Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Что я узнала на лектории «Феномен Кореи». 5 фактов об искусстве государства Чосон
1 августа 2023 1 300 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Сейчас в МИФе проходит лекторий «Феномен Кореи», который я очень ждала. Он посвящен традициям, классическому искусству и проблемам, которые волнуют современное южнокорейское общество (и отражаются в «Паразитах» или «Игре в кальмара»). Встречи ведет Елена Хохлова — эксперт-кореевед, которая изучала культуру и искусство Кореи в Сеуле.



Феномен Кореи

В этом материале поделюсь любопытными фактами из первой лекции. Она была посвящена искусству государства Чосон, что существовало с конца 14 и до конца 19 века. Этот период считается классическим, в исторических дорамах мы видим именно его.

В конце добавила промокод со скидкой на случай, если вы тоже захотите пойти на лекторий (рекомендую от всей души — он о-о-очень интересный!).

Искусство Чосон отражало идеи неоконфуцианского учения

Искусство любой страны — это продукт идеологии. В Чосоне такой идеологией было неоконфуцианство. Учение пришло из Китая, и у него была конкретная цель — познать ЛИ, «принцип небес». Он заключен в каждом явлении, сущность человека едина с ЛИ, а весь мир упорядочен и состоит из частей, пребывающих в гармонии.

В хаосе повседневной жизни человек может не замечать этот принцип. Поэтому нужно выполнять следующие действия: систематически изучать мир, вещи, людей, общество, историю, классические произведения, т.е. аккумулировать знания. А еще — созерцать природу. Вот почему в корейской живописи часто появляется герой, который созерцает воду, пространство: через общение с природой он познает принцип устройства мироздания. Кроме того, ученый муж должен подавлять в себе плохие мысли, желания, страсти. Если обратиться к классической корейской поэзии, мы не встретим в ней бурных эмоций, признаний в любви к прекрасной даме. А вот воспевание конфуцианских ценностей, стремление к самодисциплине — да. Это удивительно, ведь мы привыкли, что литература сосредоточена именно на чувствах.

Еще неоконфуцианское учение призывало к умеренности, а духовные ценности ставились выше материальных. Поэтому в быту аристократов доминировала скромность, роскошь же критиковалась на государственном уровне. Умеренность в искусстве эпохи Чосон часто путают с неумением сделать более сложно, вычурно. Но дело не в этом.


Белое фарфоровое изделие, близкое к идеалу. Здесь и далее — слайды из презентации эксперта

Архитектура не должна была нарушать природный ландшафт

Для архитектуры Чосон важен принцип невмешательства, заимствования у природы. Считалось, что нельзя нарушать природу, подстраивать ее под себя.

Как в условиях этой доктрины был оформлен дворец правителя? Если мы посмотрим на дворец Кёнбоккун, то увидим, что его строили по образцу дворца китайского императора. У него была центральная ось и он практически был вписан в прямоугольник. Но все же дворец китайцев геометрически более строг, корейцам естественный ландшафт не позволил соблюсти этот принцип.

Впрочем, Кёнбоккун не служил династии на протяжении нескольких веков. А вот второй дворец, Чхандоккун, был жилым. Если посмотреть на его план, мы увидим, что у него отсутствует какая-либо ось, он полностью вписан в ландшафт — лесную, гористую местность. Кажется, что лес как часть территории просто огорожен и включен в территорию дворца. Так воплощается принцип заимствования у природы.


Принципом невмешательства в природу объясняют причудливую форму дворца

Слива, орхидея, хризантема и бамбук — важные символы

Первое место в классической корейской живописи отводилось четырем благородным растениям — сливе, орхидее, хризантеме и бамбуку. Они символизировали нравственные качества истинного конфуцианца.


Монохромные, минималистичные картины стояли на первом месте в иерархии жанров

Как это работает? Разберем на примере сливы. Это растение считалось воплощением стойкости. Она расцветает ранней весной, еще в феврале, когда бывают заморозки и может выпасть снег, задолго до других деревьев и цветов. За это ее воспевали не только в живописи, но и в поэзии. Так и настоящий конфуцианец должен был быть стойким, сохранять свои идеалы несмотря ни на что.

Идем дальше: вечнозеленый бамбук умеет сохранить свои качества в любых условиях. За это он тоже был причислен к благородным растениям.

Цветы и птицы на картинах — это зашифрованные послания

Еще один интересный жанр корейской живописи — цветы и птицы. Здесь каждое произведение является закодированным сообщением. Обычно это работало по принципу омонимии. Допустим, иероглиф «кошка» по звучанию схож с иероглифом «пожилой человек, старик». Поэтому изображая кота, имели в виду пожилого человека. И передавали пожелание: долгих лет, крепкого здоровья, дожить до старости.

Другой пример: иероглиф «воробей» омонимичен иероглифу «чиновничий пост». Если человеку дарили свиток с изображением кошки и воробья, то ему желали прожить долго и получить чиновничью должность.


И еще один пример

Специфические портреты

Это важный сюжет для корейской классической живописи. Причем портреты здесь достаточно специфические. Если мы зайдем в зал с портретами Третьяковской галереи, то увидим разных героев — женщин, мужчин, детей, людей разных возрастов. Корейские портреты — это на 99% изображения мужчин преклонного возраста. Мы не увидим ни детей, ни женщин, ни более-менее молодых людей. Живопись прославляла конфуцианских мужей, которые правили государством и стремились к самосовершенствованию, познанию, изучали конфуцианские трактаты.

Но почему богатый человек или состоятельная женщина не могли позволить себе портрет? Дело в том, что портрет был привилегией. Он создавался только по приказу, например, самого правителя. Люди, которые смотрят на нас с классических корейских портретов, — это выдающиеся чиновники своего времени.

По материалам лектория «Феномен Кореи». Если хотите посмотреть целиком эту и остальные лекции, присоединяйтесь: промокод blog даст скидку 30%.

Обложка поста — unsplash.com

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи