Приняв вид жуткой свиньи или огненного колеса, преследуют темной ночью путника; в облике черной кошки норовят проникнуть в дом или обладают особым «знатьём».
Колдуны мифологических рассказах они часто описываются как потусторонние, нечеловеческие существа. Но откуда берутся шептухи и ведьмаки ? Как они соседствуют с реальным миром? Принесли интересные факты из книги «Русская фольклорная демонология».
Русская фольклорная демонология
Зачем нужны колдуны и ведьмы?
Основная функция колдуна и ведьмы — насылать порчу. Порча — преднамеренный магический вред, осуществляемый через действия, слова, предметы.
Список действий и объектов, посредством которых передается порча, чрезвычайно велик и разнообразен. Это могут быть сломанные или разбитые вещи, нитки, волосы, перья, тряпки, черепа, кости, части тел животных, предметы, так или иначе ассоциирующиеся со смертью, похоронами, покойником (например, щепка от гробовой доски, вода после обмывания покойника), явления природы (внезапный порыв ветра, вихрь — колдун наговаривает магические слова «на ветер», с налетевшим порывом ветра порча переходит на человека) и живые существа (например, насекомые: проглотив их, человек становится «испорченным»).
Сама по себе порча может иметь признаки отдельного персонажа, в какой-то степени ассоциироваться с демонами, которых колдуны насылают на людей. Иногда свойства порчи как самостоятельного субъекта только намечены. В таких случаях существа или предметы могут быть осмыслены как более или менее активные посредники, воплощения магического вреда, «агенты» колдуна.
Согласно народным представлениям, колдун может «присушить», приворожить девку или парня, заставить полюбить другого человека, вступить в брак. Колдун мог либо сам наводить любовные чары, либо выступал в роли эксперта, обучал желающих осуществить приворот заклинаниям и ритуалам, снабжал волшебными снадобьями.
Так, согласно свидетельству из Нижегородской области, к колдуну пришла девушка, пожелавшая приворожить жениха. Колдун завернул в кусок белой ткани соль, взял у девушки несколько капель ее крови и смочил ею сверток. Далее он велел девушке сполоснуть эту ткань в вине и полученным таким образом зельем напоить парня, которого та хочет приворожить. Девушка испугалась, не причинит ли снадобье вреда, и вместо того, чтобы воспользоваться им, выбросила сверток в реку. На другой день недовольный колдун явился к девушке и спросил: «Что, не дала небось? То-то меня черти измучили!».
Характерные особенности
В ряде локальных традиций, например, в Орловской, Нижегородской и Тульской, губерниях, колдуны и ведьмы делятся на тех, кто обладает колдовскими способностями от рождения и тех, кто научился колдовать самостоятельно. Первых называют самородками, рожаками, природными, врожденными и ведьмяками. У самоучек тоже были специальные прозвища — ученые и вольные.
Считалось, что колдуном-«самородком» оказывается ребенок, родившийся от «третьего поколения внебрачных» или от женщины и дьявола, дитя, проклятое матерью в утробе. Ведьмой может стать десятая или тринадцатая дочь в семье.
Некоторые «природные» колдуны имели большую силу и демонические признаки: маленький хвостик, два ряда зубов во рту. Колдовские способности также можно приобрести добровольно, однако для этого необходимо совершить кощунство, отречься от родных, вынести испытания, сделать что-то ужасное или отвратительное.
Фрагмент текста взят из книги «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири». Составитель — В. П. Зиновьев
Девки наши пошли к одной колдовке, чтобы она научила их. А она из них только одну и выбрала. Посадила ее в комнату пустую и говорит:
— Ты, дева, ничего не бойся. — И вышла.
Вдруг дверь открывается, входит медведь. Подошел к ней и стал ее гладить. Она сидит молчит. Ушел медведь. Потом волк ли чё ли вошел. И выть, ли чё ли, начал. Она вся обомлела, но молчит.
Только волк ушел, гадюка заползает. Стала вокруг ее шеи обвиваться. Ну, девка-то та не выдержала и давай кричать. Гадюка-то и уползла быстренько. Только уползла она, а тут эта старуха входит. Говорит ей:
— Дура ты, девонька, это я была. — И выгнала ее.
Я-то не знаю, верить или нет. А девки-то говорят, что правда было*.
Региональные поверья
Про некоторые места могли ходить слухи, что там встречаются колдуны. Так, согласно свидетельству из Калужской губернии, к двум засохшим дубам в окрестностях села «собираются со всех сторон колдуны, колдуницы и ведьмы для забав и игр». Эти дубы «получили такую крепость и силу, что ни один топор и ни одна пила не в состоянии отделить их от корня».
Рассказы о дубах или вязах, к которым в полночь слетаются колдуны, известны также в Нижегородской области. Местность вокруг такого дерева может иметь «демоническую» репутацию: «вокруг этого места люди плутали теряли дорогу, слышали здесь женский смех».
Часто особенную активность ведьм связывали с определенными датами или периодами. Согласно сообщению из Архангельской области, в новолуние колдуны с чертями устраивают пляски в бане: «говорят, в бане такие пляски там устраивались, дак это вообще, аж баня вот так ходуном ходила». По орловскому поверью, в новолуние ведьмы и колдуны подвязывают подбородок, «так как в новолуние черти у колдуна тянут бороду, а у ведьмы стараются вышибить зубы».
Активность магов
В некоторых текстах упоминается, что ведьмы и колдуньи особенно активны на Святки (в период между Рождеством и Крещением): «А на Святках-то, бывало, [колдунья — В. Р.] оборотится свиньею да за девками пыляет!»; «видали у нас Лизавету, сколь раз в Святки видели, на кочерге и на метле».
Другой период разгула ведьм связан с Пасхой. В Восточной Сибири считали, что незадолго до Пасхи, в Великий четверг, ведьмы могут вылетать из дома через трубу, обернувшись сороками, вынимать из живота младенцев у беременных или телят из утробы коровы, в облике свиньи нападать на молодых парней.
В Нижегородской области считалось, что в Великий четверг «все колдуны колдуют», «ходят колдуны и напускают порчу» (поэтому из дома лучше не выходить). В Новгородской области Великий четверг называли «колдунский день», в этот день нельзя никому ничего одалживать из дома, «а то с порчей вернут».
Считалось также, что в день святого Георгия (Егорьев день, 6 мая) ведьмы отнимают молоко у коров во время первого выгона скотины в поле.
На Ивана Купалу (7 июля, православный праздник Рождества Иоанна Предтечи) «ведьмы словам [заклинаниям — В. Р.] учатся», «колдуны ходили по полям, вынимали спорину [воровали урожай — В. Р.]», «колдуны что-то должны натворить обязательно». В Нижегородской области считалось, что в ночь на Ивана Купалу именно колдуны стремятся заполучить чудесный цветок папоротника.
В Орловской губернии верили, что на Петров день (12 июля) можно особым образом узнать, кто из деревенских жителей колдун. Для этого следует купить новые колеса, надеть их на палку и катить позади крестьянских дворов. Возле того двора, что принадлежит колдуну, колеса разорвутся. Тогда нужно собрать обломки и зажечь их на перекрестке — в этот момент раздастся крик колдуна.
Обереги
В традиционной культуре существует масса способов уберечься от порчи и ликвидировать вред, если порча уже наведена. Поскольку последствиями порчи могло считаться практически любое заболевание или травма, методы снятия порчи иногда мало чем отличались от методов народной медицины (умывание, сбрызгивание водой, заговоры, лечение при помощи трав и т. п.). Большое значение имеет немедленное удаление, уничтожение предметов, при помощи которых порча была наведена. Чаще всего эти действия не носят чисто механический характер, а погружены в мифо-ритуальный контекст: к предметам, через которые наведена порча, не следует прикасаться голыми руками, узлы нельзя развязывать, свертки — раскрывать.
Согласно сообщению из Московской губернии, глиняный ком с волосом покойника, при помощи которого была наведена порча, следовало растереть в пыль, пережарить на огне, отнести в двенадцать часов на перекресток двух земель и бросить в речку, затем уйти на оглядываясь.
Для защиты коров от ведьм, ворующих молоко, сыпали около порога крестообразно льняное семя, подпирали осиновым поленом дверь в хлев или забивали посреди двора осиновый кол, вешали на ворота выдернутый с корнем чертополох (дедовник). Оберегами от колдунов могли служить нитка бисера на груди или тканый пояс, надетый на голое тело.
Для защиты от вéщиц, ведьм-людоедок, муж должен был ночью класть на свою беременную жену руку или ногу, сама беременная женщина должна была подпоясываться мужниным поясом, надеть мужские штаны или положить их под подушку; «закрестить» окна и двери.
Согласно сибирским поверьям, при столкновении с ведьмой или колдуном в животном облике нередко предписывается ударить его наотмашь или палкой по его тени. При виде вещицы под видом сороки, сидящей на крыше, следовало разорвать на себе рубашку, разломить вилы или липовую палку без коры (лутошку) — после этого вещица упадет на землю в своем человеческом обличье, обнаженная, и будет просить пощады — «и в это время что угодно можно делать с ней».
По материалам книги «Русская фольклорная демонология»
Заказать: МИФ / Читай-город / Озон / Wildberries
Обложка поста — freepik.com