Корея — страна удивительных, но позабытых мифических чудовищ. Ее издавна населяют грозные драконы, коварные духи и призраки. Ко Сон Бэ — автор этой книги — возвращает их в наш мир. Здесь не только знаменитая девятихвостая лиса Кумихо, но еще 181 монстр. Познакомимся с некоторыми из них поближе.
Большая книга корейских монстров
Хомунджо (птица тигрового окраса)
Это птица, которая питается людьми. Она настолько велика, что может проглотить человека целиком. Обычно хомунджо медлительна, но становится невероятно быстрой во время охоты. Голова птицы похожа на большой кувшин, а на крыльях полосы, как у тигра. Когда мы представляем тигровый окрас, то, скорее всего, думаем об оранжевом цвете. Но хомунджо — красная: и тело, и крылья, и лапы. Обитает это чудовище преимущественно на острове Хондо провинции Чолла-Намдо или на небольших островах в Южном море.
Источник
В томе 55 «Полного собрания сочинений Чхон Чангвана» о птице хомунджо сказано следующее.
Во времена правления короля Ёнджо (1724–1776) на остров Хондо был отправлен чиновник по военным делам для проверки обстановки. Его корабль подошел к небольшому островку, на котором моряки увидели большую птицу. Морякам было приказано не двигаться и, притаившись, наблюдать за странным существом. Птица казалась очень тяжелой и двигалась медленно. Один из моряков сказал, что птица избегает их, потому что часто ест людей.
Упоминание о птице есть и в «Краткой истории Японии» («Ильбон киряк»), которая была создана в период Хэйан (794–1185). Вот небольшая запись.
На 4-м году правления императора Сага (809–823) в жертву была принесена птица, чей окрас — туловище, крылья и лапы — напоминал тигриную шкуру.
Пульгасари
Это чудовище, которое рождается из рисового зернышка. С позднего периода Корё до начала периода Чосон рассказы о Пульгасари передавались из уст в уста, постоянно меняясь. Говорили, что он бессмертный, поэтому и называли его Пульгасаль, что значит «невозможно убить».
Сложно утверждать, как он выглядит, поскольку в разных текстах чудовище описывается по-разному. Говорят, у Пульгасари слоновий хобот, медвежье тело, коровьи глаза, грива, похожая на множество игл, и тигриный хвост. Питается Пульгасари металлическими предметами. Чем больше металла он съест, тем крупнее становится. Неуязвим для огня. Предполагают, что Пульгасари — то же существо, что и китайское чудовище Мо (тапир), так как они во многом схожи.
Источник
Происхождение Пульгасари и его внешний вид подробно описаны в «Разрозненных записях Соннама» («Соннам чапчи»):
В последние годы жило чудовище, которое пожирало весь встречающийся на пути металл, и люди пытались убить его, но не могли, потому прозвали это чудовище Пульгасаль («невозможно убить»). Даже когда чудовище поджигали, оно возвращалось обратно в деревню и испепеляло дома. <…> Странный зверь, состоящий из рисовой травы, поедал металл и в конце концов мог вырасти в чудовище крупнее, чем дом. Пытаясь поймать существо, король организовал войска, вооруженные луками и мечами. Но все было безуспешно. Когда они попытались сжечь чудовище, тот, полыхая огнем, ходил по деревне, сжигая все вокруг.
Чугёпкун (воины из бамбуковых листьев)
Это воины из листьев бамбука. Их видели на территории государства Силла. Как и воины из фасоли (ноктубён), они появились из растений и обладали невероятной силой. Из ушей воинов торчали бамбуковые листья, что делало их внешний вид весьма причудливым. Причина появления чугёпкун до сих пор остается загадкой. В «Оставшихся сведениях о Трех государствах» говорится, что эти воины были посланы прежним королем, ушедшим на тот свет. В момент, когда армия была на грани поражения, на помощь прибыли бамбуковые воины, и это позволило одержать победу над врагом. После существа исчезли, снова превратившись в бамбуковые листья.
Источник
В томе 1 «Оставшихся сведений о Трех государствах» вкратце рассказывается о короле Мичху (262–284) и чугёпкун. Хотя описание армии воинов из бамбуковых листьев не является подробным, оно все же дает нам представление о том, насколько мощной она была:
Во времена правления 14-го короля Юри (284–298) воины из небольшого государства Исо (вероятно, раньше оно находилось на территории современного уезда Чхондо, Кёнсан-Пукто) вторглись в Кымсон. Вдруг откуда ни возьмись появились странные воины и стали помогать нам. У всех них на шапках торчали бамбуковые листья. После победы над вражеской армией они исчезли, и никто не знал куда. Однако, завидев бамбуковые листья, уложенные перед гробницей короля Мичху, мы поняли, что бывший правитель помог нам. После этого случая гробница приобрела название Чукхённын — «Курган, (из которого) явились (воины с) бамбуковыми (листьями)».
Чибаннён (душа, привязанная к месту)
Так называют душу (ён), которая осталась там, где умерло тело. Она не может попасть в загробный мир. Чибаннён упоминается в романе Ли Ухёка «Хранители душ» («Тхвемарок»). Этого призрака часто видят в домах, колодцах и других местах. Чибаннён не имеет определенной формы, но чаще всего предстает в образе человека, однако выглядит размытым и говорит иначе. В зависимости от причины смерти, личности, семейных отношений, чибаннён могут быть злыми или добрыми. Так, покойный отец Ким Усо в «Неофициальных историях Оу» помогал своим детям. Изгнать душу чибаннён можно, если помочь призраку или обратиться к шаману.
Источник
В «Неофициальных историях Оу» можно прочесть запись о добром чибаннён.
Отец военного чиновника Ким Усо погиб, но его душа осталась в доме. Она предупреждала о бедах и передавала добрые вести. Однажды в гости прибыл друг покойного и угостил его рыбой, которую тот любил при жизни, и дух рассказал, что прислуга гостя ворует. Когда Ким Усо сдавал экзамен на должность военного чиновника, дух сказал: «Подними руку выше и прими стойку». Ким Усо попал прямо в центр мишени и сдал экзамен.
В «Неофициальных историях Оу» есть и другая запись о чибаннён. Это история о том, как писатель Чхве Инбом скончался сразу после того, как сдал один из сложнейших экзаменов. После смерти он вернулся в свой дом, где в черном одеянии и деревянных башмаках продолжал отдавать указания слугам. Его облик был настолько ярким, что всем казалось, будто Чхве Инбом жив.
Пёкхвагу (собака из картины на стене)
Это таинственная собака, изображенная на стене или свитке. В любой момент она может выскочить из рисунка и залаять. Однако у пёкхвагу не получится уйти слишком далеко от изображения. Это чудовище трудно прогнать, но его успокаивает чтение буддийских писаний. Тем не менее, вернувшись в картину, пёкхвагу может появиться снова через четверть дня. Сохранился рассказ о событии, произошедшем в монастыре Санчхонванса в Кёнджу. Там собака сошла с изображения и расхаживала по монастырю. Предполагается, что чудовище обладало невероятной силой, судя по прерванным мероприятиям поклонов Пяти духам сторон света.
Источник
В «Оставшихся сведениях о Трех государствах» существует следующая запись о пёкхвагу.
Собака начала лаять на одном из изображений монастыря Санчхонванса во время правления 54-го правителя корейского королевства Кёнмёна (917–924). Он смог изгнать чудовище, читая буддийские писания, однако через четверть дня лай вернулся. В 10-м месяце 7-го года все мероприятия поклона Пяти духам стран света были прерваны. На этот раз собака выпрыгнула из рисунка, пробежалась и вернулась на место.
Следующая история о пёкхвагу описана в «Исторических записях Трех государств». Третий год. Тетива лука, который был в руках у глиняной статуи в монастыре Санчхонванса, внезапно порвалась. В это же время был слышен лай собаки, изображенной на стене.
Канчхоль
Это ядовитый дракон. Чудовище невероятно прожорливо — канчхоль может с легкостью схватить своего сородича и съесть его мозг. Когда вы слышите словосочетание «ядовитый дракон», ваше воображение наверняка рисует огромную рептилию с крыльями. Однако, по рассказам очевидцев, канчхоль больше похож на четвероногого зверя с копытами (хотя сходство с драконом в привычном его понимании тоже имеется). Уши у него заостренные и длинные, как у кролика. Это странное создание приносит сильный ветер, дождь и град. Разглядеть чудовище крайне сложно, потому что оно прячется за черными тучами. В том месте, где пройдет канчхоль, из-за отравления почвы гибнет урожай. Будьте предельно осторожны и ни в коем случае не прикасайтесь к почве, растениям или предметам, на которые мог попасть яд чудовища, иначе ваша кожа моментально сгниет.
Источник
В томе 57 «Полного собрания сочинений Чхон Чангвана» («Чхон Чангван чонсо») описывается существо, похожее на канчхоля.
Летом 12-го года правления короля Сукчона (1674–1720) странное чудовище сражалось в море с тремя китайскими драконами и двумя обычными. Чудовище уничтожило трех драконов, после чего рухнуло где-то в горах. Длина монстра составляла примерно полтора роста взрослого мужчины. Чудовище внешне напоминало лошадь, но было покрыто чешуей. В нашей стране это чудовище называют канчхоль.
Множество аналогичных записей содержатся в таких произведениях, как «Жэхэйский дневник» («Ёрха ильги») и «Собрание сочинений Хакко» («Хакко чип»).
По материалам «Большой книги корейских монстров»
Обложка поста и иллюстрации — из книги