Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Осколки детских травм: как прошлое влияет на настоящее и что с этим делать
7 февраля 2023 2 194 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Детские травмы так или иначе влияют на наше настоящее. Психолог и психотерапевт Мила Кудрякова на вебинаре «Как наше прошлое влияет на наше настоящее и как нам освободиться из оков детской боли и переживаний» помогает разобраться, что с этим делать.

Предлагаем вам отрывок из вебинара, который прошел в рамках курса «Внутренний ребенок».

Зачем нам возвращаться в детство

Когда мы появляемся на свет, в нашем мозгу практически нет связей, это просто набор условных нейронов, которые между собой никак не связаны. Затем среда, в которой мы живем, то, что мы видим, чувствуем, впитываем, начинает формировать наш мозг и связи.

Если среда, в которой ребенок растет, дружественная, то он будет знать, что ему есть, кому доверять, есть, на что опираться, есть, с кем строить отношения. Ему понятно, как это делать: «Черное — это черное, белое — это белое».

Та часть опыта, с которой ребенок сталкивается часто, воспроизводится и закрепляется в мозге, записывается на нейронном уровне.

Когда ребенок растет в здоровой среде, у него закрепляются модели, в которых он чувствует себя безопасно, а значит он воспринимает мир как безопасное место.

Но если среда недружественная, нестабильная, если в ней есть какая-то форма насилия, то у ребенка не появляется чувство безопасности. В таких случаях его мозг записывает другие программы: «Я не окей, а мир окей», «Все не окей: ни я, ни мир» или «Я окей, мир не окей».

Чем ярче и интенсивнее воздействие на психику — тем значимее опыт. Чем он значимее, тем чаще мы будем к нему возвращаться.

Когда мы сталкиваемся с похожими на наш опыт ситуациями, мозг возвращается к прошлому опыту и моделям, которые закрепились когда-то давно. Это происходит на всех уровнях: мыслей, действий, тела, эмоций.

Источник

Психологическая травма: что это

Травма — вред, который был нанесен психическому здоровью человека негативным опытом извне. Он может быть разным по длительности, отрицательно влиять на адаптационные механизмы человека и ощущение безопасности.

Нельзя сказать, что травма наносит непоправимый урон, но она всегда так или иначе сказывается на нас. Если с ребенком что-то происходит, но его поддерживают, помогают ему справиться, у него не закрепляется каких-то неприятных адаптивных механизмов. Тогда произошедшее никак не влияет на его чувство безопасности, потому что оно у него восстановлено. В таких случаях негативный, неприятный опыт не становится травмой.

Травмой становятся только то, что не переработалось.

Приведу пример. У вас может быть царапинка, а может быть перелом. Царапина зажила, и вы ее не замечаете, а перелом будет всю жизнь напоминать вам о себе.

Сама травма устроена определенным образом.

Структура травмы

— само событие
— контекст
— первичная эмоциональная и психофизиологическая реакции
— вторичные переживания (часто отложенные во времени)
— действия человека
— реакция окружающих

Травма — это не только неприятное событие, которое с нами случилось, но и контекст. Очень важно, сколько нам было лет, кто в этом участвовал, что происходило, что было вокруг, были ли еще какие-то другие люди. Очень важен контекст: это было дома, в школе, это был буллинг, что конкретно? Важен не сам факт, что меня оскорбили, а что это, например, происходило в классе, при учительнице, а учительница молчала. Нам очень важен контекст.

Также важно, что мы сразу же стали делать: какая у нас была первичная реакция именно на это событие в этом контексте, как среагировало наше тело, какие были эмоции, смогли ли мы их проявить? Или мы замерли, были в шоке? Эта первичная реакция очень важна, потому что, скорее всего, именно ее вы будете воспроизводить потом в вашей взрослой жизни.

Источник

Позднее у нас возникают отложенные во времени переживания. Условно: событие случилось, мы не поняли, что произошло, ушли домой — и тут нахлынуло. Мы не понимаем, что то прошедшее событие и наше состояние как-то связаны. Очень часто у детей это проявляется в виде непонятных страхов. Родители говорят: «Ничего с ребенком не происходило, и он вдруг начал бояться». Но потом, когда ты начинаешь в этом опыте копаться, выясняется, что все же происходило. Но ребенок не смог сразу же отреагировать, он замер, у него случился шок, а потом спустя какое-то время до него докатилась вся остальная реакция.

Также важно понять, как мы пытались справиться с травматичным опытом — это и будут наши адаптационные механизмы. Что мы делали в момент события (убежали, позвали кого-то на помощь, замерли)? Важно понять, какие у нас были действия.

Самая важная часть травмы — как на произошедшее отреагировали окружающие. Именно это может укрепить травму и сделать ее глубже, сильнее и больнее.

Суть травмы

Сама суть травмы заключается в том, что мы получаем какой-то непереработанный опыт. Скорее всего, это будут наши чувства, негативные переживания, эмоции, какие-то телесные ощущения, и, возможно, поведение. Все, с чем наша детская психика не может справиться самостоятельно. Она просто не готова к такой интенсивности события. В итоге весь этот опыт запаковывается внутри и не перерабатывается. И в какой-то момент, при удобном случае, начинает выстреливать в разных внешне похожих ситуациях.

Задание. Вспомните какие-то примеры психологических травм из вашего личного опыта или из того, что вам пришлось увидеть и услышать. Запишите их для себя.

Источник

Как проживать эмоции

Прожить эмоции — не значит избавиться от них («Я хочу не злиться, сделайте меня не злым, пожалуйста»). Это значит принять их полностью и прочувствовать их всем своим телом.

«Принятие — это не попытка изменить наши переживания, а полный контакт с тем, что мы чувствуем. И принятие эмоций такими, какие они есть».

Бретт Форд, профессор психологии университета Торонто

Проживание состоит из разных частей:

  • признание = называние того, что я чувствую
  • изучение этого состояния со всех сторон: мысли, телесные ощущения, образы, поведение
  • понимание где, как и когда это со мной происходило еще
  • усиление этого переживания (по мере возможностей)
  • нахождение с ним как можно дольше
  • естественный процесс отпускания
  • повторение

Проживание начинается с признания того, что мы чувствуем, затем мы изучаем это состояние (проговаривание, называние образов и ощущений). Затем мы начинаем постепенно вспоминать, в каких ситуациях мы чувствовали себя почти так же. Иногда нам необходимо, чтобы прочувствовать эмоцию, максимально на ней сосредоточиться и усилить ее. Следующий шаг проживания — мы стараемся как можно дольше побыть со своим переживанием, чтобы запустить естественный процесс отпускания эмоций. Иногда, чтобы избавиться от какого-то травматичного опыта и тяжелых эмоций, нам нужно несколько раз их повторить.

Еще больше о травмах и о том, как с ними работать, на курсе «Внутренний ребенок».
Обложка статьи: unsplash.com

Похожие статьи