Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
12 архетипов, которые помогут понять свою личность
3 марта 8 669 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Простодушный, Сирота, Воин, Опекун, Искатель, Бунтарь — в каждом из нас живут архетипы. Это наши внутренние проводники с незапамятных времен. Мы встречаем архетипы в искусстве, литературе, мифах и религии. Они питают своей энергией коллективное бессознательное, общее для всех людей.

Но что это значит? И как это помогает нам в жизни? А главное — как в этом разобраться? Узнаем из книги «Пробуждение внутреннего героя», которая скоро выйдет в МИФе.

А пока публикуем из неё отрывок.

Архетипы — наши внутренние проводники

Архетипы существуют как в душе каждого человека, так и вне ее. Они живут в нас, и, что важнее, мы живем в них. Поэтому мы можем легко установить с ними связь, обратившись внутрь себя (к нашим мечтам, фантазиям, а часто и поступкам) или к внешним источникам (к мифам, легендам, искусству, литературе и религии или же небесным светилам, птицам и животным — как это было принято в язычестве).

В книге «Пробуждение внутреннего героя» представлены 12 архетипов: Простодушный, Сирота, Воин, Опекун, Искатель, Бунтарь, Любовник, Творец, Правитель, Маг, Мудрец и Шут. Все они готовы преподать нам свои уроки, и каждый из них важен на том или ином этапе странствия.

Как архетипы влияют на нас

Наше видение мира определяется тем, какой архетип доминирует в наших мыслях и действиях. Например, если это:

  • Воин — мы решаем проблемы и устраняем преграды;
  • Опекун — мы ищем людей, нуждающихся в нашей заботе;
  • Мудрец — мы развенчиваем иллюзии и преодолеваем сложности в поиске истины;
  • Шут — стремимся как можно более приятно провести время.

Таким образом, каждый из двенадцати архетипов знаменует собой как проводника, встреченного героем, так и определенный этап пути. Иными словами, это урок, который нужно усвоить, и сокровище, обогащающие жизнь.

Если мы по-настоящему открыты архетипам, то можем прожить их за один день и даже за час. Например, что-то идет не так: вы заболели, что-то случилось на работе или отношения дали трещину.

→ Первые несколько минут вы и думать не хотите об этой проблеме (тень Простодушного), но постепенно оптимизм возвращается к вам (Простодушный), и вы начинаете анализировать сложившуюся ситуацию.

→ Следом вас охватывают боль и бессилие, но вскоре вы обращаетесь за поддержкой к другим (Сирота).

→ Вы мобилизуете свои ресурсы и разрабатываете план решения (Воин). Дополнительно вы заботитесь об эмоциональной поддержке, необходимой вам и другим людям (Опекун).

→ В процессе вы собираете как можно больше информации (Искатель) и пытаетесь избавиться от иллюзий и ложных надежд (Бунтарь).

Обложка книги «Пробуждение внутреннего героя»

→ Взяв на себя новые обязательства, вызванные изменениями (Любовник), вы приходите к некоему решению (Творец). То есть вы реагируете на кризис как на повод для трансформации и роста.

→ Как только ситуация налаживается, вы сразу же начинаете анализировать причины проблемы (Правитель).

→ Если дело в вас, вы стараетесь исцелить эту часть (Маг), чтобы подобных неприятностей больше не случалось. Или же, если вы не виноваты, можно исцелить ту часть себя, которая испытывает боль из-за случившегося. Все это позволяет сделать выводы и извлечь урок из ситуации (Мудрец).

→ Благодаря грамотному анализу вы можете снова наслаждаться жизнью (Шут) и доверять себе и миру (Простодушный).

Когда в вашей жизни неактивны один или более архетипов, некоторые действия вам не доступны. Например, без Воина невозможно разработать план решения, без Мудреца — научиться чему-то новому, чтобы впредь не допускать ошибок. Зачастую случается так, что архетип показывает себя с теневой стороны: вместо того чтобы продумать порядок действий, мы начинаем искать виноватых, а вместо того, чтобы извлечь урок, осуждаем себя или других.

Двигаясь от архетипа к архетипу, мы получаем бесценные полезные навыки, которые можем развивать в повседневной жизни.

12 архетипов: характеристика

Понять, какие архетипы в нас живут, поможет книга «Пробуждение внутреннего героя». В ней вы найдете тест Индекс Мифа Героя (ИМГ). Он позволяет оценить присутствие двенадцати архетипов в жизни. Здесь же мы коротко расскажем о том, какие цели, страхи, реакции, задачи и дары есть у каждого архетипа.

Простодушный

Простодушный — та часть нас, которая доверяет жизни, себе и другим. Благодаря Простодушному мы с верой и надеждой смотрим на то, что, на первый взгляд, кажется невозможным. Это часть, которая позволяет нам доверять другим настолько, чтобы учиться у них. Это совершенно необходимо для овладения базовыми навыками в жизни и работе.

Цель: Сохранение безопасности

Страх: Быть покинутым

Реакция на дракона/проблему: Отрицание проблем или поиск спасения, избавления

Задача: Преданность, проницательность

Дар: Доверие, оптимизм, лояльность

Сирота

Архетип Сироты активизируется, когда наш Внутренний ребенок чувствует себя брошенным, преданным, жертвой, его игнорируют или он ощущает полную безысходность. Сюда можно отнести случаи, когда учителя были несправедливы к нам; товарищи по игре насмехались; друзья шептались за спиной; любимые обещали никогда не покидать и все равно уходили; работодатели намекали на наш непрофессионализм. До тех пор, пока мы не признаем Сироту внутри себя, он так и будет брошен нами и миром.

Цель: Восстановление безопасности

Страх: Эксплуатация, преследование

Реакция на дракона/проблему: Бессилие, желание спасения, циничное подчинение

Задача: До конца пережить боль и разочарование и стать открытым к получению помощи от других

Дар: Взаимозависимость, эмпатия, реализм

Воин

Быть Воином — значит утверждать собственную силу, определить свое место в мире и делать его лучше. На практике это означает, что, будучи Воинами, мы часто сталкиваемся тем, что нас расстраивает, и тогда мы ищем способы изменить это силой. Быть Воином — значит быть достаточно устойчивым и сильным, чтобы делать все «по-своему». Хорошо развитый внутренний Воин прежде всего необходим для того, чтобы защищать наши границы.

Цель: Победа, изменение мира к лучшему, достижение целей

Страх: Слабость, беспомощность, бессилие, несостоятельность

Реакция на дракона/проблему: Уничтожение, противостояние, изменение

Задача: Ассертивность (уверенность в себе, способность к саморегуляции, альтернатива пассивности или агрессивности в поведении); сражение только за то, что действительно важно

Дар: Храбрость, дисциплина, мастерство

В книге есть круговая диаграмма Индекса Мифа Героя и тест, который поможет понять свои архетипы

Опекун

Идеальный Опекун — совершенный, заботливый родитель. Продуктивный, любящий, внимательный, отслеживающий и развивающий навыки и интересы ребенка. Примеры образцовых Опекунов/Мучеников: Христос, Ганди, Мартин Лютер Кинг, мать Тереза и многие другие, готовые отдать свою жизнь во благо людей, или принимающие мученическую смерть, или ежедневно жертвующие собой ради дела или определенной миссии.

Цель: Помощь другим, улучшение мира через любовь и принесение жертвы

Страх: Эгоизм, неблагодарность

Реакция на дракона/проблему: Обуздание дракона или забота о тех, кому он может причинить вред

Задача: Умение отдавать, не причиняя вред себе или другим

Дар: Сострадание, щедрость

Искатель

Искатель стремится к лучшему будущему или более совершенному миру. Стремление отыскать Грааль, взобраться на гору и что-то увидеть там, поиски мудрости, пересечение границ, достижение чего-то нового в любой сфере жизни — все это свойственно человеку. Искатель отвечает на зов Души — все выше и дальше

Цель: Поиск лучшей жизни или лучших возможностей

Страх: Конформность, попадание в ловушку

Реакция на дракона/проблему: Желание оставить все как есть, эскапизм, самоустранение

Задача: Быть верным более глубокой истине

Дар: Автономность, амбиции

Бунтарь

Рано или поздно они превращают наше путешествие в инициацию. Поиск — активный процесс, заставляющий думать, будто выбор за нами. На деле же скорее инициация выбирает нас под давлением Бунтаря. Бунтарь вручает нам ключ к метаморфозам. Если эта его роль доминирует, он будет казаться весьма милостивым, и мы можем расслабиться, полагаясь на благосклонность Вселенной. Но порой Бунтарь утраивает встряску, что кажется иррациональным и совершенно бессмысленным.

Цель: Рост, преобразования

Страх: Быть уничтоженным, умереть и не воскреснуть

Реакция на дракона/проблему: Уничтожить дракона или быть уничтоженным

Задача: Научиться отпускать, поступать по-другому, принятие собственной смертности

Дар: Смирение, принятие

Любовник

Мы познаем Эрос, когда испытываем страстное единение с чем бы то ни было: природой, работой, общественной деятельностью, вопросами, требующими решения, религией, образом жизни. Мы знаем, что Эрос активен, когда наша связь с чем-то настолько сильна, что мысль об утрате приносит нам непереносимую боль. Без Эроса мы можем существовать, но жить — нет. Эрос крайне необходим Душе. Именно Эрос — страсть, привязанность, желание, даже похоть — делает нас по-настоящему живыми.

Цель: Блаженство, опыт единения, слияние

Страх: Потерять любовь, разрыв

Реакция на дракона/проблему: Проявить любовь

Задача: Следовать за своим счастьем, быть преданным тому, что любишь

Дар: Преданность, страсть, экстаз

Творец

Когда мы открываем для себя или даем рождение своей Самости, в нашу жизнь приходит Творец. Как только мы начинаем осознавать связь с творческим источником вселенной, тогда же мы ощущаем и свое участие в общем творческом процессе. Когда мы перестаем контролировать воображение, позволяя ему делать все, что приходит к нам естественно, — кружение слов, образов, символов, — мы открываем в себе глубины внутренней мудрости.

Цель: Созидание жизни, формирование идентичности

Страх: Неаутентичность, фальшивость, отсутствие творческого воображения

Реакция на дракона/проблему: Принятие того, что проблема является частью Самости, желание творить иную реальность

Задача: Формирование Самости, принятие себя

Дар: Творческие способности, идентичность, призвание

Правитель

В современной жизни мы становимся Правителями, принимая на себя полную ответственность за жизнь — не только за свою внутреннюю реальность, но и за то, как внешне мы выражаем ее. Наша индивидуальная жизнь влияет на наши семьи, сообщества и общество в целом. Когда нам становится слишком комфортно, и мы перестаем расти, наши королевства кажутся пустошью. Мы должны позволить новому герою — зарождающейся новой жизни внутри нас — снова отправиться в путь. Правитель — это символ целостности и достижения Самости.

Цель: Гармоничное и процветающее королевство (жизнь)

Страх: Хаос, утрата контроля

Реакция на дракона/проблему: Поиск конструктивных решений

Задача: Взять на себя полную ответственность за свою жизнь, найти способы выражения своего Я в мире

Дар: Суверенитет, ответственность, компетентность

Маг

Сила Правителя — в создании и поддержании процветающего и мирного королевства. Сила Мага — в трансформации реальности посредством изменения сознания. Без Мага, исцеляющего раненого Правителя, королевство не может быть трансформировано. Когда Маг активен в нашей жизни, мы начинаем замечать синхронные события — «неслучайные случайности».

Цель: Трансформация реальности к лучшему

Страх: Темная магия (трансформация в негативном направлении)

Реакция на дракона/проблему: Трансформация или исцеление

Задача: Контакт с Высшими силами

Дар: Личная сила

Мудрец

И Правитель, и Маг хотят контролировать реальность и менять негативные обстоятельства на позитивные. Мудрец если и испытывает, то лишь небольшую потребность в контроле или изменении мира, его главная потребность — понять мир. Путь Мудреца — путешествие к открытию истины о себе, мире и вселенной. В повседневных делах самый важный вопрос для Мудреца — «В чем истина?». Он искатель, который пытается разглядеть ее за внешними проявлениями.

Цель: Истина, понимание

Страх: Обман, иллюзии

Реакция на дракона/проблему: Изучить, понять или выйти за пределы

Задача: Постижение знания, мудрости, просветления

Дар: Скептицизм, мудрость, непривязанность

Шут

Мудрый Правитель обязательно держит при себе Шута, выражающего радость жизни и развлекающего и самого короля, и придворных. Однако это не единственная функция придворного шута. Шут обеспечивает общий баланс королевства тем, что нарушает правила и дает выход запретным идеям, действиям и чувствам. Внутренний Шут всегда где-то рядом. Этот архетип предшествует даже Простодушному. Шут — аспект Внутреннего ребенка, который знает, как играть, быть чувственным и проявляться на телесном уровне.

Цель: Наслаждение, удовольствие от игры, витальность

Страх: Безжизненность

Реакция на дракона/проблему: Проявить юмор, не воспринимать слишком серьезно

Задача: Умение доверять процессу, наслаждение путешествием

Дар: Радость, свобода, независимость

Оформить предзаказ книги «Пробуждение внутреннего героя»: МИФOzonЛабиринтЧитай-город

Похожие статьи