Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как вести конспект на лекции, вебинаре, конференции? 5 советов от профессора Гарварда
5 июля 2023 2 859 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Исследования показывают: мы не очень хорошо ведем конспекты. Даже если лектор перечисляет моменты, которые, по его мнению, достаточно важны, чтобы их записать, то оказывается, что слушатели уловили от 25 до 50% полученной информации. Почему так происходит? И как вести конспекты правильно? Узнаем из нашей новинки «Учись как профи».



Учись как профи

В чем беда конспектирования

Дело не в том, что мы ленивы или глупы. Вести идеальные записи невозможно, потому что лекции читаются слишком быстро. Люди говорят примерно в шесть раз быстрее, чем пишут (120 против 20 слов в минуту). Чтобы составить хороший конспект, приходится идти на компромиссы.

Посмотрите, сколько процессов происходит в тот момент, когда мы пытаемся записать услышанное. Пункты 1 и 2 в приведенном ниже списке описывают то, что необходимо для понимания лекции. Пункты с 3-го по 7-й — дополнительные нюансы, необходимые при ведении записей.

Психические процессы, необходимые для понимания лекции:

  1. Не отвлекаться и сосредоточиться на лекции.
  2. Слушать и вникать. Скорее всего, материал для вас новый и сложный.

Умственные процессы, необходимые для ведения записей:

  1. Оценивать степень важности материала, чтобы решить, что записывать, а что опустить.
  2. Определить, как перефразировать мысли, изложенные в лекции.
  3. Физически записывать или печатать свои заметки.
  4. Переводить взгляд с тетради (или ноутбука) на преподавателя.
  5. Координировать все вышеперечисленные процессы и переключать внимание с одних на другие. Другими словами, решать, когда выполнять каждый из этих умственных процессов и как долго.
Из этого списка очевидно, что делать заметки во время прослушивания — это как играть в шахматы, смотреть детектив и одновременно готовить жаркое.

Ваше внимание не сможет охватить все процессы, поэтому какие-то из них будут происходить в облегченном режиме. Но какие именно есть смысл обделить? Как правило, в первую очередь человек пытается писать или печатать быстрее (процесс 5). Почерк становится немного небрежным или он делаете больше ошибок и опечаток, но кого это волнует? Оно того стоит, если получится успеть за говорящим.

Затем вы понимаете, что все равно отстаете. Что же дальше? Чтобы перефразировать мысли (процесс 4), нужно довольно много внимания, поэтому, когда люди спешат, они начинают записывать слова преподавателя точь-в-точь. Так им не нужно думать над перефразированием. Но если они сосредоточатся на записи фрагментов того, что говорит преподаватель, то могут начать более поверхностно понимать то, что он говорит (процесс 2). А значит, не могут правильно оценить, что им следует записывать, а что нет (процесс 3).

Таким образом, три умственных процесса, которые вы, скорее всего, обойдете вниманием, связаны с пониманием: это понимание идей, оценка их важности и перефразирование. Вы, наверное, думаете, что совет будет таким: «Не делайте этого! Меньше пишите и больше понимайте». Но на самом деле все немного сложнее.

Совет № 1. Определите заранее, планируете ли вы больше понимать или больше записывать

Если же вы окажетесь на лекции, где будут просто излагаться факты (это, скорее всего, означает, что вы не можете получить эту информацию в другом месте), вам лучше планировать писать быстро. Здесь тоже есть нюанс: никогда не пишите того, чего не понимаете. Вы можете подумать: «Не совсем понимаю, что он имеет в виду, говоря: „Технологические инновации обычно похожи на оболочку пирога, где нет половины начинки“, но я разберусь или спрошу кого-нибудь позже». Позже это будет иметь не больше смысла, чем сейчас. И если вы спросите кого-нибудь: «При чем там был пирог?» — велики шансы, что они скажут: «Я этого не помню». По возможности сразу же попросите лектора дать разъяснения или сделайте пометку, чтобы задать вопрос позже.

Но в большинстве случаев понимать важнее, чем собирать информацию, потому что прочитать факты вы можете в учебнике, а смысл лекции — в том, чтобы живой человек понятно объяснил смысл этих фактов. Чтобы успеть записать усвоенный материал, избегайте использования слов преподавателя. Самая простая стратегия — понять, что говорит лектор, а затем написать то, что вы думаете. Это гарантирует, что вы уделите внимание смыслу, а также сэкономит время. Предположим, лектор говорит: «По сути, в свете того факта, что президент Буш был полностью измотан кампанией по переизбранию, его кабинет ожидал… или, не знаю, может, это было не ожидание, а больше страх… Во всяком случае, они думали, что, возможно, первая четверть его нового срока будет потрачена впустую и так называемый период медового месяца просто пройдет, прежде чем его энергия вернется». Вы пишете: «Кампания утомила Буша. Кабинет опасался, что он захочет отдохнуть и растратит политический капитал».

Резюме: если лекция насыщена деталями, но проста для понимания, сосредоточьтесь на том, чтобы как можно больше записывать; если же важный материал более абстрактный, сосредоточьтесь на понимании, пишите кратко и своими словами.

Совет № 2. Лучше делать записи от руки

Печатать мы можем быстрее, чем писать. Если вы очень хотите зафиксировать большую часть лекции, у ноутбука будет преимущество перед рукописным конспектом (особенно если вы можете удержаться от перехода в режим бездумного письма под диктовку).

Но это преимущество может быть сведено на нет одним недостатком — необходимостью отвлекаться. Если у вас открыт ноутбук, то почта, социальные сети, сайты магазинов оказываются всего в одном клике. Трудно устоять перед желанием заглянуть одним глазком в интернет, и с вашей стороны будет глупо облегчить себе доступ к этим факторам. Тот, кто приносит на лекцию устройство с доступом в интернет, говоря себе: «Я просто буду делать заметки», подобен алкоголику, который, собираясь в бар, клянется, что выпьет всего пару коктейлей. Есть один очень мудрый принцип поведения: не полагайтесь на силу воли, если можно изменить внешние обстоятельства.

Альтернативный вариант — перевести ноутбук в авиарежим. Тогда будет немного сложнее получить доступ к онлайн-развлечениям, и вы, скорее всего, не будете отвлекаться от лекции.

Резюме: хотя исследования использования ноутбуков во время лекций неубедительны, наличие интернета отвлекает настолько, что в большинстве случаев разумно делать записи от руки.

Совет № 3. Оцените свои записи сразу

Пишите для себя будущих. Так, чтобы позднее ваши записи были понятны вам и имели смысл. А для этого нужно соблюдать баланс между краткостью и ясностью.

Как узнать, достигнут ли он? Когда преподаватель предложит задать вопросы, оцените, будут ли ваши записи понятны вам позже. Самое время проверить, насколько вы все усвоили: видите ли вы, как соотносятся друг с другом и выстраиваются в более крупную концепцию факты, изложенные в лекции? Отражают ли записи ваше понимание темы? По крайней мере определите, есть ли в них незаконченные мысли, бессмысленные сокращения и графики с непомеченной осью. Но ищите и заметки «про куклу» — отсылки, которые сейчас могут показаться ясными, но через несколько дней вы забудете, о чем речь.

Потратьте несколько минут, чтобы оценить свои записи в конце лекции, если вам не нужно бежать на другую встречу. Это прекрасный момент, чтобы поискать пробелы в заметках, поскольку лекция еще свежа в памяти и, если возникнет вопрос, преподаватель еще на месте и, вероятно, готов ответить.

Резюме: оценивайте свои записи по ходу лекции, чтобы понять, будут ли они иметь смысл для вас позже.

Совет № 4. Используйте сокращения

Как мы уже видели, при ведении конспекта важна скорость, и здесь полезно применить легко запоминающиеся сокращения. Ниже приведен примерный список. Но если найдете или придумаете другие, которые вам больше нравятся, используйте их. Если вам привычны сокращения из текстовых сообщений — пожалуйста. Кроме того, не рекомендуем пытаться запомнить много аббревиатур, а затем мучиться с их толкованием при чтении. Это идет вразрез с нашей целью.

Добавляйте в свой список одно-два сокращения два раза в неделю или в любой удобный для вас интервал.

Ищите часто используемые слова и сокращайте их до одной буквы. В курсе психологии «С» может означать «субъект», в курсе педагогики — «студент», в химии — «углерод». В курсе по древним цивилизациям вы можете посвятить день культурам Месопотамии III века до нашей эры — на этот день можно обозначить Месопотамию буквой «М».

Резюме: снизьте умственную нагрузку при ведении записей, используя собственные сокращения.

Совет № 5. Будьте готовы

Главное препятствие на пути к хорошему конспекту — время. Поэтому все, что можно сделать до лекции, а не когда она идет, нужно сделать до.

Принесите с собой необходимые материалы. Возьмите ручку и к ней две запасные: одну для себя и одну для соседа — на всякий случай. Не пользуйтесь карандашами: записи можно стереть, но они и легко размазываются. Если вы делаете заметки на ноутбуке или планшете, проследите, чтобы он был заряжен.

Организуйте свои материалы. Если пользуетесь ноутбуком, заведите для заметок отдельную папку. Если делаете записи от руки, купите отдельный блокнот для каждого занятия и проследите, чтобы у них были карманы для раздаточных материалов. Если вам будут задавать практические задачи или лабораторные работы, фиксируйте их отдельно, чтобы конспекты были последовательными. Некоторые предпочитают папки с тремя кольцами, потому что они позволяют легко вынимать и вставлять страницы, но они немного тяжелее. Зато в них можно делать записи по всем предметам и не беспокоиться, что вы возьмете на занятия не ту тетрадь.

Ведите записи аккуратно. Напишите сверху дату и тему. Используйте широкие поля слева и справа для добавления информации позже. Если пользуетесь ноутбуком, создавайте новый файл для каждого дня лекционного курса. Присваивайте файлу название, соответствующее дате, например в таком порядке: день-месяц-год (22-03-18). Тогда компьютер будет расставлять файлы в папке в хронологическом порядке. (Вы не можете рассчитывать на организацию папки по дате создания, потому что со временем файлы будут обновляться.) Информацию о теме добавьте позже в имя файла.

По возможности приходите на лекцию хотя бы за пять минут до начала. Это даст возможность отдышаться, достать вещи и отключить телефон. Более того, вы сможете просмотреть материалы, которые вам было задано прочитать перед лекцией (или свои заметки с последней лекции), чтобы погрузиться в тему.

Эти детали могут показаться незначительными, но все они направлены на то, чтобы избавить вас от необходимости думать во время лекции о чем-то, кроме того, о чем говорит лектор. И эти мелкие детали могут сильно вас отвлекать, если вы их не учтете.

Резюме: во время лекции ваше внимание приковано к слушанию, поэтому сведите к минимуму необязательные задачи.

По материалам книги «Учись как профи»
Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи