Детские травмы так или иначе влияют на наше настоящее. Психолог и психотерапевт Мила Кудрякова на вебинаре «Как наше прошлое влияет на наше настоящее и как нам освободиться из оков детской боли и переживаний» помогает разобраться, что с этим делать.
Предлагаем вам отрывок из вебинара, который прошел в рамках курса «Внутренний ребенок».
Зачем нам возвращаться в детство
Когда мы появляемся на свет, в нашем мозгу практически нет связей, это просто набор условных нейронов, которые между собой никак не связаны. Затем среда, в которой мы живем, то, что мы видим, чувствуем, впитываем, начинает формировать наш мозг и связи.
Если среда, в которой ребенок растет, дружественная, то он будет знать, что ему есть, кому доверять, есть, на что опираться, есть, с кем строить отношения. Ему понятно, как это делать: «Черное — это черное, белое — это белое».
Та часть опыта, с которой ребенок сталкивается часто, воспроизводится и закрепляется в мозге, записывается на нейронном уровне.
Но если среда недружественная, нестабильная, если в ней есть какая-то форма насилия, то у ребенка не появляется чувство безопасности. В таких случаях его мозг записывает другие программы: «Я не окей, а мир окей», «Все не окей: ни я, ни мир» или «Я окей, мир не окей».
Когда мы сталкиваемся с похожими на наш опыт ситуациями, мозг возвращается к прошлому опыту и моделям, которые закрепились когда-то давно. Это происходит на всех уровнях: мыслей, действий, тела, эмоций.
Источник
Психологическая травма: что это
Травма — вред, который был нанесен психическому здоровью человека негативным опытом извне. Он может быть разным по длительности, отрицательно влиять на адаптационные механизмы человека и ощущение безопасности.
Нельзя сказать, что травма наносит непоправимый урон, но она всегда так или иначе сказывается на нас. Если с ребенком что-то происходит, но его поддерживают, помогают ему справиться, у него не закрепляется каких-то неприятных адаптивных механизмов. Тогда произошедшее никак не влияет на его чувство безопасности, потому что оно у него восстановлено. В таких случаях негативный, неприятный опыт не становится травмой.
Приведу пример. У вас может быть царапинка, а может быть перелом. Царапина зажила, и вы ее не замечаете, а перелом будет всю жизнь напоминать вам о себе.
Сама травма устроена определенным образом.
Структура травмы
— само событие
— контекст
— первичная эмоциональная и психофизиологическая реакции
— вторичные переживания (часто отложенные во времени)
— действия человека
— реакция окружающих
Травма — это не только неприятное событие, которое с нами случилось, но и контекст. Очень важно, сколько нам было лет, кто в этом участвовал, что происходило, что было вокруг, были ли еще какие-то другие люди. Очень важен контекст: это было дома, в школе, это был буллинг, что конкретно? Важен не сам факт, что меня оскорбили, а что это, например, происходило в классе, при учительнице, а учительница молчала. Нам очень важен контекст.
Также важно, что мы сразу же стали делать: какая у нас была первичная реакция именно на это событие в этом контексте, как среагировало наше тело, какие были эмоции, смогли ли мы их проявить? Или мы замерли, были в шоке? Эта первичная реакция очень важна, потому что, скорее всего, именно ее вы будете воспроизводить потом в вашей взрослой жизни.
Источник
Позднее у нас возникают отложенные во времени переживания. Условно: событие случилось, мы не поняли, что произошло, ушли домой — и тут нахлынуло. Мы не понимаем, что то прошедшее событие и наше состояние как-то связаны. Очень часто у детей это проявляется в виде непонятных страхов. Родители говорят: «Ничего с ребенком не происходило, и он вдруг начал бояться». Но потом, когда ты начинаешь в этом опыте копаться, выясняется, что все же происходило. Но ребенок не смог сразу же отреагировать, он замер, у него случился шок, а потом спустя какое-то время до него докатилась вся остальная реакция.
Также важно понять, как мы пытались справиться с травматичным опытом — это и будут наши адаптационные механизмы. Что мы делали в момент события (убежали, позвали кого-то на помощь, замерли)? Важно понять, какие у нас были действия.
Суть травмы
Сама суть травмы заключается в том, что мы получаем какой-то непереработанный опыт. Скорее всего, это будут наши чувства, негативные переживания, эмоции, какие-то телесные ощущения, и, возможно, поведение. Все, с чем наша детская психика не может справиться самостоятельно. Она просто не готова к такой интенсивности события. В итоге весь этот опыт запаковывается внутри и не перерабатывается. И в какой-то момент, при удобном случае, начинает выстреливать в разных внешне похожих ситуациях.
Задание. Вспомните какие-то примеры психологических травм из вашего личного опыта или из того, что вам пришлось увидеть и услышать. Запишите их для себя.
Источник
Как проживать эмоции
Прожить эмоции — не значит избавиться от них («Я хочу не злиться, сделайте меня не злым, пожалуйста»). Это значит принять их полностью и прочувствовать их всем своим телом.
Проживание состоит из разных частей:
- признание = называние того, что я чувствую
- изучение этого состояния со всех сторон: мысли, телесные ощущения, образы, поведение
- понимание где, как и когда это со мной происходило еще
- усиление этого переживания (по мере возможностей)
- нахождение с ним как можно дольше
- естественный процесс отпускания
- повторение
Проживание начинается с признания того, что мы чувствуем, затем мы изучаем это состояние (проговаривание, называние образов и ощущений). Затем мы начинаем постепенно вспоминать, в каких ситуациях мы чувствовали себя почти так же. Иногда нам необходимо, чтобы прочувствовать эмоцию, максимально на ней сосредоточиться и усилить ее. Следующий шаг проживания — мы стараемся как можно дольше побыть со своим переживанием, чтобы запустить естественный процесс отпускания эмоций. Иногда, чтобы избавиться от какого-то травматичного опыта и тяжелых эмоций, нам нужно несколько раз их повторить.
Еще больше о травмах и о том, как с ними работать, на курсе «Внутренний ребенок».
Обложка статьи: unsplash.com