Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Перейти на нейтральное мышление, чтобы перестать отвлекаться от цели
17 октября 2023

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Плохое настроение, интересный фильм, уведомления соцсетей — все это и многое другое мешает нам идти к целям. Мы отвлекаемся, ждем «того самого» момента и теряем время и энергию на ничего не значащие дела. Книга «Главное правило мышления» поможет взять себя в руки и начать двигаться к целям, не отвлекаясь на негативные мысли и рутину.



Главное правило мышления

Исследования, которые подтверждают нашу склонность замечать негатив

Можно привести массу примеров из реальной жизни в подтверждение нашей склонности замечать — и навсегда запоминать — негатив больше, чем позитив или нейтральную информацию.

В 2009 году исследователь из Университета Виргинии Ванесса Ло-Бю опубликовала статью в журнале Developmental Science, где рассказывалось о том, как взрослые и дети реагируют на изображения счастливых и сердитых лиц. Предыдущие исследования показали, что взрослым проще идентифицировать сердитые лица, чем счастливые, и Ло-Бю хотела выяснить, будут ли дети реагировать так же. Группе взрослых людей и группе пятилетних детей показали изображения человеческих лиц. Затем их попросили найти одно счастливое лицо в группе сердитых лиц. Или одно сердитое лицо в группе счастливых лиц.

Хотя дети опознавали эмоции не так быстро, как взрослые, они продемонстрировали те же паттерны поведения: обе группы находили сердитое лицо среди счастливых лиц довольно быстро, а на поиск счастливого лица среди сердитых у них уходило больше времени.

За год до этого Ло-Бю и ее коллега Джуди С. Делош опубликовали статью в журнале Psychological Science с описанием схожего исследования с использованием змей и цветов. Группе взрослых и группе детей в возрасте от трех до пяти лет показали ряд фотографий, среди которых было одно изображение змеи и множество изображений цветов. Затем им показали фотографии, среди которых было одно изображение цветка и множество изображений змей. Взрослые реагировали быстрее, но обе группы продемонстрировали один и тот же паттерн: взрослые и дети находили змею среди множества цветов быстрее, чем цветок среди множества змей. Исследователи поясняют, что люди быстрее опознают змей, потому что они ассоциируются с опасностью. Иными словами, змея — причина для волнения. А цветок нет.

О чем это говорит? Мы замечаем негатив не потому, что ничего позитивного не происходит, а потому что эта программа заложена в нас природой. Чтобы перестроиться на нейтральное мышление, прежде всего нужно осознать это и принять решение отказаться от привычного способа видения мира.

Два вопроса, чтобы перейти на нейтральное мышление

Никто не запрещает испытывать эмоции, но нельзя быть на эмоциях — пожалуй, этот тезис идеально передает суть нейтрального мышления. Другими словами, пусть факты определяют ваши решения. Для этого задайте себе два вопроса: «Что представляет собой следующий шаг? Как это сделать здесь и сейчас?» После того как мы ответим на эти вопросы, после того как мы примем решение и добьемся результата, мы можем рыдать, радоваться, злиться или даже станцевать победный танец. Мы люди, и это совершенно естественные для нас реакции. Но когда нужно принять решение, переключитесь на нейтральное мышление, оцените ситуацию и снова возьмитесь за дело.

Давайте на примере.

Любой может сказать: «Я буду участвовать в марафоне». Но многие ли из нас действительно пробегут эти 42 км 195 м? Если вы опираетесь на силу позитивного мышления, вы говорите себе: «Я могу это сделать». Но действительно ли вы можете? Вы когда-нибудь пробегали больше пяти километров за раз, не говоря уже о десяти, пятнадцати, двадцати или двадцати пяти? Если ответ «нет», то, скорее всего, вы не сможете пробежать марафон.

Человек, мыслящий нейтрально, скажет: «Самая длинная дистанция, которую я пробегал без перерыва, — четыре километра. Что конкретно мне надо сделать, чтобы стать выносливее и осилить 42 км 195 м?»

А затем он займется подготовкой.

Источник: unsplash.com

Что нам мешает сосредоточиться на цели

Решить заняться делами и действительно заняться ими — разные вещи. Мы поговорили о том, как принять решение, используя нейтральное мышление. А теперь разберем, как двигаться к цели. Многим людям на этом пути не хватает сосредоточенности.

Автор книги Тревор Моавад рассказывает о сосредоточенности на примере спортсменов.

В 2017 году тренеры и игроки Джорджии пообещали не отвлекаться и сосредоточиться. Позиционные тренеры добавили эту концепцию в предыгровую проверку, которую они провели в своих группах накануне игры. Талантливые люди, хорошо подготовленные физически и дополнившие свои способности благодаря психологическому тренингу, имеют полное право приступить к игре с уверенностью. Уверенность можно и нужно получать во всех сферах деятельности, где у нас есть потенциал преуспеть. Это не бравада ради бравады или ничем не обоснованный позитив. Уверенность приносят нейтральные утверждения.

Я тщательно подготовился.
Я не позволял себе отвлекаться.
Я сосредоточился на конкретной задаче.

Тот, кто может это сказать, безусловно, должен уверенно браться за дело.

Но отвлекающие факторы бывают очень и очень хитрыми. Объясняя, как ему удалось так долго оставаться одним из самых быстрых людей в мире, олимпийский спринтер Майкл Джонсон сказал, что иногда очень сложно распознать отвлекающие моменты. «Дело в том, что отвлечься можно на что угодно, и частенько это происходит незаметно для нас», —объяснил он.

Один человек предсказал, на что мы будем отвлекаться, за много лет до того, как появились эти отвлекающие факторы. Майкл Голдхабер был физиком-теоретиком в 1980-е годы. Он заметил значительный рост объемов информации, доступной людям. В то время стали набирать популярность кабельное телевидение, радиостанции и журналы. Голдхабер заинтересовался термином, приписываемым психологу Герберту А. Саймону,— «экономика внимания». В двух словах: наше внимание не бесконечно. Когда мы отвлекаемся от чего-то полезного (например, общения с детьми или приготовления полезного ужина), мы не можем вернуть обратно это время и затраченную ментальную энергию. Это очень похоже на то, что автор называет законом подмены. Согласно этому закону, наш разум может сосредоточиться только на одной превалирующей мысли за раз. Именно поэтому если вы замечаете у себя негативную мысль, то нужно заменить ее нейтральной мыслью.

За много лет до того, как люди задумались об этом, Голдхабер считал, что медиакомпаниям, рекламщикам, политикам и всем, кто что-то продает, придется бороться как никогда за то, чтобы занять место этой драгоценной превалирующей мысли в нашей голове. И эта конкуренция будет жестче, чем когда-либо. В 1997 году, когда многие из нас открыли для себя доступ в интернет по телефонной линии и делали первые вылазки в киберпространство, Голдхабер опубликовал статью в журнале Wired. Он утверждал, что именно внимание станет основной валютой онлайн-экономики.

  • Перечислим несколько его предсказаний.
    Будет новая вселенная «микрозвезд», которые не достигнут славы кинозвезд, но обзаведутся преданным, хотя и более скромным кругом поклонников. Эти люди оказывают колоссальное влияние на своих фанатов. Представьте, например, что ваш любимый шестой игрок вашей любимой команды НБА выкладывает свое фото в соцсети, где он позирует со спортивным напитком новой компании. По сути, Голдхабер предсказал экономику инфлюэнсеров за пятнадцать лет до ее возникновения.
  • Повышенный спрос на наше внимание помешает нам размышлять, анализировать, мыслить глубоко и наслаждаться отдыхом. Сколько раз вы смотрели на экран телефона, вместо того чтобы прогуляться или просто отдохнуть?
  • Возросшая конкуренция за внимание приведет к тому, что мы будем «обделять вниманием окружающих, особенно детей.

Все мы поглощены экраном телефона, хотя это время следовало бы посвятить семье. Если вы скажете, что это не так, вы соврете.

Когда мы уделяем внимание пагубным занятиям, это дорого обходится нам. Как минимум мы упускаем возможности. Занимаясь чем-то одним, вы не можете заниматься чем-то другим. И в зависимости от того, о чем идет речь, цена может быть довольно высока. Возможно, вы упустили уникальную возможность завязать новые отношения, потому что прилипли к экрану. Возможно, увиденное на экране телефона вызвало у вас череду негативных мыслей. Куда вы направляете свое внимание, туда вы направляете и свою жизнь.

Закон подмены или стыковка / отстыковка

Наша задача — понять, что нас отвлекло, что нас отвлекает и что будет нас отвлекать. Причем отвлекающие моменты не всегда плохие. И не все они в интернете, хотя именно там кроются самые распространенные ловушки для внимания. Отвлекающие факторы могут едва заметно менять нашу изначальную цель. Если вам позвонит брат или сестра и примется рассказывать о своих семейных переживаниях, а вам надо готовиться к тяжелому рабочему дню, это совершенно очевидный отвлекающий фактор. А что, если близкий друг позвонит и пригласит вас на ужин? Замечательная идея, но, если после ужина вы плавно перейдете в бар, где просидите полночи, это тоже отвлекающий момент, который помешает вам подготовиться к напряженному рабочему дню. Поэтому вам придется решать, что для вас важнее. И вполне возможно, что провести вечер с другом действительно важнее. Или вы пообщаетесь с ним некоторое время, вернетесь домой к восьми вечера и подготовитесь к работе. Нужно знать себя довольно хорошо, чтобы мыслить нейтрально: проанализировать все актуальные факторы и принять решение. Если вы все же считаете, что это отвлекающий момент, то предложите другу встретиться в другой день.

Закон подмены — важный принцип работы нашего мозга. Мы способны удержать в голове только одну преобладающую мысль за раз. И если сосредоточиться на этой мысли, все остальное уйдет на второй план. Можно назвать это стыковкой / отстыковкой. Как только мы состыковались с определенной мыслью, все остальное блокируется. Это может быть опасным, если мы не понимаем разницу между следующими двумя понятиями или не умеем их распознавать:

  • чему не следует уделять внимание;
  • чему следует уделять внимание.

В вашей профессиональной жизни что мешает вам работать максимально плодотворно? В опросе Career-Builder.com (2017) сотрудники назвали факторы, наиболее разрушительные для продуктивности.

  • Мобильный телефон / сообщения: 49 %.
  • Интернет: 38 %.
  • Социальные сети: 37 %.
  • Сплетни: 35 %.
  • Электронная почта: 29 %.
  • Коллеги, которые приходят поговорить: 24 %.
  • Перерывы на перекур и перекус: 25 %.
  • Собрания: 23 %.
  • Шумные коллеги: 19 %.

Но проблема не только в тех факторах, которые отвлекают вас от работы. Иногда один рабочий проект отвлекает от другого. Исследование американо-канадско-итальянского ученого, опубликованное в Journal of the European Economic Association (2015), посвящено тому, как итальянские судьи распределяют свои задачи. Оказалось, что судьи, которые брали на себя сразу много процессов, тратили больше времени на каждое дело, чем судьи, которые работали всего над несколькими процессами одновременно. Если вы ведете пять проектов одновременно, вы, скорее всего, тратите больше времени на их координацию, чем если бы вы работали всего над двумя проектами одновременно.

Однако отвлекающие факторы вредят не только рабочей продуктивности. Подумайте, что отвлекает вас от супруги, партнера или детей? Что мешает вам уделить внимание своему здоровью? Возможно, те же самые факторы, которые крадут ваше внимание на работе. В любом случае попробуйте сосредоточиться только на одной задаче, и вам будет проще выполнить эту задачу (или приятно провести время с ребенком или супругой), вы почувствуете себя продуктивным и не слишком уставшим.

Способ Серены Уильямс

Серена Уильямс — одна из самых титулованных теннисисток всех времен. Одна из ее привычек — перечитывать свои заметки во время смены сторон. Если вы будете смотреть игру Серены, обратите внимание на тот момент, когда игроки садятся отдохнуть, прежде чем поменяться сторонами корта. И вы увидите, как она читает свои записи на листах бумаги.

Источник: serenawilliams.com

Слова, набросанные на бумаге, обычно не содержат революционных откровений. Это может быть напоминание следить за мячом или не расслабляться, когда набираешь очки. Серена позаимствовала привычку перечитывать записи у своей старшей сестры Винус и делает это уже много лет. Ее даже спросили об этом на пресс-конференции после матча на Уимблдоне в 2002 году. «Это помогает мне сосредоточиться, потому что иногда я отвлекаюсь на корте, — сказала Серена. — Во время смены сторон я смотрю, что происходит вокруг, есть у меня такая дурная привычка. А так мне проще не терять сосредоточенности».

Когда вы почувствуете, что на вас обрушилось слишком много дел и вы не можете сосредоточиться, делайте, как Серена. Составьте список. А когда выдастся минутка отдыха, перечитайте его. Если это помогает лучшей теннисистке этого века (а может, и любого другого) выигрывать матчи, то и вам поможет сосредоточиваться, блокировать лишнее и не сбиваться с пути.

Из книги «Главное правило мышления»

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи