Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная проза Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Нечисть в лесу, воде и воздухе. Что хранит русская фольклорная демонология?
26 ноября 2023 987 просмотров

Мария Русакова
Мария Русакова

Демоны, известные в русской традиционной культуре, очень многообразны и изменчивы в своих проявлениях. Русалки, оборотни, кикиморы и другие существа совсем рядом — в лесу, в поле, прямо в доме. Исследователи фольклора собрали и сохранили множество историй о встречах с нечистой силой и поверий о том, как следовало с ней обращаться. Предлагаем погрузиться в пугающую, но яркую и захватывающую картину русской демонологии вместе с фрагментами из книги.



Русская фольклорная демонология

Наука и нечисть

В этнографии и фольклористике демонологией принято называть ту часть мифологических представлений, которая относится главным образом к духам — хозяевам природного и культурного пространства, к демонам болезней и к неупокоенным мертвецам. Все эти персонажи действуют и вступают в непосредственное общение с людьми «здесь» (в конкретной местности, известной рассказчику и слушателям) и «сейчас» (обычно на памяти трех поколений).

В отличие от богов, обитающих в труднодоступных местах, демоны часто живут «по соседству»: в реке, в поле, в лесу или даже непосредственно в человеческом жилище. Соответственно, и контакт с ними можно легко установить, без специального посредничества и сложных ритуалов.

«Власть» демонов по сравнению с богами невелика: например, они могут заведовать определенным озером или лесом, влиять на благополучие отдельного человека или семьи.

Демоны отнюдь не всегда злы или вредоносны. Они часто заключают договор с человеком и честно выполняют условия сделки, бывают благодарны. Пример — севернорусский леший.

Леший

Основная функция лешего — заставлять человека блуждать по лесу. Наиболее подробно этот образ разработан в мифологии Сибири, Русского Севера и центральных областей России. В этих регионах ему нередко приписывают характеристики «лесного хозяина»: «владельца стад диких зверей», «блюстителя правил поведения на своей территории», «распорядителя лесных ресурсов». На юго-западе, в Полесье, представления о специфическом лесном духе развиты слабо.

Леший как будто завладевает волей человека, «морочит» — уведенный не сразу понимает, кто перед ним, где он находится.

Леший живет в чаще леса, у заброшенных угольных ям, его логово может быть у лесной кочки, или у вывороченного с корнями дерева, сваленного бурей, или в дупле старого дерева.

Один из самых распространенных признаков лешего считается способность внезапно исчезать. Источник

Интересно, время появления лешего строго не регламентировано. Как и со всякой нечистью, с ним можно столкнуться ночью, в полночь. По некоторым данным, праздник Воздвижения (27 сентября) считался особым днем для лешего. В это время для лесного демона наливали ушат пива и звали его, после чего он пел или плясал. В ночь накануне праздника лешие играли в карты, а подчиненные им волки и медведи пожирали домашнюю скотину, оставленную хозяевами в поле.

Водяной

Этот зловредный персонаж известен в мифологии южных, западных и восточных славян. По преданиям он утаскивает под воду и топит людей. В центральных и северных областях России водяного обычно воспринимают как духа-хозяина, покровителя водных пространств, с которым могут договориться мельники и рыбаки.

Область владений водяного очерчена кругом, в пределах которого он властвует как самостоятельный владыка. Источник

В Полесье, в южных и западных регионах России нередко встречаются свидетельства о том, что утопленник либо сам становится водяным, либо помогает ему. Так, в Орловской губернии крестьяне опасались ночью проходить мимо того места, где утонула женщина, потому что она показывалась из воды и хохотала.

Для облика водяного характерны черты животных и рыб: «брюхо как у коровы, ноги лошадиные, длинные-длинные», кошачья голова, «голова человечья, а ноги, и руки,

и хвост собачьи», «руки как у лягушки, с четырьмя пальцами». Водяной покрыт темно-серой чешуей, либо его тело «переливается как рыбья чешуя», «синий или, как налим, цвятной».

В Ярославской губернии существовал запрет на купание в водоемах на Ивана Купалу, поскольку в этот день «водяной именинник». В Архангельской области зафиксирован запрет купаться на Петров день, который мотивируется следующим образом: «Чертушка схватит, на яму утащит, голову, как рыбе, скрутит». На Русском Севере детям не давали плавать, когда зреет рожь, потому что в это время «водяники нерестятся».

Огненный змей

«Один такой змей повадился летать к одной бабе. Прилетит к ее избе, рассыплется искрами около двора, снимет с себя крылья, заткнет их под крышу и пойдет в избу с бабой потешаться».

Огненным змеем в народе называют летящий по небу сноп искр, огненный шар или полосу. В виде огненного змея могут являться два типа демонов: любовники и обогатители.

Демоны первого типа приходят к одиноким женщинам под видом мужчины и вступают с ними в любовную связь. После того как змей «приземлился», проник в дом, он является своей любовнице во плоти; в то же время, для сторонних наблюдателей он, как правило, невидим, о его присутствии можно судить по косвенным признакам.

Демоны второго типа специально выращиваются колдуном или «знающим» человеком и призваны приносить «богатство» (деньги, молоко, водку и т. п.) своему хозяину. Богатство змей берет там, где его положили без благословения.

В Смоленской губернии говорили, что зерна, которые принес змей, отличаются от обычных — они стоят острым концом вверх.

Проделав путь по небу, видение рассыпается искрами над домом, в который летело. Иногда считается, что змей поджигает постройку, на которую упадет, однако чаще он, вытянувшись веревкой, проникает в дом через трубу. Люди, которые видят визиты огненного змея с улицы, рассказывают о летящем по небу огненном шаре, огненном ухвате, коромысле («летит, выгибается»), огненной копне или молнии.

Народную культуру можно сравнить с конструктором, в котором вместо блоков и деталей сюжеты, мотивы и образы. Каждое фольклорное произведение, с одной стороны, будет передавать уже существующие поверья, а с другой — будет оригинальной и неповторимой историей. Еще больше фантастических и реальных фактов — внутри.

По материалам книги «Русская фольклорная демонология»

Обложка поста — И. Билибин, эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи