Творчество
Приручить пастель: 5 способов смешения цветов и творческий мастер-класс
16 сентября 282 просмотра

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Нежные штрихи и мягкие оттенки. Легкость и глубина. Это все о пастели. В руках разных художников она приобретает индивидуальные нотки, которые наполняют картину жизнью.

Художник-график Елена Таткина знает, как научиться чувствовать этот художественный материал и применять его так, чтобы работы казались невесомыми и волшебными.

В ее книге «Как приручить пастель» — 17 пошаговых уроков, которые помогут найти подход к написанию дымчатых картин. Делимся советами и мастер-классом из книги. Попробуйте.

5 способов смешения цветов



Как приручить пастель: полный курс от Елены Таткиной

Пастель сильно отличается от привычных материалов, поэтому привычные способы смешения цветов здесь не работают. Пигмент мелков содержится в сухом, прессованном виде, и технология взаимодействия цветов несколько другая. Не получится, как в случае с гуашью или акварелью, взять желтый и синий цвета и, смешав их, получить красивый зеленый оттенок.

Для тех, кто только знакомится с материалом и делает первые шаги, Елена вывела четкие правила, соблюдая которые вы получите гарантированный результат и сможете избежать типичных ошибок.

Правило № 1. Все смешения должны производиться постепенно, через один тон

Оцените тон вашего мелка относительно цветового круга и двигайтесь к высветлению через соседний тон. Смешение светлого и темного мелка гарантированно дадут грязь!

Темный и светлый оттенки не должны граничить друг с другом.

Если вы хотите сделать переход от темного к светлому, всегда, даже на коротком участке, делайте это через промежуточные, насыщенные цвета, постепенно подбираясь к светлому оттенку.

Правило № 2. Два разных цвета смешивайте в рамках одной светлоты

Большое значение имеет нахождение цвета в цветовом круге. Опять используем его: например, зеленый и синий достаточно близки по тону, поэтому и их сочетание будет смотреться красиво и естественно.

Для перехода из зеленого в красный необходимо найти в таблице красный той же тональности, как и у зеленого. В противном случае придется брать либо более темный зеленый, либо более светлый красный.

Одинаковые по светлоте (тону) мелки всегда будут красиво и гармонично смотреться в любых сочетаниях.

Смешивать их можно и через наслоение, и посредством штриховки. Здесь прекрасно будут работать дополнительные оттенки, они гасят друг друга и дают сложную живопись.

Правило № 3. Для получения сложного оттенка при работе с яркими цветами добавьте к нему серые или нейтральные цвета

Например, для зеленого цвета это может быть серо-зеленый, серо-голубой, серо-фиолетовый оттенки. Самое главное, чтобы в нем содержалось определенное количество серых пигментов.

Когда цвета близки по тону, нет ощущения выбеленности.

Если надо цвет высветлить, мы действуем таким же образом. Еще один способ погасить цвет — добавить к нему противоположный оттенок такого же тона.

Правило № 4. Готовый мелок всегда будет ярче и насыщеннее, чем замес на бумаге

Это правило касается больше живописцев, у которых есть опыт работы с масляными и акварельными красками. Согласно ему, самые красивые замесы получаются как раз из двух противоположных цветов в цветовом круге.

В пастели это правило работает далеко не всегда.

Сравните эти два перехода: верхний сделан через прямое смешение бирюзового с желтым, а нижний — с помощью мелка похожего оттенка. Нижний однозначно выглядит более «живым» и свежим.

Именно поэтому, если хотите получить дополнительный цвет путем смешения, лучше взять готовый замес, потому что вторичный цвет, полученный из смешения мелком, всегда будет тусклее.

Правило № 5. Начинайте работу от среднего тона

То есть для первого слоя выбирайте цвета, максимально подходящие по тону к бумаге, далее постепенно утемняя или высветляя нужные участки.

Сильно облегчает первый этап работы подготовительная разбивка по тону углем. Тогда это правило выполняется идеально: тон бумаги уже решен, мы просто берем цвет схожего тона.

Если у вас возникла необходимость поставить рядом цвета разного тона, но нет возможности сделать растяжку от светлого к темному (и наоборот), нанесите их аккуратно рядом друг с другом, не смешивая, соблюдая четкую границу.

Дополнительно, с очень сильным нажимом, как карандашом, можно пройти мелком одного цвета по противоположному, чтобы его перебить.

А теперь приступим к вашему первому заданию.

Практика

Возьмите лист бумаги нейтрального цвета (серый, бежевый).

Выберите три цвета из разных секторов цветового круга. И с каждым из цветов сделайте растяжки длиной 5–7 сантиметров:

  • переходы одного цвета с изменением светлоты — 2–3 варианта;
  • переходы в соседние цветовые тона, но той же светлоты — 2–3 варианта;
  • переход в комплементарный цвет (противоположный на круге) с сохранением светлоты — 2–3 варианта;
  • переход в нейтральный цвет — 2–3 варианта.

Растяжки должны быть широкими, чтобы вы видели промежуточный оттенок — результат замеса.

Такое упражнение стоит делать регулярно с разными цветами с целью лучшего изучения своего рабочего набора.

Историю появления пастельной техники рассказываем здесь. А тут делимся онлайн-курсами и книгами, с которыми можно научиться рисовать — акварелью, пастелью, гуашью, карандашами и маркерами. Выбирайте, что нравится.

По материалам книги «Как приручить пастель: полный курс от Елены Таткиной».

Обложка и иллюстрации из книги.

Рубрика
Творчество
Похожие статьи