Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Книги и тексты Психология и здоровье Бизнес и карьера Лектории Практикумы Бесплатные Старты месяца Выбор студентов Получить профессию Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Культура
«Соль тебе в очи, кочерга в зубы, горшок между щек», или Как наши предки защищались от нечистой силы
23 июля 1 080 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Заговорить лихорадку. Надеть пояс мужа на голое тело. Громко выругаться матом. Наши предки знали десятки приемов и ритуалов для защиты от нечистой силы.

Заговоры, заклинания и обряды сохранялись веками и передавались из поколения в поколение в твердой уверенности, что без них в мире, наполненном демонами, простому человеку не выжить.

С новой книгой кандидата философских наук Марины Голубевой вы отправитесь в мир славянской нечисти и узнаете, от каких сущностей и как славяне веками защищали себя. Жуть как интересно! Предлагаем заглянуть прямо сейчас.



Славянская нечисть

Заговоры

Заговоры — это настоящие произведения устного народного творчества, образные и красочные. Они часто имели вид довольно большой речи — обращения к сверхъестественному существу (демону, духу, наславшему хворь, или к самой болезни), к какому-то стихийному явлению, животному, дереву или другому объекту. Заговаривали кровь, оружие, воду, тучи и т. д.

Цель заговора — убедить или заставить заговариваемый объект совершить действие, нужное человеку, или не совершать какого-то опасного действия. Например, лихорадку заговаривали, чтобы она сгинула, оставила в покое человека, утопилась в болоте, а духов предков — чтобы они помогли, защитили.

Знахарка лечит ребенка наговоренной водой. Рязанская губерния, Касимовский уезд, с. Увяз, 1914 г.

Строились все заговоры по одной схеме: вначале произносился зачин, в котором указывалось некое положение заговаривающего в пространстве и времени: «Встану, перекрестясь, выйду, помолясь, из дверей в ворота, из ворот в чисто поле под ясные звезды, под светлый месяц».

Вторая часть заговора — обращение к нечистой силе, которую заклинали, или к благой силе (солнцу, звездам, земле, святым), которую призывали в помощники, и сообщение о цели заговора и своем желании.

Вот пример заговора от порчи, в котором прямое обращение к самому объекту воздействия дается в форме приказа: «Выйди, порчь, из рабы (имя), из белого тела, из желтых костей и горячей крови. Порчь мужчинская, порчь женская, порчь собачья, котиная, лягушиная, иди ты, порчь, за крутые горы, за темные леса, за черные моря, за болотистые места. Там тебе быть, там тебе век вековать, рабе Божьей (имя) белого тела не сушить, желтой кости не ломить, горячей крови не пить».

Третья часть заговора — это ключ, особая словесная формула, которая «запирает» заговор, делает его нерушимым, например: «Слово мое крепко. Нет моему слову переговору, замок в море, ключ на небесах». В христианские времена итоговым, запирающим словом было «аминь».

Заклинания

Заклинание — это, по сути, приказ, выражение воли человека. Оно могло быть как самостоятельным магическим воздействием с целью подчинить сверхъестественное существо и заставить его выполнить требование человека, так и частью заговора.

Оно могло быть довольно длинным, с упоминанием святых и сверхъестественных защитников, которые призываются на помощь, а могло быть в форме совсем короткого приказа, как заклинание, обращенное к смерти во время похоронного обряда, совершаемого над «нечистым» покойником.

В ряде регионов южных славян было принято на такую могилу сыпать зерна ржи и при этом произносить краткое заклинание, обращенное к мертвецу, который мог стать упырем: «На тебе рожь, а нашу семью не трожь!»

Наговоры и приговоры

Наговор — это разновидность вербальной магии, словесные формулы, которые наговаривались на какой-то предмет, чтобы придать ему магические свойства.

Например, наговор на оружие делал его сильнее и острее, наговоренная ткань принимала свойства брони, а колдуны могли наговаривать на ветер, делая его вредоносным, зараженным порчей.

В некоторых источниках о фольклоре Полесья упоминаются еще приговоры — заклинания в форме короткого приказа или угрозы. Например, такой: «Соль тебе в очи, кочерга в зубы, горшок между щек». Это произносится в ответ на чью-либо похвалу, чтобы избежать сглаза.

Против нечистой силы также хорошо действует матерная ругань, которая, по поверьям, способна отпугнуть любого демона.

Амулеты и обереги

Амулеты и обереги тоже так или иначе были связаны с вербальной магией. Например, оберегом считалась одежда, сшитая из сотканного вручную льняного полотна и вышитая специальными, обережными узорами.

Подвеска арочная шумящая. Славянский оберег VI–X вв.

Женщина пряла нить с приговорами, а позднее и с молитвой садилась за прялку, также с обережными заговорами ткалось полотно, а потом вышивался орнамент. Сильным оберегом считалась соль, но, по сути, она была только основой для наговора, потому что в апотропеической магии чаще всего использовалась именно наговоренная соль.

Обережный круг

Наши предки способны были защитить себя, семью и свое пространство, не допустить в него нечистую силу. Для этого в арсенале апотропеической магии были сильные и эффективные отгонные методы.

Самое известное и широко распространенное защитное средство от нечистой силы — это обережный круг. Охранными свойствами, по поверьям, обладает любая замкнутая линия, внутри которой помещается оберегаемый объект: человек, дом, хлев, поселение.

Круг мог чертиться разными предметами, представляющими опасность для нечистой силы: ножом, серпом, кочергой, заговоренным угольком из печи, посыпáться солью.

Во время создания такого охраняемого замкнутого пространства обязательно читался заговор, в котором сообщалось, от кого должен уберечь круг, какие силы этому должны помочь, и перечислялись существа, что не должны проникнуть за границы охраняемой зоны.

Опояски

Функцию обережного круга, защищающего человека от всякой нечисти, выполнял и пояс. Именно поэтому у славян в прошлом ношение опояски считалось таким же обязательным, как и нательного крестика.

Лучшим оберегом для женщины был пояс ее мужа.

Любая вещь, соприкасавшаяся с каким-то объектом, приобретала его свойства. Так, оберегом для ребенка считались рубаха либо пояс отца или матери (если это девочка). Беременная женщина, чтобы уберечься от порчи и нечистых духов, способных, по поверьям, подменить ребенка прямо в чреве матери, должна была носить шнурок (гасник) из штанов мужа на голое тело.

Обережные знаки

Если мы посмотрим на традиционную славянскую одежду, украшенную вышивкой, то заметим, что символические знаки земли, солнца, мирового древа украшали преимущественно рукава, ворот и подол рубахи. Таким образом, обережные знаки замыкали магические круги вокруг наиболее уязвимых мест, где нечистый дух мог проникнуть к телу человека.

Обереги в виде ладанки с защитными травами и охранных амулетов (звериных клыков, высушенной змеиной головы, православного креста, медальона-змеевика и т. д.) усиливали защиту шеи, а пояс, часто тоже тканный или вышитый магическими символами, дополнял индивидуальную защиту человека. На пояс также вешали специальные амулеты.

В качестве оберегов, обладавших отгонной магией, носили на поясе и шее бубенчики и специальные шумящие подвески с утиными лапками. Также были распространены громовые стрелы, Перуновы колеса (громовники) и солярные знаки.

Эти символы и сейчас можно встретить в украшении домов. А когда-то их наносили с охранной целью, и все пространство славянского дома было буквально наполнено защитной магией.

Защита дома

Порог — первый рубеж, нерушимая граница, охраняемая жертвенной кровью, духами предков и сильнейшими заговорами. Ни один демон или злой колдун не должен переступить эту границу, а если это случится, то его встретит второй, самый сильный уровень магической защиты: очаг, печь, в которой горит священный огонь — хранитель дома, обладающий силой древних богов.

Огонь согревает всю семью в холодные зимы, на нем готовится пища, печется хлеб, тоже считавшийся оберегом. Недаром же нечистая сила боится даже хлебной лопаты.

Обереги. Тканые пояса.

Если сделать пару шагов от порога внутрь дома и посмотреть наверх, то можно увидеть матицу — центральную потолочную балку. Это еще одна очень важная граница.

По обычаю наших предков, гость не может пройти за нее без приглашения хозяина.

Матица делила дом на две половины: нечистую (ближе к двери) и чистую, со столом и красным углом. Именно в чистой половине ели, вешали люльку с ребенком, там молились богам (или Богу), в красном углу хранили главные семейные реликвии, сакральные, освященные предметы.

Красный угол украшали рушниками — полотенцами с вышитыми обережными знаками. И на матице как одной из важных охранных границ дома тоже вырезали священные символы.

Существовал обычай наносить обережные символы на те места, где пространство дома могло соприкасаться с враждебным внешним миром: на притолоки и косяки дверей и окон. А когда окна стали большими, то появились и наличники с обережной символикой, крышу дома охраняли солярные знаки на причелинах и полотенце и изображение солнечного коня или петуха на коньке крыши.

Так что славянский дом, изба, хата превращались в неприступную для демонов крепость.

Все это, несомненно, лишь часть мифологического восприятия мира, но уверенность наших предков в том, что можно оградить свой дом от любого зла, была вполне реальной, с чем связана и готовность хранить и защищать его от враждебных сил.

По материалам книги «Славянская нечисть»

Обложка отсюда.

Заказать:

МИФ Читай-город

OZON

Рубрика
Культура
Похожие статьи