Эксперты по ораторскому мастерству считают: волнение перед выступлением даже полезно. Оно улучшает реакцию, дает энергию, приводит к появлению блеска в глазах и румянца на щеках. Но есть особый тип волнения — парализующее, когда адреналина в нашу кровь поступает слишком много. В этом состоянии мы чувствуем себя примерно так же, как при смертельной опасности: когда на нас несется поезд или когда мы балансируем на крыше небоскреба.
В этом случае одна из главных задач — снизить субъективную значимость выступления и снять первобытный страх. Принесли несколько советов о том, что следует предпринять, из книги Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».
Бумажная книга Электронная книга
Разомните челюсть
20 раз интенсивно подвигайте челюстью взад-вперед. В результате таких движений раздражаются корешки блуждающего нерва, сигнал передается в центральную нервную систему, происходит выброс норадреналина и ваше состояние уравновешивается.
Пропустите волнение через тело
Сидя в ожидании выхода на сцену, опустите руки и расслабьте их. Представьте, что они стали настолько длинными, что уперлись в пол… Представили? Теперь то напряжение, которое вы испытываете, направьте по рукам в землю. Почувствуйте, как оно уходит.
Подвигайте руками
Поболтайте кистями, подвигайте пальцами, разомните руки. Наверняка вы сами много раз делали это интуитивно. Врачи и психологи подтверждают, что гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность и красноречие.
Пройдитесь
Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками — лучше без свидетелей. Любая физическая активность, вызывающая учащенное сердцебиение, снимает нервное напряжение.
Отрегулируйте осанку
Вообразите, будто вы сидите в тяжелой шинели с генеральскими погонами и чувствуете ее тяжесть на своих плечах. Вспомните, как ведет себя наше тело, когда мы чего-то боимся. Мы наклоняем голову вперед и поднимаем плечи, будто готовимся принять удар. Поскольку связь мозга с мышцами тела носит двусторонний характер, мы, воздействуя на тело, воздействуем и на свои эмоции. Опустите плечи, поднимите подбородок, выпрямите спину. У вас должна быть осанка спокойного и уверенного в себе человека.
Дышите глубоко
Подышите медленно и глубоко. Это дыхание спокойного человека. Когда мы волнуемся, мы дышим поверхностно и часто. Наше состояние определяет дыхание. И наоборот.
Выполните упражнение «Кто в клетке?»
Когда мы собираемся выступать, причиной паники часто служит ожидание, что сейчас нас будут оценивать и критиковать. Этот страх силен, потому что его корни уходят в бессознательную потребность быть принятыми. Но с этим можно работать. Представьте, что не зрители пришли на вас смотреть, как в зоопарк, а вы идете смотреть, как они будут себя вести. Напоминайте себе об этом в ходе выступления. Наблюдайте за публикой, подмечайте забавные моменты.
Выполните упражнение «Зайчики»
Это практика из арсенала спецслужб. Она поможет, если в зале находятся значимые для вас персоны, особенно если вы побаиваетесь того, что они станут мешать вам во время выступления, выказывать недовольство, задавать каверзные вопросы.
Минут на пять закройте глаза и представьте, что выступать вам предстоит не перед людьми, а перед зайчиками. Беленькими, пушистыми, с розовыми губками. И настройтесь на то, что, если они будут себя хорошо вести, вы будете добры к ним. Но если кто-то станет мешать вашему выступлению, вы его публично накажете. Тогда остальные зайцы притихнут и не посмеют шуметь, пока вы на сцене.
Чего делать не стоит
Пить алкоголь. Это самый простой способ расслабиться, но он же — самый опасный. При регулярных выступлениях такая привычка начнет сказываться на здоровье. А еще при интенсивном говорении алкоголь быстро улетучится и произведет обратный эффект: подавленность, вялость мыслей и тела, мандраж.
Принимать успокоительные. Они ухудшают реакцию и делают работу мозга вялой. Темп вашей речи замедлится. Волноваться, может, вы будете меньше, но качество выступления от этого пострадает.
Представлять зал раздетым. В книгах по ораторскому мастерству часто советуют представить публику не зайчиками, а обнаженными людьми. Так делать не стоит по двум причинам. Во-первых, можно испытать неловкость, а это не то чувство, которое нужно на выступлении. Во-вторых, тема обнаженного тела обычно связана с темой секса. Таким образом, мы рискуем активизировать совсем не те участки коры головного мозга, которые нужны, чтобы произвести неизгладимое впечатление.
По материалам книги «Камасутра для оратора».
Купить:
Обложка: unsplash