Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
«Автофикшн — это жанр, который зачастую причиняет боль и наносит раны». Фрагмент лекции Галины Юзефович
19 октября 2023 1 612 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Слово «автофикшн» включено в словари французского языка с указанием, что его в 1973 году придумал французский писатель, филолог, литературовед Серж Дубровский. Редкий случай, когда у литературоведческого термина есть автор.

Что входит в понятие «автофикшн», какие с ним есть сложности и какими базовыми особенностями обладает этот сложный жанр, рассказала литературный критик Галина Юзефович на курсе «Текст как инструмент». Делимся фрагментом лекции.

Особенности жанра автофикшн

  • Отказ от традиционной нарративной структуры — в автофикшн она не работает. Уход от сторителлинговых моделей. Автофикшн — это книги, в которых нам не следует надеяться на нормальный, привычный сюжет.
  • Замена сюжетного каркаса системой внутренних «рифм». Мы подробно говорили об этом применительно к романам Кнаусгора, но подобная механика присутствует почти в любой автофикциональной прозе. Возникают опорные образы, ключевые фразы и сочетания предметов или людей в пространстве, и всё это выстраивает и организует текст, минуя привычные нам сюжетные подборки.
  • Переплетение персонального, культурного и коллективного опыта в рамках одного повествовательного контекста. Герой не делится на три ипостаси: делать, думать, переживать и вспоминать, например. Он существует сразу во всех этих ипостасях, которые между собой пребывают в причудливом сложном взаимодействии — ровно так, как это бывает в реальной жизни.
  • Неопределенные отношения с реальностью. Мы достоверно не знаем, в каких отношениях находится автор с главным героем, а реальность произведения — с реальностью за текстом. Иными словами, надежно атрибутировать автофикшн сложно, поскольку в нем, помимо художественных признаков, присутствует человеческий фактор.

Что важно понимать про автофикшн?

Многим авторам, особенно молодым, кажется, что писать автофикшн — это легко. Легче, чем придумать историю. Ты здесь почти ничего не придумываешь — просто черпаешь материал изнутри, в полусыром виде «плюхаешь» на лист бумаги, и он оживает. Понятно, что это иллюзия.

Написать автофикшн сложнее, чем роман.

Автор, который пишет роман, опирается на опыт сотен и тысяч предшественников. Он знает, как оно должно быть устроено, умеет рисовать схему.

Автор, который пишет автофикшн, вступает на территорию не только не размеченную, но и принципиально не размечаемую. Ее нельзя описать так, как мы привыкли описывать нормальные нарративные структуры. Каждый автофикшн-текст пишется буквально с нуля, без опоры на опыт предшественников. Так что выстроить систему рифм, собрать персональный, культурный, коллективный опыт, совместить его с какими-то параллелями, выходящими за рамки опыта персонажа, — всё это очень сложно.

Почему так много посредственного автофикшн?

Потому что большинство молодых, начинающих авторов подходят к этому занятию абсолютно не рефлексивно. Им кажется, что это нечто органическое, что из тебя будет литься и литься.

Иными словами, автофикшн производит впечатление новой искренности, отказа от художественных условностей, к которым мы привыкли в литературе. Этот отказ иллюзорен.

Автофикшн тоже подчиняется определенным условностям, просто правила гораздо более гибкие и размытые и менее определенные. Но этот тип письма примерно в той же степени рефлексивен и условен, что и традиционная проза.

Именно поэтому, прежде чем браться за написание текста в формате автофикшн, я бы рекомендовала:

  • почитать предшественников;
  • подумать, есть ли вам что сказать в этом жанре. Что-то выходящее за рамки собственного бесценнейшего опыта и драгоценнейшего мнения;
  • попытаться отрефлексировать и сконструировать послание, которое вы хотите донести до читателя. Оно не должно быть простым и коротким, вроде «мойте руки перед едой», но оно неизбежно должно присутствовать. В противном случае текст получится рыхлым, аморфным и будет относиться к типу автофикционального письма, которое многих раздражает в силу своей неограненной природности.

Автофикшн требует такой же огранки, рефлексии и аналитического подхода, как и любой другой тип письма.

Новый поток курса «Текст как инструмент» совсем скоро. А если вы всерьез думаете о том, чтобы написать свою книгу, приходите на «ЦЕХ № 4». Выберем 5 победителей и издадим их работы. Стартуем 21 марта.

По материалам курса «Текст как инструмент».

Обложка отсюда.

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи