Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
У хорошего аргумента должны быть две ноги, или Как доказать свою правоту
14 декабря 2023 704 просмотра

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

В любой день мы можем оказаться в ситуацию, где должны доказать свою точку зрения: будь то встреча с клиентом, публичное выступление, мозговой штурм над рабочим проектом или даже разговор с родителями. Если мы хотим, чтобы в наши идеи поверили, нужно их правильно аргументировать. Как это сделать? Нашли ответ в книге «Как убедить тех, кого хочется прибить» от Бо Со — двукратного чемпиона мира и бывшего тренера гарвардской команды по дебатам.



Как убедить тех, кого хочется прибить

5 этапов подготовки аргументов

Аргумент — это не перечень фактов, а вывод о том, как обстоят дела или как минимум как они должны обстоять. Он обоснован основным утверждением и подкреплен набором вспомогательных доводов и доказательств. Чтобы сформулировать аргумент, воспользуйтесь схемой из пяти этапов. Разберем их на примере.

Начинать следует с заключения — факта, суждения или предписания, которые слушатель должен принять, то есть вы его в этом убедите.

Заключение: Боб — неприятный человек.

Далее к этому заключению добавьте союз «потому что» и закончите предложение. Так вы сформулируете основное утверждение, или то, что вы хотите доказать своим аргументом.

Заключение: Боб — неприятный человек…

Основное утверждение: …потому что ему наплевать на чувства окружающих.

Затем возьмите основное утверждение, добавьте к нему союзное слово «потому что» и опять закончите предложение. Это будет причина — довод в поддержку утверждения.

Основное утверждение: Бобу наплевать на чувства окружающих…

Причина: …потому что он часто жесток к людям, в том числе к своим друзьям.

Теперь подкрепите причину доказательством — информацией или фактом из реального мира.

Доказательство: за ужином в прошлую пятницу Боб очень обидно высказался о работе Шерил.

Любой аргумент можно улучшать практически бесконечно. Спикер всегда способен найти больше причин и доказательств, равно как и подобрать лучшие варианты из уже имеющихся. И тогда он сформулирует больше аргументов лучшего качества в поддержку своей точки зрения. Но без всех перечисленных выше элементов любой аргумент будет неполным.

Заключение, обоснованное основным утверждением, и набор подтверждающих доводов и доказательств — это важные этапы, но их недостаточно. Мы еще не показали, что наше основное утверждение действительно обосновывает заключение. Хотя в примере выше мы сказали, что Бобу наплевать на чувства других, из этого нельзя абсолютно точно заключить, что он неприятный парень. Ведь Боб может быть просто рассеянным и невнимательным. Поэтому добавим к схеме последний этап. Под конец нужно увязать основное утверждение, извлеченное из заключения, с еще одной причиной.

Связь: тот факт, что Бобу наплевать на чувства окружающих, означает, что он неприятный человек, поскольку он причиняет людям много боли, независимо от его истинных намерений.

Итак, вот какие пять этапов мы проходим, подготавливая аргументы: заключение → основное утверждение → причина → доказательство → связь.

Источник

Истинность и важность

Последний этап демонстрирует «два бремени доказывания»: два элемента, которые должен доказывать аргумент, прежде чем у него появится хотя бы шанс убедить слушателя. Оба применимы почти ко всем аргументам, с которыми мы сталкиваемся ежедневно; они известны как условия «истинности» и «важности». Истинность означает, что основное утверждение фактически верно либо правдоподобно по каким-то другим критериям. Важность — основное утверждение поддерживает соответствующее заключение.

В случае с аргументом из нашего примера — что Боб неприятный человек, потому что ему наплевать на чувства окружающих, — эти два бремени таковы:

Истинность: Бобу действительно по факту наплевать на чувства окружающих.

Важность: раз ему наплевать на людей, нам следует сделать заключение, что он неприятный человек.

В общем, у хорошего аргумента должны быть две ноги. Если спикер не сумел показать, что основное утверждение истинно, вопрос остается спорным в целом. А если он не показал, что оно важно, слушатель имеет полное право отреагировать пожиманием плечами: «А зачем вообще об этом говорить?»

Из этих двух видов бремени легче забывают о важности.

Спикер так спешит сформулировать аргумент с максимальным количеством причин и доказательств, что ему не хватает времени объяснить, почему это все важно. И это действительно проблема, ведь истинный и неважный аргумент редко убеждает слушателя изменить свою точку зрения.

Конечно, даже выполнение обоих требований не гарантирует, что мнение слушателя изменится, но, если не выполнено ни одно, спикер изначально обречен на провал. Он напоминает Кассандру из древнегреческого мифа: говорит правдиво, но неубедительно.

По материалам книги «Как убедить тех, кого хочется прибить»

Обложка статьи: Freepik

Что еще почитать по теме:

Как тронуть слушателя за душу: 7 правил для подготовки речи

Коротко и зубасто. Карманный тренажер для тех, кто говорит

Искусство побеждать в нечестных спорах, или Как защититься в разговоре

Похожие статьи