик отчаяния не выходил наружу, лишь отскакивал от костей тела и разлетался еле слышным эхом. Страх, что я умру от голода, свисал с меня неподъемными цепями. Наверное, именно такими сковывали атлантов — необычных, тянущихся к небесам, больших мечтателей с неординарными способностями.
Но однажды я решилась: дала отпор руководителю, а в ее лице — системе. Все эти мучительные годы я сдерживалась, привычно терпела, уничтожала живое внутри, лишь бы голод не сморил меня, оставив босой на улице. На этот раз что-то щелкнуло внутри: мне было все равно. Словно меня окатили чистейшей колодезной водой, смыв черные и белые краски, которыми я сама когда-то нарисовала жизнь. Я поняла, что готова принять последствия своего смелого решения, заплатить любую цену — иначе я разрушу здоровье, свою психику. Я разрушу себя. Тогда я сказала ей все, что думаю. Я отстояла собственную позицию и сразу почувствовала себя настоящей. С плеч упала бетонная ноша, которая даже не была моей, и я ощутила окрыленность, зарождающуюся влюбленность в жизнь и в себя, которую не чувствовала уже эоны лет. И это состояние для меня было драгоценным. Да, я заплатила за это свою цену — увольнение и разрушение отличной карьеры в консалтинге. Башня, на которой долгие годы развевался флаг с надписью «Я умру от голода», рухнула за секунду, как бывает при мощном землетрясении. Но не сделать то, что я сделала, было бы еще хуже, — может, я бы даже умерла от депрессии.
Если бы я знала об этом раньше, моя жизнь была бы гораздо легче. Я не стала бы так долго терпеть. О своем решении я не жалела ни разу. Теперь, когда я сама стала руководителем, я знаю, что даже в очень токсичной рабочей среде можно создать оазис, в котором люди будут чувствовать себя хорошо. Чтобы было меньше криков в офисе, а больше человеческой речи и понимания. Если у меня есть власть, то я хочу направлять ее во благо: изменять к лучшему то, что в моих силах. Потому что, когда люди счастливы и удовлетворены, работают без напряжения, не боятся умереть от голода, как когда-то я, происходит гигантский скачок эффективности. А главное, люди сохраняют собственное здоровье. Уместно, экологично и без суеты, через гармонию — как в музыке или природе. Мне нравится красота этого процесса: собой и деятельностью я будто рисую и дирижирую. Словно таким образом я реализую внутреннее стремление к искусству. Не навязываю людям ненавистное и удушающее их, а помогаю им находить собственный голос.
Отрывок из книги «Лаборатория жизни»
Обложка поста — freepik.com
Заказать: