Психолог и психотерапевт Мила Кудрякова на вебинаре «Кто такой внутренний ребенок и почему он так важен» помогает разобраться в сути этого понятия.
Предлагаем вам отрывок из вебинара, который прошел в рамках курса «Внутренний ребенок».
Внутренний ребенок
Что же это за явление? Представьте себе: мы рождаемся и начинаем взаимодействовать с миром. Наш мозг и нервная система впитывают в себя все, что происходит вокруг. И основная наша задача — выжить. А для этого нужно понять, как устроен мир, с кем нужно взаимодействовать и как окружающие люди относятся к нам (и как мы относимся к ним). Всю эту информацию впитывают наши нейроны. Это происходит на разных уровнях:
- На уровне тела. Наше тело помнит положение, боль, радость, страх и т д
- На уровне чувств. Как мы чувствуем и осмысляем наши физические и телесные ощущения.
здесь и далее: слайд из презентации Милы Кудряковой
Представьте себе ситуацию. Перед вами лежит живая змея живая. Что вы чувствуете? По телу бегут мурашки, живот сжимается изнутри, вы замираете? Весь этот комплекс чувств вы интерпретируете как страх. Но если перед вами лежит торт, и вы испытываете схожие ощущения (мурашки), вы, конечно, не будете воспринимать их как страх. Это удовольствие.
Если в нашем детском мире часто появляется змея (страх), то в какой-то момент мы перестаем ее бояться. Например, дети в Индии спокойно гладят кобр и совсем не боятся их.
Весь прожитый опыт остается с нами навсегда и влияет на настоящее. В итоге мы неожиданно обнаруживаем себя плачущими во время фильма, в котором мучают щенка. При этом осознаем, что это фильм (а не реальные события), но ничего не можем с собой поделать.
Родитель, ребенок, взрослый
Понятие «внутренний ребенок» родом из транзактного анализа. Основой для транзактных аналитиков является определенная модель личности, она называется «эго-состояния». Одно из этих состояний и есть наш внутренний ребенок.
Эти три состояния (родитель, взрослый, ребенок) мы можем наблюдать в повседневной жизни у каждого человека. Каждый из нас может быть в состоянии ребенка, взрослого или родителя. Конечно, все части проявляются по-разному у каждого человека под воздействием личного опыта.
- Эго-состояние Родителя:
Мысли, чувства и поведение, скопированное у родителей или других лиц, их заменяющих.
- Эго-состояние Взрослого:
Мысли, чувства и поведение, которые являются прямым реагированием на ситуацию «здесь и теперь».
- Эго-состояние Ребенка:
Мысли, чувства и поведение, проигрываемые как бы из детского возраста.
Наш внутренний родитель формируется в детстве в результате нашего опыта взаимодействия со значимыми взрослыми. Мы впитываем в себя те модели общения, которые использовали наши родители и другие взрослые. И затем используем их в отношениях с другими людьми.
Родители — это всегда про правила, про законы, про то, как люди друг с другом взаимодействуют, что можно, а что нельзя, про социальные правила.
Внутренний ребенок — это наш детский опыт взаимодействия с окружающей действительностью, к которому мы возвращаемся, будучи взрослыми. Это наши «хочу», наши непосредственность и свобода. Наш внутренний ребенок всегда имеет право выбора, может выбирать, как ему реагировать на все вокруг. Есть дети-бунтари, которые готовы бесконечно добиваться того, чего хотят. А есть, наоборот, дети мягкие, податливые.
Это набор разных реакций: телесных, физических, которые мы забираем с собой в настоящее. Когда мы сейчас начинаем реагировать на что-то так же, как в детстве, — это и есть проявление нашего внутреннего ребенка.
Внутренний родитель и внутренний ребенок должны найти баланс между собой: что мы ограничиваем, а что мы не ограничиваем, где мы проявляем свободу, а где — нет.
Она постоянно анализирует, изучает контекст, является переговорщиком, который помогает разумно действовать в текущей ситуации.
В каких-то обстоятельствах мы принимаем взрослые решения, а в каких-то наша реакция может быть детской, спонтанной. В зависимости от контекста мы с помощью своей взрослой части выбираем решения.
Наша родительская часть отвечает за то, как надо. Наша детская часть отвечает за то, как я хочу. Наша взрослая часть отвечает за то, что я могу в этой конкретной ситуации из того, что я хочу, и из того, что мне нужно.
Упражнение
Подумайте и напишите ваши личные примеры на каждое эго-состояние:
— как вы себя ведете: отличительные, яркие черты этого эго-состояния
— в каких ситуациях они проявляются чаще
— какие мысли в этот момент у вас
— какие чувства преобладают
Подумайте, в каком из эго-состояний вы пребываете чаще всего в течение дня, недели. Изобразите схематично вашу личную модель. Вот примеры.
Чаще всего бывает огромный родитель, немного взрослого и немного ребенка. Если в схеме маленький родитель, маленький ребенок, но огромный взрослый — это люди-компьютеры, которые всё время анализируют. Часто они не могут принять решение, потому что не подключают в эту часть свои эмоции и ощущения.
Есть люди, которые преимущественно находятся в состоянии ребенка. Они постоянно чувствуют бессилие, думают, что ничего нельзя изменить. Но не все детские эго-состояния такие. Бывают бунтующие дети, которые наоборот довольно решительные.
Еще больше полезных открытий на курсе «Внутренний ребенок».
Обложка статьи: unsplash.com