Слово «автофикшн» включено в словари французского языка с указанием, что его в 1973 году придумал французский писатель, филолог, литературовед Серж Дубровский. Редкий случай, когда у литературоведческого термина есть автор.
Что входит в понятие «автофикшн», какие с ним есть сложности и какими базовыми особенностями обладает этот сложный жанр, рассказала литературный критик Галина Юзефович на курсе «Текст как инструмент». Делимся фрагментом лекции.
Особенности жанра автофикшн
- Отказ от традиционной нарративной структуры — в автофикшн она не работает. Уход от сторителлинговых моделей. Автофикшн — это книги, в которых нам не следует надеяться на нормальный, привычный сюжет.
- Замена сюжетного каркаса системой внутренних «рифм». Мы подробно говорили об этом применительно к романам Кнаусгора, но подобная механика присутствует почти в любой автофикциональной прозе. Возникают опорные образы, ключевые фразы и сочетания предметов или людей в пространстве, и всё это выстраивает и организует текст, минуя привычные нам сюжетные подборки.
- Переплетение персонального, культурного и коллективного опыта в рамках одного повествовательного контекста. Герой не делится на три ипостаси: делать, думать, переживать и вспоминать, например. Он существует сразу во всех этих ипостасях, которые между собой пребывают в причудливом сложном взаимодействии — ровно так, как это бывает в реальной жизни.
- Неопределенные отношения с реальностью. Мы достоверно не знаем, в каких отношениях находится автор с главным героем, а реальность произведения — с реальностью за текстом. Иными словами, надежно атрибутировать автофикшн сложно, поскольку в нем, помимо художественных признаков, присутствует человеческий фактор.
Что важно понимать про автофикшн?
Многим авторам, особенно молодым, кажется, что писать автофикшн — это легко. Легче, чем придумать историю. Ты здесь почти ничего не придумываешь — просто черпаешь материал изнутри, в полусыром виде «плюхаешь» на лист бумаги, и он оживает. Понятно, что это иллюзия.
Автор, который пишет роман, опирается на опыт сотен и тысяч предшественников. Он знает, как оно должно быть устроено, умеет рисовать схему.
Автор, который пишет автофикшн, вступает на территорию не только не размеченную, но и принципиально не размечаемую. Ее нельзя описать так, как мы привыкли описывать нормальные нарративные структуры. Каждый автофикшн-текст пишется буквально с нуля, без опоры на опыт предшественников. Так что выстроить систему рифм, собрать персональный, культурный, коллективный опыт, совместить его с какими-то параллелями, выходящими за рамки опыта персонажа, — всё это очень сложно.
Почему так много посредственного автофикшн?
Потому что большинство молодых, начинающих авторов подходят к этому занятию абсолютно не рефлексивно. Им кажется, что это нечто органическое, что из тебя будет литься и литься.
Иными словами, автофикшн производит впечатление новой искренности, отказа от художественных условностей, к которым мы привыкли в литературе. Этот отказ иллюзорен.
Автофикшн тоже подчиняется определенным условностям, просто правила гораздо более гибкие и размытые и менее определенные. Но этот тип письма примерно в той же степени рефлексивен и условен, что и традиционная проза.
Именно поэтому, прежде чем браться за написание текста в формате автофикшн, я бы рекомендовала:
- почитать предшественников;
- подумать, есть ли вам что сказать в этом жанре. Что-то выходящее за рамки собственного бесценнейшего опыта и драгоценнейшего мнения;
- попытаться отрефлексировать и сконструировать послание, которое вы хотите донести до читателя. Оно не должно быть простым и коротким, вроде «мойте руки перед едой», но оно неизбежно должно присутствовать. В противном случае текст получится рыхлым, аморфным и будет относиться к типу автофикционального письма, которое многих раздражает в силу своей неограненной природности.
Автофикшн требует такой же огранки, рефлексии и аналитического подхода, как и любой другой тип письма.
Новый поток курса «Текст как инструмент» совсем скоро. А если вы всерьез думаете о том, чтобы написать свою книгу, приходите на «ЦЕХ № 4». Выберем 5 победителей и издадим их работы. Стартуем 21 марта.
По материалам курса «Текст как инструмент».
Обложка отсюда.