Синдром самозванца — коварная штука. Он не дает нам признавать свои успехи, ставит под сомнения все достижения, а еще велит стоять в сторонке и ждать, пока заметят. Как понять, есть ли синдром самозванца у вас? И что делать с этим знанием?
Выбрали фрагменты из вебинара Ларисы Парфентьевой — автора бестселлеров издательства МИФ («100 способов изменить жизнь», «33+», «О чем живут женщины»). Он прошел в рамках курса «Цех № 3».
Лариса рассказывает о синдроме самозванца, который мешает писать книгу, но даже если вы не планируете стать великим автором, эта статья вам точно пригодится — ведь сомнения в своей ценности одолевают почти каждого.
Тест на синдром самозванца
Давайте сделаем очень грустный тест на синдром самозванца. Согласны ли вы с этими утверждениями?
Да — 1 балл, Нет — 0 баллов
- Когда люди хвалят меня за то, чего я достиг, я боюсь, что в будущем не смогу оправдать их ожидания.
- Иногда я думаю, что добился успеха, просто потому что оказался в нужное время в нужном месте или знал нужных людей.
- Я часто успешно выполнял проект или задание, хотя и боялся, что не справлюсь с ними до того, как взялся за это задание.
- Мне трудно принимать комплименты или похвалу по поводу моего интеллекта или достижений.
- Временами я разочаровываюсь в своих нынешних достижениях и думаю, что должен был добиться гораздо большего.
- Я могу создать впечатление, что я более компетентен, чем я есть на самом деле.
- Я избегаю оценок, если это возможно, и боюсь, что другие будут оценивать меня.
- Я боюсь, что важные для меня люди могут узнать, что я не так способен, как они думают.
- Я склонен вспоминать случаи, в которых я не делал все возможное, больше, чем те времена, когда я делал все возможное.
- Я редко выполняю проект или задачу так хорошо, как мне бы хотелось.
- Иногда я боюсь, что другие обнаружат, как много знаний или способностей мне действительно не хватает.
- Если я собираюсь получить повышение по службе или получить какое-то признание, я не решаюсь сказать об этом другим, пока это не станет свершившимся фактом.
Вопросы из книги «Феномен Самозванца: когда успех заставляет вас чувствовать себя фальшивкой».
Результаты теста
Сколько баллов вы набрали?
0-3 балла
Вы почти не страдаете синдромом самозванца. У вас бывают незначительные приступы болезни «я не достоин!», но они редки. Поздравляем!
4-6 баллов
Вы довольно сильно подвержены синдрому самозванца. Он одолевает вас довольно часто и не дает спокойно жить, заставляя сомневаться в себе.
6-12 баллов
Вы ветеран синдрома самозванца! Почти каждый день вы думаете о том, что не заслуживаете того, что имеете или не верите, что можете это получить.
Что лучше всего прорабатывает синдром самозванца?
Синдром самозванца лучше всего прорабатывает первая написанная книга, потом вторая, потом третья, потом четвертая, потом пятая.
Я называю синдром самозванца Серегой Самозванцевым, потому что так с ним легче общаться, если представлять это, как что-то живое. Представьте его: это мужчина, в трениках, в майке, который сидит, всех критикует, смотрит в телек, как персонаж «Нашей Раши». Когда я начала его визуализировать, то просто ему говорила:
«Давай договоримся, пока я сейчас пишу этот текст, ты не канифоль мне мозг, пожалуйста. Ты сел в кресло, сидишь там, пожалуйста, спокойненько. Потом, как только я закончу, можешь садиться рядом, мы с тобой поболтаем».
100% не будет
Я отдаю себе отчет в том, что невозможно написать книгу так хорошо на бумаге, как она выглядит в твоей голове. Это невозможно. Я открыла для себя этот гениальный секрет только к пятой книге. До этого ты написал книгу и думаешь: «Сильно не дотягивает до того, что было в голове».
Потом я начала изучать эту тему и увидела, как, например, Тарковский говорил, что «если фильм получился хотя бы на пять процентов так же, как он задуман в твоей голове, — это уже хорошо». Потом я где-то услышала, что Баффет говорил: «Если из десяти целей шесть вы закрыли — это считается 100% результат». Я задала себе вопрос: «Если я пишу книгу, сколько процентов я готова посчитать за стопроцентный результат?» Учитывая, что сделать так, как в твоей голове, нельзя. Потому что это сложно: тебе нужен словарный запас, тебе нужно умение всё простраивать. Ты не можешь сделать всё, потому что у тебя в голове сразу огромное количество инструментов: визуалы, запахи, а тебе надо это всё описывать в словах.
Это гениальный лайфхак, вы его обязательно запомните. И, когда будете писать, сразу задайте себе вопрос: «На сколько процентов из того, что в вашей голове, будет на бумаге, вы останетесь довольны?»
Прокрастинация и перфекционизм
Синдром самозванца сам по себе не мешает. Просто он приводит к двум очень нехорошим вещам: прокрастинации и перфекционизму.
Я помню, как не могла начать первую книгу. Это было и с первой, и со второй, и с третьей, и с четвертой. С пятой уже полегче.
Когда вы хотите сесть писать, спросите себя: «У меня сейчас срабатывает прокрастинация или перфекционизм?» Прокрастинация может срабатывать из-за перфекционизма, потому что вы думаете: «Ой, ну я это точно идеально не напишу по каким-то причинам». Еще прокрастинация бывает из-за того, что вы не можете справиться со структурой, концептом или не знаете, с какой стороны начать.
Синдром самозванца включает два режима: или вы думаете, что всё равно классно не получится, или вы ничего не делаете.
Как работать с перфекционизмом? Я не встречала ни одного человека, который был бы доволен тем, что он написал, на 100%. Это как просто привыкнуть к тому, что у тебя есть третья нога. Надо привыкнуть, к тому, что вы не сделаете всё на 100%.
Знаменитые творцы тоже не очень были высокого мнения о себе.
«Как я счастлив, что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану», — Лев Толстой о «Войне и мире»
«Пьесу я кончил. Называется она так: „Чайка“. Вышло не ахти. Вообще говоря, я драматург неважный», — Антон Чехов о «Чайке»
«В одном я уверен твердо: это не та великая книга, которую я мечтал написать. Это весьма заурядная книга. Самое ужасное, что, похоже, это лучшее, на что я способен», — Джон Стейнбек о «Гроздьях гнева»
«С некоторым трепетом посылаю вам „Заповедник“. Как всегда, ни малейшей уверенности в качестве. Сюжета нет, идеи нет, язык обыкновенный. Короче, ознакомьтесь», — Сергей Довлатов о «Заповеднике»
Ко мне иногда приходят ученики и говорят: «Лариса, вы нас хвалите, потому что мы у вас учимся или потому что мы правда талантливые?». Некоторым из них я говорю так: «Вы уже достаточно компетентны, чтобы хорошо писать, но еще недостаточно компетентны, чтобы это осознавать». Это две разные вещи. Многие из вас, я уверена, пишут хорошо. Но вам нужно будет перейти на следующий уровень компетентности — когда вы понимаете, где вы пишете хорошо, а где — нехорошо.
Я понимаю, где в моих книгах можно было бы сделать лучше. Но в то же время я осознаю, почему мои книги так хорошо продаются. Потому что я блестяще работаю с фактурой, я реально хорошо пишу, мои книги очень легко читаются, там очень много энергии. И разумеется, это гигантский опыт. Я отлично рассказываю истории.
Французский писатель и драматург Жюль Ренар говорил: «Идея творчества в том, чтобы постоянно оставаться недовольным». Но это то недовольство, которое двигает тебя вперед. Я научилась как-то в своей работе кайфовать от этого недовольства.
P.S. Хотите написать и издать свою книгу? Приходите на третий поток нашего легендарного курса «ЦЕХ № 4». Следующий поток стартует весной 2024 года. Подпишитесь на уведомление о старте.
Обложка: unsplash