Существует ли какая-то загадочная сила, связывающая творчество с грустью и тоской? Об этом давно уже размышляют искусствоведы и ученые. Как пишет автор книги «Переживание чувств» Сьюзан Кейн, полученные научные данные подсказывают утвердительный ответ. Собрали подборку исследований о том, как сильные эмоции помогают в творчестве.
Исследование писем
В 2017 году экономист Кароль Ян Боровецки опубликовал в журнале The Review of Economics and Statistics интереснейшее исследование «Как дела, мой дорогой Моцарт? О благополучии и творчестве трех известных композиторов на основе их писем». С помощью программных решений для лингвистического анализа Боровецки обработал 1400 писем, написанных Моцартом, Листом и Бетховеном в разные годы жизни. Он разделил письма на позитивные (в них встречается слово «счастье» и тому подобные) и негативные (в которых присутствует слово «горе» и аналогичные) и изучил, как эти чувства связаны с качеством и объемом написанной в эти периоды музыки.
Боровецки пришел к выводу, что периоды негативных эмоций у композиторов коррелируют с творческими результатами. При этом подобный эффект дают совсем не любые негативные эмоции. Исследователи минорной музыки обнаружили, что грусть — единственная эмоция, чье музыкальное выражение оказывается для нас, слушателей, духоподъемным.
Гормоны стресса и творчество
В рамках еще одного любопытного исследования профессор Колумбийского университета Модупе Акинола собрала у группы студентов образцы крови и провела анализ на дегидроэпиандростерон-сульфат (ДЭА-С) — гормон, который обеспечивает защиту от депрессии путем подавления гормонов стресса, в первую очередь кортизола. Затем она попросила студентов рассказать собравшимся в аудитории о том, какую работу они мечтают найти. При этом некоторые из этих выступлений были встречены поддержкой и улыбками, а на другие реакция была однозначно негативная (это было устроено специально, как часть эксперимента, но участники об этом не знали).
По окончании выступлений Акинола спросила студентов об их впечатлениях; разумеется, у тех, на чьи выступления аудитория реагировала положительно, настроение было заметно лучше, чем у тех, кто думал, что выступил плохо. Сразу после этого студентам — участникам эксперимента предложили сделать коллажи, и профессиональные художники оценивали работы с точки зрения их творческой ценности. Те студенты, чьи выступления были встречены негативно, создали гораздо более интересные коллажи, чем те, чьи выступления публика одобрила. Самые интересные и удачные коллажи оказались у тех, кто получил негативную оценку и у кого при этом был низкий уровень ДЭА-С, то есть у тех, кто с самого начала был более уязвим эмоционально, да еще и пережил неудачу на выступлении.
Острое внимание
Другие исследователи пришли к выводу, что, когда нам грустно, наше внимание острее: мы лучше сосредоточиваемся, замечаем больше деталей. Грусть и другие негативные эмоции положительно влияют на память и помогают избавиться от предвзятости.
Например, Джозеф Форгас, профессор психологии Университета Южного Уэльса, обнаружил, что людям лучше удается вспомнить, что именно они видели в магазине, в пасмурный день, чем в солнечный, а также что люди в плохом настроении (после того как их попросили сосредоточиться на неприятных воспоминаниях) часто вспоминают и описывают аварию, свидетелями которой они оказались, намного более детально, чем те, кто думал о чем-то приятном.
Разумеется, эти наблюдения можно объяснить по-разному. Возможно, дело действительно в том, что у людей, погруженных в печаль, внимание острее. Не исключено также, что в состоянии эмоционального спада мы более настойчивы, и некоторые используют эту настойчивость и упорство в творческом труде. По данным ряда исследований, некоторые люди, переживая неприятности, склонны уходить в себя и погружаться в творчество.
Не нужно тонуть в печали
Но каким бы ни было объяснение феномена грусти, не стоит допускать ошибку и считать негативные переживания единственным или основным катализатором творческих процессов. В конце концов, среди творческих людей полно сангвиников.
Существуют исследования, результаты которых позволяют предположить, что в хорошем настроении мы гораздо чаще переживаем творческие озарения. Также не вызывает сомнения, что клиническая депрессия, которую можно сравнить с эмоциональной черной дырой, поглощающей весь свет, убивает любые творческие порывы. Филип Маскин, профессор психиатрии Колумбийского университета, в интервью The Atlantic сформулировал так: «Творческие люди не способны к творчеству, когда у них депрессия».
Возможно, гораздо полезнее смотреть на творчество через призму переживаний горько-сладкого спектра, то есть в контексте способности замечать и переживать одновременно и свет, и тьму.
Это не боль творит искусство — это творчество оказывается способным заглянуть в глаза боли и решительно начать преобразовывать ее.
В 1944 году девятилетний Леонард Коэн, будущий поэт, музыкант и вообще культовая фигура, пережил смерть отца. Леонард написал стихи, разрезал по шву любимый отцовский галстук-бабочку, спрятал внутрь листок со стихотворением и похоронил это все в семейном саду в Монреале. Это была первая художественная акция Коэна. На протяжении 60 лет творческой деятельности Леонард Коэн, лауреат премии «Грэмми» за музыкальные достижения всей жизни, написал сотни стихотворений о разбитом сердце, тоске и любви.
Как показывает история жизни Коэна, стремление превратить страдание в нечто прекрасное становится одним из важнейших катализаторов творчества. «Он… чувствовал себя как дома во мраке, именно так он писал и вообще работал, — отмечает Сильви Симмонс. — Но в итоге самое важное в его работе все-таки свет».
Переживание чувств
Чтобы научиться воспринимать сильные чувства как источник творческого преобразования, вовсе не требуется быть великим художником или композитором. Не попробовать ли нам превратить боль, от которой не удается избавиться, во что-то новое? Можно писать, играть в театре, учиться, готовить, танцевать, сочинять, импровизировать, придумывать новый бизнес, украшать кухню; мы можем пробовать сотни разных дел, и не так важно, насколько хорошо или необыкновенно мы их делаем; вот почему арт-терапия, в рамках которой люди стараются осмыслить свои тревоги и выплеснуть их в творчестве, оказывается такой эффективной, даже если участники и не выставляют потом свои работы на обозрение широкой публики.
Мало того, нам даже необязательно заниматься собственно творчеством. Согласно результатам исследования, проведенного Кенраадом Сайперсом из Норвежского университета естественных и технических наук с участием более 50 тысяч норвежцев, погружение в творческий процесс через создание или восприятие искусства, через концерты, выставки и тому подобные форматы позитивно влияет на состояние здоровья и степень удовлетворенности жизнью, снижает уровень тревожности и депрессии.
В другом исследовании Семир Зеки, нейробиолог из Лондонского университета, обнаружил, что даже если всего лишь рассматривать произведения искусства, то зоны мозга, связанные с системой вознаграждения и удовольствием, активизируются. Как считает Зеки, по ощущениям это примерно то же, что и состояние влюбленности. «Те, кто рыдают перед моими картинами, переживают такой же религиозный опыт, через который прошел и я, когда писал их», — говорил художник Марк Ротко.
Давайте перефразируем мысль, сформулированную Сьюзан Кейн: всю боль, от которой вам не удается избавиться, делайте источником своего творчества. Или найдите кого-то, кто сделает это за вас. И если обнаружится, что вас и правда привлекают чьи-то творческие работы, подумайте, почему это так. Что именно этот художник выражает от вашего имени и куда его творческие силы помогают вам перенестись?
По материалам книги «Переживание чувств»
Заказать: МИФ / Ozon / Читай-город / Wildberries
Обложка поста — freepik.com