Дымчатые картины или дальние родственники наскальной живописи — так говорят про рисунок пастелью: мягким, «чувствительным», податливым материалом. Предлагаем познакомиться с невесомой и волшебной художественной техникой вместе с книгой «Как приручить пастель»
Чудо-мелки
Как приручить пастель: полный курс от Елены Таткиной
Официальная история пастельной живописи насчитывает уже более пяти веков. В XVI веке итальянские художники творили в технике «а пастелло». Но если заглянуть еще глубже, то на память придут первобытные наскальные рисунки. По сути, пастель — это самый древний художественный материал. Техника пастели развивалась из столетия в столетие, раскрывалась с разных сторон в разные эпохи, имела свои взлеты и времена затишья, но сохранила актуальность и по сей день. В чем здесь секрет? В абсолютной природности и простоте материала. Когда нет никакого посредника между художником и картиной.
«Думаю, мы и сейчас чувствуем какую-то первобытную силу в этих цветных брусочках из живого пигмента. Это связь времен, из самых глубин», — отмечает автор книги Елена Таткина.
Пастель — универсальный материал. Рисовать можно все: пейзажи, портреты, натюрморты и даже скетчи.
Сначала пастельные мелки применяли лишь для небольших цветных акцентов, как средство «оживления» портрета. Например, для отображения рыжей бороды или смуглого лица. Но всё изменил француз Жозеф Вивьен. Он стал использовать весь потенциал пастельной техники, и в его руках пастель стала полноценной альтернативой другим средствам живописи.
А еще есть интересная статистика: художницы чаще выбирали пастель в качестве основного материала. Итальянку Розальбу Каррьеру, последовательницу венецианской техники, даже называли «королевой пастели». Она создавала невероятно нежные, светящиеся, утонченные и чувственные портреты, породив настоящую моду на пастельную живопись.
Розальба Каррьера, «Автопортрет с портретом сестры». Источник
Мастерство — это путь
Чуткое и внимательное отношение пастель получила в эпоху импрессионистов. К тому времени появилось множество новых оттенков мелков, благодаря которым возможности материала расширились, позволив художникам работать в диапазоне от прозрачных техник до насыщенных ярких мазков.
После знакомства с пастельными произведениями великих художников может возникнуть ощущение, что эта высота недосягаема. Один термин «лессировка» (нанесение краски тонким-тонким слоем) заставляет испытывать тревожность. И появляется вопрос: стоит ли браться? Конечно! Уверены, что все получится. Мелки легко наносятся на холст и смешиваются друг с другом, создавая плавные переходы цветов и оттенков. Неточности можно поправить клячкой, ластиком или даже пальцем.
Для рисования пастелью подходит любая матовая поверхность. Даже та, которая, казалось бы, не предназначена для пастели — например, картон, крафт-бумага, обыкновенная наждачка из строительного магазина. Удобно? Берем мелки и приступаем к творчеству.
Мастер-класс
Предлагаем начать путь художника с простой практики — растушевки. Возьмите лист бумаги нейтрального цвета. Подберите 3–4 мелка похожего цвета. Выполните несколько растушевок:
- Равномерную в один цвет.
- От темного в прозрачность.
- От светлого в прозрачность.
- С плавным переходом от темного к светлому через основной цвет.
Так выглядит растушевка
Помимо того, что пастель можно растушевывать, ее еще можно накладывать достаточно массивными, экспрессивными штрихами и использовать фактуру бумаги в качестве дополнительного средства выразительности. Не бойтесь экспериментировать.
Самым смелым предлагаем воплотить первый настоящий рисунок. Попробуйте нарисовать рыбок, взяв данные картинки в качестве примера. Для этого упражнения вам потребуется: лист нейтрального серого цвета и несколько мелков различных оттенков.
Положите мелок плашмя, на ребро, и постарайтесь передать форму и движение рыбки. Следите за тем, чтобы мелок оставлял интересную фактуру. На более темных участках, где больше тени, делайте нажим на мелок сильнее, чтобы пастель накладывалась плотно, на светлых — достаточно легкого нажима. Плавники и хвостик — полупрозрачные. Сделайте несколько рыбок, потренируйтесь, пока не получится красиво.
Если вы начинающий художник, не спешите сразу рисовать картины со сложным содержанием. Вначале отточите свое мастерство на простых сюжетах — они дадут вам возможность пока не задумываться о правильной композиции, связи объектов. Работайте с зарисовками, набросками. И помните: удовольствие от процесса — необходимое условие для мастерства. У вас есть все шансы стать тем, кто будет вдохновлять других своим «воздушным» творчеством.
По материалам книги «Как приручить пастель».
Обложка поста — unsplash.com, иллюстрации — из книги.