Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Обложка как арт-объект. Интервью с креативным директором МИФа Яной Паламарчук
13 июня 2023 3 872 просмотра

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

В день рождения МИФа знакомим читателей с нашей командой. Поговорили с креативным директором издательства Яной Паламарчук — о визуальном вкусе и ожиданиях читателей, идеальных и плохих обложках, трендах в книжном дизайне.

А еще расскажем про удивительно красивые обложки для классической литературы. Мы издаем их сразу в двух оформлениях.


Яна Паламарчук, креативный директор

Яна, расскажи, по каким принципам арт-директоры МИФа отбирают обложки?

У нас каждый арт-директор разрабатывает визуальную стратегию и, в первую очередь, ориентируется на нее. Для любого направления есть свой список визуальных принципов. Это не рецепт, по которому можно приготовить готовую обложку. Так не бывает. Но если визуальный стиль проработан, арт-директору всегда понятно, подходит обложка или нет.

Над обложкой мы работаем командой. У всех участников процесса — арт-директоров, редакторов, руководителей редакций — есть представление о том, как выглядят обложки их направления. Это помогает удержаться в тех визуальных ориентирах и уровнях качества, которые мы для себя ставим.

Например, для бизнес-литературы важно, чтобы обложка отражала суть книги, передавала идею с помощью метафоры. Дизайн — минималистичный, книга выглядит дорого, стильно и без украшательств. А для направления Young Adult, наоборот, плюсом будут декоративные элементы, атмосфера, насыщенность иллюстраций, их богатство.


Если поставить обложки двух направлений литературы рядом, то сразу видно, как отличаются визуальные стратегии

Вы ориентируетесь на тренды? На что важно обращать внимание?

Мы, безусловно, их учитываем. Но это такая неуловимая штука — когда ты для себя выделил тренд, значит, он уже пошел на спад. Самое лучшее, когда вы сами создаете тренды. Мы, конечно, тоже стараемся это делать. Но в погоне за трендами важно не забывать про аудиторию. Визуал книг должен отражать вкусы и пожелания той аудитории, для которой они делаются.

Например, для аудитории Young Adult обложка должна выглядеть как арт-объект. Для нее важен визуал: внутренние иллюстрации и то, как содержание отражается в оформлении и деталях. Книга должна выглядеть красиво, чтобы хотелось поставить ее на полку.

Сегодня визуальная часть стала намного важнее, чем раньше.

То, как выглядит книга, всегда было важно, но это не было на первом месте. Ценились практичность, полезность книги или что-то еще. Сейчас визуал вышел на первые места. Именно через него аудитория считывает: «Это мое — то, что я буду читать». Такие ожидания постепенно проникают во все виды литературы.

Это если говорить про внешние ориентиры — ожидания аудитории. А какие есть внутренние ориентиры у команды?

С самого начала МИФ серьезно относился к уровню качества того, что мы делаем. Начиная с качества бумаги и печати и до высокого уровня именно дизайна. Такие высокие стандарты остались неизменны, несмотря на то, что само издательство стало крупнее. Если раньше мы работали только с бизнес-литературой, то теперь издаем все направления: проза, комиксы, научпоп, здоровье, психология, саморазвитие и другие.

Мы стараемся держать качество дизайна на высоком уровне. Это один из главных наших ориентиров. И он не менялся с начала работы издательства.

Какими тремя тезисами ты можешь описать высокий уровень качества дизайна?

Продуманность. У каждого элемента дизайна есть причина, почему он стоит именно там, а не в другом месте.

Стиль. Мы не занимаемся украшательством ради украшательства.

Уважение к потребителю. Дизайн отвечает всем потребностям человека.

Например, мы создали бирки с указанием жанра, которые помогают читателю ориентироваться. Когда мы их разрабатывали, то старались сделать ненавязчивыми, чтобы они не вмешивались в саму обложку. Но в то же время они стали отличительным элементом, и читатель сразу считывает «это то, что мне нужно».


Хотя бирка внизу и насыщенного цвета, она ненавязчиво сочетается с дизайном обложки

Какая обложка помогает книге стать бестселлером?

Этот вопрос похож на извечный. Что было первее — яйцо или курица? Что делает книгу бестселлером — сама книга или обложка? Мне кажется, всегда влияет сочетание факторов. Сама я убеждена, что текст первичнее. Прежде всего, он может сделать книгу бестселлером.

Иногда книга, став бестселлером, делает обложку трендовой. За счет того, что книга стала очень популярной, то стиль или прием, использованный на обложке, тоже становится трендом.

Но как я сказала выше, визуальная часть стала важнее. Из-за этого существует уже много примеров, когда книгу продавал именно визуал.

Если мы знаем, что у книги есть потенциал стать бестселлером, то очень серьезно подходим к обложке. Стараемся ее сделать под стать. Потому что бывают случаи, когда текст мог стать бестселлером, но не стал из-за обложки. Например, она не попала в нужную аудиторию и обращалась к другой, которой эта книга была не нужна. И это может убить книгу с потенциалом бестселлера. Но это не всегда легко отследить. Если книга не продалась — причина в обложке или в самой книге? Тут сочетается очень много факторов, и зачастую тяжело выделить один. Поэтому для меня и нашей команды арт-директоров важно сделать все возможное, чтобы обложка понравилась аудитории.

Идеальная обложка — это та, что одновременно попадает в ожидания аудитории и в то же время превосходит их, создавая новый тренд.

Ты можешь вспомнить пример обложки МИФа, которая задала тренд?

Я бы назвала наших первых ласточек в направлении Young Adult: «Полусолнце»«Правила выживания в Джакарте»«Гипотеза любви». Было очевидно, что книги станут бестселлерами. Мы понимали, что тут обложки очень важны, и достаточно долго над ними работали. Мне кажется, получилось.

Над визуалом к этим книгам работали художники Саша Рейн, нет глаз — нет слез и Марик. Это был для них первый опыт создания обложек. Нам удалось задать направление, как мы в МИФе будем работать с Young Adult, каких будем привлекать художников.


«Полусолнце» погрузит в азиатскую мифологию, а «Гипотеза любви» подарит массу улыбок и чувство легкости


«Правила выживания в Джакарте»: слева — эскиз, справа — финальная обложка

Есть ли у тебя любимая обложка?

За столько лет их накопилось очень много, но из последнего я бы назвала серию классики для взрослой аудитории. Это важный проект, над которым мы много работали. Все обложки рисует один художник Selcha Uni. Мне кажется, что получилось прекрасно.


Декоративные обложки с четкой структурой, рамкой и золотой фольгой. Центральное место занимает иллюстрация, которая отражает книгу

Раз мы заговорили о классике. Здесь можно увидеть два четких вида обложек — для взрослых и Young Adult. Почему существует такое разделение?

Мы давно думали издать классику для новой аудитории и сделать это интересно, опираясь на визуальные вкусы этих читателей. Потому что оформление как в школьных учебниках уже приелось.

Мы решили разделить классику на две серии. Каждая отражает вкусы своей аудитории.


«Евгений Онегин»: слева — обложка для взрослых читателей, справа — оформление с Татьяной и Онегиным для Young Adult аудитории

Для взрослой аудитории мы сделали более классический вариант. Выбрали декоративную обложку с четкой структурой, узорами, рамками и золотой фольгой. Это давно известный в книжном дизайне прием. Но мы обновили его вместе с популярным современным художником. Серия очень красиво выглядит на полке, если поставить 10 книг в ряд.


Корешок к корешку — вместе книги создают красивый визуальный ряд. Фото из архива Яны

Для Young Adult готовим рисованные обложки с персонажами и сюжетами из книги, выполненные в актуальном стиле. Новая аудитория тоже хочет читать классику. Это неправильное представление, что их интересуют только современные книги. Как бы банально это не звучало, классика универсальна и отвечает на вопросы, которые задает аудитория в любое столетие. Но проблема в том, что классика чаще всего издается будто в виде учебника. Такую книгу не хочется ставить на полку.

Персонажи на обложках прозы для Young Adult часто похожи на героев комиксов, манги и видеоигр. Почему такой выбор?

Потому что сейчас этот стиль популярен. И актуален именно у тех читателей, для которых обложки и сделаны. В своих решениях мы отталкиваемся именно от аудитории. Они сформировали такую визуальную культуру, читая комиксы, играя в видеоигры, смотря аниме. И задача издательства как раз в том, чтобы понять, чего хочет аудитория, и отразить это в дизайне и книгах.


Обложка «Преступления и наказания» напоминает эпизод из видеоигры жанра хоррор

Но это не значит, что мы теперь придерживаемся только такого стиля. Мы работаем с художниками, которые сочетают разные стили. Эти художники, так же как и читатели, выросли и сформировались в похожем визуальном контексте. Они впитали в себя те тренды, в которых росли и живут сейчас.


В книге «Дракула» для Young Adult аудитории обложка выглядит как картина

Мы поговорили про хорошие обложки. Давай теперь затронем плохие. Что такое плохая обложка?

Плохая обложка противоположна хорошей. Она не отражает потребности аудитории, сделана некачественно, неаккуратно, штампово и скучно. Непонятно, для кого и зачем она сделана.

Например, плохая обложка путает человека. Он не понимает, о чем эта книга, потому что на обложке не выделено главное, зато налеплено все подряд.

Были в твоей практике неудачные обложки?

Я думаю, что у нас были обложки, которые не совсем попали в нужную аудиторию и прошли незамеченными. Но это тоже часть процесса.

Дизайн — это постоянный поиск, нужно пробовать новое. Нельзя задать новые тренды без экспериментов. А когда ты пробуешь что-то другое, то неизбежно можешь ошибиться. Наверное, делать все по одной и той же схеме безопасно, но так ты не будешь расти.

Но такие ошибки должны быть сведены к минимуму, потому что книжный бизнес — это тоже бизнес. Книги должны продаваться, и ради собственного удовольствия мы не можем пробовать то одно, то другое. В команде есть руководители редакций с опытом, и арт-директоры прислушиваются к их мнению. Дизайн обложек — всегда командная работа. Важно прислушиваться друг к другу, потому что у каждого человека есть своя экспертиза. И это помогает команде предотвратить ошибки и непопадания. Тут все честно — книгу нужно продать.

А как ты относишься к идее, что искусственный интеллект будет рисовать обложки? Может ли в МИФе появиться такая обложка?

ИИ развивается семимильными шагами и сильно улучшается с каждым разом. Но важно понимать, что искусственный интеллект не делает что-то сам. Его можно использовать как помощь для поиска идей, например, для рекламы, плакатов и баннеров. И потом использовать идею, создавать на ее основе что-то свое.

Сложилось такое впечатление, что можно нажать кнопочку, и искусственный интеллект сделает тебе обложку или иллюстрацию. Так не работает. По крайне мере сейчас видно, что иллюстрацию сделал ИИ. Возможно, через какое-то время уже не будет видно.

Я, как и художники, категорически против того, чтобы использовать ИИ для создания обложек или иллюстраций. Все-таки искусственный интеллект не создает. Он аккумулирует созданное кем-то. И это вопрос авторского права — кому принадлежит то, что он создал.

Поэтому у нас в МИФе не стоит задача создавать обложки с помощью ИИ. Использовать его как помощь в поиске идей — возможно. Но чтобы ИИ рисовал нам обложки по нажатию одной кнопки — так мы делать точно не будем.

Можешь дать совет художникам, которые хотят рисовать обложки?

Это скорее совет для художников в целом. Нужно постоянно тренироваться и каждый день повышать свой уровень. Когда уровень художника будет достаточно высоким, он сможет рисовать обложки для книг.

Конечно, иллюстрации для внутренней части книги и для обложки отличаются. Но мне кажется, что иллюстратору нужно заботиться о повышении своего уровня, а не о том, как рисовать иллюстрацию именно на обложку. Это можно понять в процессе.

Поэтому главный совет — работать и развиваться.

И лучше делать то, что нравится, а не то, что от тебя ждут, или то, что тебе кажется должно понравиться. Если есть желание рисовать именно для обложек, то не нужно рисовать так, как вам кажется нужно для обложки. Или использовать именно те стили, которые чаще всего на обложках применяются. Потому что мы всегда ищем новое. Если художник что-то делает хорошо, мы выберем именно этого человека, а не того, кто рисует как тысяча других.

Второй совет — рисовать только то, что нравится. Если что-то нравится, то человек будет делать это каждый день и необратимо станет лучше.

Похожие статьи