Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
«Заказчики не против провалов». Интервью с Дмитрием Соколовым-Митричем
30 октября 2023 1 054 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

Поговорили с известным журналистом Дмитрием Соколовым-Митричем — основателем лаборатории «Однажды» и экспертом курса «Текст как инструмент», где он читает лекцию о публицистике. Путь в профессию, коммерческие истории, книжные советы и роль редактора — вот лишь несколько тем, которые обсудили.



Посмотреть программу→

— Дмитрий, расскажите, почему вы решили связать свою жизнь с текстами?

— Когда я был маленьким, моя мама работала экскурсоводом и часто брала меня в туры по России. Мое детство прошло в экскурсионном автобусе. Экскурсоводы рассказывали, в основном, про великих поэтов и писателей. Видимо, с тех пор у меня запечатлелось, что люди, которые пишут тексты — они какие-то особенные.

— Вы работали во многих ролях и во многих жанрах. Как определяете себя сейчас?

— Именно сейчас — скорее как предприниматель. С каждым годом замечаю, что совершать предпринимательские усилия и пожинать их плоды — ничуть не менее интересно, чем писать тексты.

— Расскажите о своих самых значимых проектах?

— Если считать проектами любую творческую задачу, то для меня все проекты значимые. Чем отличается ремесленник от мастера? Тем, что ремесленник тысячу раз одинаково хорошо решает одну и ту же задачу, а мастер каждую задачу решает, как новую. Мне ближе второй подход.

Но если говорить о таких проектах, с которых в моей взрослой профессиональной жизни начиналось что-то принципиально новое, то их, пожалуй, три.

Мой первый серьезный репортаж, с которого я осознал себя репортером, был посвящен единственному в мире кладбищу императорских лошадей в Царском селе и назывался «Нечеловеческое кладбище» (я оказался первым журналистом, который о нем узнал и написал).

Второй проект — участие в журнале «Русский репортер», когда я зажмурился и согласился стать замглавного редактора, хотя никогда ранее не мыслил себя в роли руководителя.

И третий — «Яндекс.Книга», с которой началась моя предпринимательская история и моя нынешняя компания Лаборатория «Однажды».



Посмотреть программу→

— У вас огромный профессиональный и жизненный опыт. Что сформировало вас как писателя и как человека?

— Внимательное наблюдение за окружающим миром. И немного комплекса неполноценности, который в гомеопатических дозах очень полезен и помогает как можно дольше находиться в позиции ученика.

— Многие писали, что пришли на курс «Текст как инструмент» из-за желания побывать на вашем элективе. О чем расскажете ученикам, чему хотите их научить?

— Я не испытываю потребности в том, чтобы кого-то учить. Но когда рассказываю о своей работе, делюсь опытом и отвечаю на вопросы, людям нравится.

— Тема вашего урока — публицистика. Многие начинающие авторы путают публицистику с жанром нон-фикшн. В чем разница?

— Non-fiction буквально означает «невымысел»: то есть все, что не художественная литература. Если в своих публицистических текстах автор пишет о реальных людях и событиях, интерпретирует их действия и дает им оценку, то это один из частных случаев non-fiction. Если он пишет об эльфах или о своих галлюцинациях, то это художественная литература.

— Вы не только пишете тексты и книги, но и редактируете их. Что для вас труднее? Как автору стать редактором?

— И то, и другое по-своему легко и по-своему трудно. Писать самому — это очень большое напряжение. Если вам пишется легко, это тревожный звоночек — а не графоман ли вы?

Редактировать легче, но непростота здесь в другом — как улучшить текст, не отобрав его у автора, не сделав слишком своим. Я достаточно жесткий редактор и между интересами автора и интересами читателя всегда выбираю интересы читателя. Хороший текст — прочитанный текст.

— Корпоративные истории писать довольно тяжело. Как вы отдыхаете от этого?

— В разные периоды жизни отдыхал по-разному. Велопутешествия, бег на длинные дистанции, встречи с друзьями. В последнее время все больше гуляю по сельской местности, смотрю сериалы и глажу кошку.

— Расскажите о своих писательских привычках. Как вы пишете книги, статьи? Как выстраиваете процесс?

— Обычно пишу по утрам и в первой половине дня, пока мозги свежие. Написав весь текст или его существенную часть, делаю паузу, чтобы критически взглянуть на написанное и отредактировать самого себя.

— Какой текст еще не написан вами, но вам хотелось бы его написать? Или иначе: с каким человеком / компанией хотели бы поработать, в каком жанре попробовать себя?

— Хочу написать книгу на основе своего предпринимательского опыта. Что-то типа «100 вещей, которые я понял, пообщавшись с 1000 предпринимателями». Когда-то я написал книгу «Реальный репортер» на основе своего журналистского опыта, теперь пришло время подвести итог следующего этапа.

— Вы стали автором трех документальных фильмов. Расскажите, как зашли на территорию кинематографа? О чем и для кого снимали эти ленты?

— Зашел очень случайно. Диалог был примерно такой:

  • Нам очень понравился такой-то ваш текст, сделайте для нас документальный фильм на ту же тему.
  • Но я никогда не снимал документальных фильмов.
  • А вам и не надо его снимать. Ваши тексты очень кинематографичны, вот этот репортаж — почти сценарий. Надо его лишь немного по-другому оформить — и мы его отдадим в работу.
  • Да? Ну, давайте попробуем.

— Что вы читаете: для работы и для души? Поделитесь парочкой книжных советов.

— Сейчас времени читать мало, в основном слушаю аудиокниги. Переслушиваю классику — русскую и зарубежную. Одно время читал много деловой литературы, сейчас поменьше. Больше всего на меня повлияла книга «От хорошего к великому» Джима Коллинза. Вот прямо сейчас читаю «Занимательную Грецию» Гаспарова. У того, кто много читает, больше шансов найти свой собственный стиль.

— Кого вы можете назвать своими учителями в профессии?

— Какого-то одного гуру, который вылепил бы из меня профессионала, назвать не могу. Я всегда старался понемногу учиться у всех интересных людей, с кем пересекался в жизни и профессии. И не только у других журналистов, но и у многих героев моих публикаций. В том числе и у предпринимателей, создателей и владельцев российских и зарубежных компаний, с которыми мне довелось общаться уже в качестве лидера Лаборатории «Однажды».

— Какие советы вы могли бы дать пишущим людям — копирайтерам, журналистам, начинающим писателям? Как прокачивать навык писательства?

— Представьте, что вы тонете в реке, и вам надо позвать на помощь. Вы долго будете подбирать слова? Нет, скорее всего, вы сразу закричите коротко и ясно: «Тону!!!» Так же и в профессии. Хорошо пишет не тот, кто овладел искусством правильно складывать слова в предложения. Этого недостаточно. Важно уметь искренне интересоваться тем, о чем вы пишете, и очень сильно хотеть разобраться в теме. Поднять свой интерес к предмету до такой степени, что уже просто невозможно написать неинтересно. Если человек написал плохой текст, значит он просто не понял, о чем, для чего и для кого он взялся за тему.

— Вы написали несколько книг для крупных компаний. Как вы стали коммерческим писателем?

— Стало не интересно в классической журналистике. И по субъективным причинам (уже почти все в ней испробовал), и по объективным (профессия сильно изменилась и не в лучшую сторону).

— Корпоративные истории могут показаться строгими, не слишком интересными обычному читателю, но ваши книги пронизаны теплотой. Как вам это удается?

— Благодаря искреннему интересу к теме и любопытству по отношению к людям.

— Откуда появился тренд на коммерческую аудиторию? И о чем он? Чего хотят добиться компании?

— Причины бывают разные — от прагматических до личных. Бывает даже так, что сам процесс написания книги для заказчика важнее, чем результат. Мы это называем «эффект сторитерапии». Но если коротко и в целом, на каком-то этапе любой человек начинает понимать: единственное, что останется от него самого и от его бизнеса — это история. Все остальное очень скоро исчезнет.

— Как делать коммерческие книги, оставаясь писателем?

— Держать позицию по отношению к заказчику, не позволяя ему испортить книгу, как бы ему этого ни хотелось. И в то же время не оказаться в плену собственного авторского эгоизма. Уметь слышать своего партнера. Это тонкая грань, но соблюсти ее можно и нужно.

— Вы продвигаете понятие story management. Что это такое и зачем нужно компании?

— Это управление реальностью при помощи историй. Человечество занимается этим уже много тысячелетий.

— Можно ли развиваться творчески, будучи коммерческим писателем?

— Можно. Даже в гораздо большей степени, чем в современных СМИ.

— Стоит ли смотреть в эту сферу начинающим писателям? Какое образование и опыт нужны, чтобы туда попасть?

— Начинающим — вряд ли. Чтобы понять серьезных предпринимателей, нужен богатый опыт, причем не только профессиональный, но и жизненный.

— Какие писательские навыки прокачивает работа коммерческим писателем?

—Умение смотреть на вещи адекватно. Способность делать «длинные» усилия.

— Бывает ли так, что рукопись готова, а заказчик не согласен с текстом или какими-то его деталями? Что делать в этом случае, как договариваться? И кто тут главнее: автор или компания, о которой вы пишете?

— Главных нет. Есть партнерские отношения. И цель одна — сделать книгу, которая будет работать в интересах заказчика, но в то же время найдет себе читателя на свободном рынке. Это тот фактор, который держит в тонусе и писателя, и заказчика. В принципиальных вопросах мы стоим намертво, потому что понимаем — если уступим, то получится нежизнеспособный продукт, который попросту не заинтересует издательство.

— Как соблюсти баланс: рассказать интересно, с конкретными примерами и реальными историями, но не выдать секретов, не навредить репутации? Например, когда рассказываешь об ошибках и провалах.

— Вопреки ожиданиям, наши заказчики совершенно не против описания ошибок и провалов. Наоборот, самая распространенная их претензия звучит так: «Поменьше бронзы». Может быть, дело в том, что мы работаем не со всеми подряд, а лишь с теми, с кем чувствуем взаимную химию.

— Как вы получаете материал для коммерческих книг?

— Интервью, документы, открытые источники. Ничего особенного, все как у всех.

— Как разговорить героев книги? Были ли случаи, когда найти подход к ним было трудно, как выходили из этой ситуации?

— Просто уметь активно слушать.

— Популярна ли профессия коммерческого писателя за рубежом? И какие перспективы вы видите у нее здесь, в России?

— Насчет зарубежного рынка ничего не могу сказать. В России перспективы большие. Здесь жанр предпринимательской истории только недавно зародился, между тем состарилось первое поколение русского бизнеса и многие хотят рассказать о себе.

— Дайте советы писателям, которые хотят работать с бизнес-книгами.

— Чтобы получилась хорошая книга, автор должен понять в пять раз больше, чем написать.

Курс «Текст как инструмент» подходит к концу, но мы уже планируем следующий поток: не менее мощный. Подписывайтесь, чтобы узнать о запуске первыми и получить самое выгодное предложение.

Фото на обложке поста — из личного архива Дмитрия Соколова-Митрича

Рубрика
Творчество
Похожие статьи