Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Три качества для успешной карьеры: осознание своей ценности, самопиар и EQ
19 января 2023

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Ирина Васильева — коуч, карьерный консультант, эксперт в области управления персоналом с опытом работы HR-директором в крупных компаниях более 20 лет — рассказывает, как в периоды экономической и социальной нестабильности не только сохранить работу, но и построить карьеру мечты.

Публикуем фрагменты из книги Ирины «Советы карьерного консультанта» — о том, какие три способности помогают строить успешную карьеру.

Кризис

Нам сейчас кажется, что происходящее сегодня — самый страшный кризис. Но вспомним недавние события, связанные с пандемией: тогда тоже казалось, что все рушится, логистические цепочки рвутся. Многие разорились и ушли с рынка. Именно в тот момент некоторые компании приостановили найм. Однако сейчас, глядя назад, мы видим, что тот кризис мы пережили. И кто-то взлетел и прекрасно построил карьеру, а кто-то, наоборот, выгорел, до сих пор восстанавливается и либо потерял в статусе и в заработной плате, либо долгое время не может трудоустроиться.

Получается, причина не в кризисе. Те люди, которые пострадали в кризис, строили карьеру несистемно.

Не определяли долгосрочную карьерную цель, не осознавали свои ценности, интересы и таланты. Или осознавали, но считали, что невозможно найти работу под подобные интересы и навыки, и соглашались на любые предложения, даже если это было совершенно не то, что им нравится.

Какие же качества становятся ключевыми для того, чтобы в кризис оставаться востребованным?

1. Первая компетенция, которая наиболее важна, — это осознание собственной ценности (самоценности) и набора ключевых компетенций и талантов, которые позволяют решать какие-то задачи и цели бизнеса наиболее эффективно, осознание той пользы, которую человек приносит компании.

2. Вторая важная компетенция — умение рассказывать о своих результатах, пиарить и продвигать себя как специалиста и внутри компании, и на внешнем рынке (в бизнес-сообществах, на отраслевых конференциях и т. п.), выстраивать личный бренд.

3. И третья — высокий уровень эмоционального интеллекта.

Разберем каждую из этих компетенций подробнее и посмотрим, с помощью каких упражнений их можно у себя прокачать.

Компетенция № 1. Осознание собственной ценности

Человек не просто приходит и отсиживает положенное время на рабочем месте, а приносит компании пользу. Благодаря его работе организация получает конкретный результат, который влияет на бизнес-показатели, прибыль, объем рынка, сокращение издержек. Осознанию собственной ценности помогает умение мыслить цифрами, оцифровывать свои достижения.


Источник

Ко мне на консультации приходят клиенты, которые хотят определиться с дальнейшим направлением карьеры и понять, какие следующие позиция, должность, функционал и заработная плата будут идеальными. Но, к сожалению, только немногие из них могут объяснить, какую ценность они приносят своей компании. Большинство начинают вспоминать функционал должностной инструкции, перечислять собственные навыки, но при этом не способны сказать, какую ценность они приносят бизнесу в формате конечного результата.

В таких случаях я обычно даю следующее задание:

— составить список из 3–5 проектов, в которых человек участвовал за предыдущие 5 лет;

— указать свою роль в них — участник команды / руководитель / инициатор проекта;

— указать результаты этого проекта для компании: что компания получила за счет его реализации, какой конечный результат.

Дальше мы смотрим, благодаря каким личным качествам этому человеку удалось проявить себя и реализовать данный проект таким образом, чтобы принести наибольшую пользу для компании.

Одна клиентка, сделав это упражнение, поняла, что, оказывается, благодаря ей компания сэкономила около миллиона долларов. Во время проекта ушел с рынка поставщик материалов. Возник риск, что проект не будет реализован вовремя и компания понесет большие издержки в связи с задержкой запуска. Нужно было оперативно найти нового поставщика и согласовать его участие. Несмотря на то что клиентка работала в крупной корпорации с многостраничными внутренними регламентами и длинной цепочкой согласований, ей удалось очень быстро согласовать замену. Таким образом, организация не вышла за временные рамки проекта и не потеряла большие деньги. После того как проект был реализован, моя клиентка забыла о своем достаточно весомом вкладе в его успешное завершение.

Практика

Это упражнение поможет вам осознать собственную ценность и определить набор ключевых компетенций и талантов, которые позволяют вам решать задачи и достигать целей бизнеса наиболее эффективно.

Зона востребованности

После выявления той ценности, которую человек умеет приносить бизнесу, он начинает более разумно выстраивать карьеру. Он осознает собственную ценность, значимость, чувствует, что он не простой винтик в механизме, а важный элемент, приносящий реальную пользу. И соответственно, человек будет искать такие компании, где окажутся необходимыми именно его компетенции. Здесь важно понять свою зону востребованности, ту профессиональную сферу, где человек будет способен наиболее полно реализовать себя и получить максимальную отдачу.

Зону востребованности достаточно сложно сформулировать, потому что нередко она лежит в неосознанной области. Выявить ее поможет следующее упражнение. Надо взять листок бумаги и составить четыре списка .

1. То, что вы хорошо умеете делать, что у вас классно получается, то, в чем вы профессионал и эксперт.

2. То, что вам интересно, дает вам энергию (в том числе в рабочих процессах), зажигает вас, от чего появляется драйв, от чего вы счастливы.

3. Виды деятельности, которые нужны рынку (в лице бизнеса, потребителей, государства и т. п.).

4. Виды деятельности, за которые рынок готов хорошо платить.

На пересечении этих областей будет лежать зона вашей востребованности.

Но получившуюся зону востребованности нужно проверить на реалистичность: не завышены ли такие показатели, как востребованность рынком и готовность хорошо оплачивать данную деятельность.

Приведу пример выявления зоны востребованности. Однажды ко мне на карьерную консультацию пришла девушка. Она работала эйчаром — занималась подбором персонала, но абсолютно выгорела, у нее не было энергии и сил выполнять свою работу. Когда мы стали смотреть, а что же ей доставляет удовольствие, от чего она кайфует, оказалось, что ей нравится индустрия моды, она с большим вкусом сочетает одежду и даже окончила курсы стилиста. Вот именно это ей доставляло колоссальное удовольствие. Выяснилось, что к ней часто обращались подруги, чтобы она проконсультировала их, сделала подборку по стилю и помогла собрать гардероб. По результатам карьерной консультации оказалось, что на самом деле это было именно то, чем моя клиентка хотела бы заниматься в будущем. Мы с ней разработали план вхождения в новую сферу. И через какое-то время она стала очень успешным стилистом-фрилансером. Она прекрасно ощущает себя и финансово, и эмоционально, находится в высоком ресурсном состоянии благодаря тому, что занимается тем, что наполняет ее энергией.

Практика

В первом столбце таблицы перечислите те виды профессиональной деятельности, которыми вы занимаетесь или потенциально могли бы или хотели бы заниматься. Во всех остальных столбцах поставьте плюс или минус в зависимости от того, насколько вид деятельности соответствует заявленному утверждению. Виды деятельности, набравшие плюсы во всех колонках, — это ваши «золотоносные жилы».

  • Если вы понимаете, что текущая работа не дотягивает до четырех плюсов, а с трудом набирает только два-три, можно подумать, как скомбинировать плюсы от разных видов деятельности.

Например, вы умеете заниматься продажами, но вас это не зажигает, так как вам приходится продавать пластиковые окна / вентиляторы / ковры и т. п. При этом вы любите читать, хорошо излагаете мысли на бумаге и разбираетесь в детской психологии. Что, если попробовать перейти в сферу книжных продаж? Наберет ли этот вариант все четыре плюса? Или обратиться к сфере продаж образовательных курсов для детей? А может, на текущей работе перейти из отдела продаж в отдел маркетинга и писать там классные продающие тексты и посты в корпоративных соцсетях?

  • Главное — не делать резких движений по смене сферы деятельности, а тщательно взвесить все за и против.
  • Зона востребованности применима как для определения профессии в найме, так и для выстраивания параллельной карьеры вне найма в качестве консультанта, эксперта или даже владельца собственного бизнеса.
  • Как правило, эта зона лежит рядом с тем, чем вы занимаетесь прямо сейчас. Это может быть деятельность, которой вы могли бы и хотели заниматься, но понимаете, что ограничены рамками своей компании и на эту ступень вам никак не перейти внутри нее. А вот при параллельной карьере это вполне возможно.

Компетенция № 2. Эффективный самопиар

Вторая компетенция, которая важна для построения успешной карьеры, — умение рассказывать о своих результатах, пиарить себя как специалиста и внутри компании, и на внешнем рынке (в бизнес-сообществах, на отраслевых конференциях и т. п.), выстраивать личный бренд.

Люди, добивающиеся больших высот в карьере, — это как раз те, кто знает свою ценность и умеет себя пиарить. Причем я встречала такие кейсы, когда люди пиарят не только собственные результаты, но и результаты команды, подразделения, которое они возглавляют. Они умеют подбирать себе персонал, мотивировать, делегировать, их команды добиваются хороших результатов, и, соответственно, руководитель пиарит себя как успешного лидера успешного коллектива. Это позволяет говорить о более масштабных результатах. Сравните два примера ниже.

  • Собственные результаты: привлек 5 новых клиентов, закрыл сделки на 10 млн руб.
  • Результаты команды: команда под моим руководством привлекла 20 новых клиентов, закрыла сделки на 100 млн руб.

Второй вариант выглядит более впечатляющим.


Источник

Такой умелый самопиар — хороший вклад в профессиональную репутацию, известность на рынке, в дальнейшую востребованность в проектах с большими доходами.

С помощью самопиара человек строит личный профессиональный бренд. И здесь мы говорим о возможностях личного бренда не только для психологов, коучей и других представителей профессий из «мягких ниш», но и в целом для людей, стремящихся осознанно выстраивать свою карьеру.

Каналы и инструменты самопиара

1. Ведение аккаунта в социальных сетях (посты/комментарии).

2. Участие в профильных конференциях (спикер/участник).

3. Размещение статей и комментариев в журналах (через сервисы журналистских запросов).

4. Написание книги на тему, которая важна для вашего профессионального сообщества.

Социальные сети

Один из самых эффективных и доступных каналов самопиара — социальные сети. Не у каждого человека есть возможность выступать на профильных конференциях в качестве спикера, но абсолютно каждый карьерист обязан профессионально и красиво вести профиль в социальной сети. Не так важно в какой. Мы будем говорить о принципах, которые подходят для любой социальной сети.

Итак, если вы настроены на карьеру, на место в серьезной стабильной компании, вам необходимо учитывать, как выглядит ваш профиль в глазах тех, кто приходит на вашу страницу.

1. Ваша аватарка

Проверьте, какая фотография стоит у вас на странице. Это не должен быть формальный портрет в стиле фото на паспорт — строгий и неулыбающийся. Желательно более живое фото. Рекомендую сделать профессиональную фотосессию в деловом стиле: в деловом костюме, с прической и макияжем. Эту фотографию можно в дальнейшем использовать в мессенджерах, электронной почте и резюме .

2. Контент и наполнение профиля

Если говорить о наполнении профиля в социальной сети, то около 50% постов должно быть на профессиональные темы — про то, чем вы занимаетесь, про тонкости профессии, про то, почему вы любите свою сферу деятельности, как развиваетесь и прокачиваете свои компетенции, про достижения, ключевые события компании, в которой вы работаете. Размещайте ваши фотографии с конференций, ссылки на видео, на ваши статьи и интервью — все то, что может повысить вашу ценность в глазах работодателя.

Оставшиеся 50% постов должны показывать вас как личность, — например, приветствуются посты о том, как вы проводите личное время. Если в основном вы посвящаете его семье, ребенку, будут уместны посты с фотографиями вашей семьи, о том, как вы сходили в зоопарк, допустим, вы бегаете марафоны, ходите на лыжах — рассказы об этом обязательно нужно выкладывать, потому что это характеризует вас как личность, которая ведет здоровый образ жизни, любит спорт.

Преимущества ведения профиля в социальной сети

Вас могут заметить, о вас будут знать люди, которые заинтересованы в профессионалах. Допустим, вы написали пост про итоги года: указали, что достигли всего запланированного, поделились, какими крутыми оказались эти достижения. Вполне вероятно, что через некоторое время вас приметят эйчары и направят в личку предложения по работе. Когда через соцсети вы показываете себя как профессионала, как личность, через какое-то время работа может сама найти вас.

Также социальные сети — это отличный способ для расширения своих деловых связей, для нетворкинга (построения обширного круга деловых связей), в том числе для установления контактов с рекрутерами, которые работают в вашей профессиональной области. Вы можете читать, лайкать и комментировать их посты, то есть попадать в поле их зрения.

Через полгода-год полноценного ведения профессионального аккаунта вы становитесь видимым для рекрутеров, для бизнес-сообщества, для возможных работодателей. Когда в их окружении появляется вакансия, они могут вспомнить в том числе про вас и, соответственно, вас на нее рекомендовать.

Компетенция № 3. Эмоциональный интеллект

Третья компетенция, которая важна для построения успешной карьеры, — высокий уровень эмоционального интеллекта. Развитый эмоциональный интеллект — это необходимый навык. И чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем он важнее.

Эмоциональный интеллект можно определить как комбинацию таких умений, как понимание себя и своих эмоций, управление ими (навык саморегуляции), понимание других людей и умение выстраивать с ними эффективные взаимоотношения.

Эмоции важно осознавать, а чувствами можно управлять. Конечно, невозможно отследить все бессознательные реакции, да это и не нужно. Но сделать первый шаг на пути к эмоциональной осознанности в наших силах.


Источник

Какие характеристики отличают человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта?

— Во-первых, это харизматичный, уверенный в себе человек. Когда он входит в совершенно новое пространство, где находятся незнакомые люди, от него веет спокойствием, уверенностью, раскрепощенностью.

— Во-вторых, люди с высоким эмоциональным интеллектом прекрасно проводят переговоры. Они не рассыпаются, когда на них оказывается давление. Они прекрасно ведут себя в напряженных ситуациях корпоративных войн и подковерных интриг, которые могут возникать как в достаточно крупных, так и в небольших частных компаниях. Они справляются с этим на отлично.

— В-третьих, люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют говорить «нет». У них все хорошо с осознанием личного пространства: они не допускают нарушения своих границ и не нарушают чужие. Они не боятся показаться недостаточно хорошими в глазах других.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • интересуются другими людьми;
  • открыты изменениям;
  • умеют отказывать;
  • умеют отдавать, не ожидая награды;
  • наслаждаются своей жизнью;
  • высыпаются;
  • никому не позволяют портить себе настроение;
  • умеют переключаться;
  • не стремятся к совершенству.

Над чем надо работать для того, чтобы повысить свой уровень эмоционального интеллекта?

1. Связь с собственным телом

Есть много коучинговых упражнений, когда мы закрепляем в теле, якорим определенные состояния — спокойствия, уверенности, гармонии и счастья, когда человек находится настолько в ресурсном состоянии, что практически ничто не может вывести его из себя (погрузить в состояние ярости или, наоборот, подавленности, ступора, стресса).

То есть люди с высоким эмоциональным интеллектом стрессоустойчивы. Для бизнеса это очень и очень важно. Когда происходят какие-то стрессовые ситуации, эти люди быстро находят несколько вариантов решения.

2. Проработка обид

Когда человек носит в себе много обид на других людей, близких и не очень, на ситуации — это такой комок, энергетически заряженный негативом, который тянет вниз и не дает взлететь в период кризиса.

Конечно, мы не можем изменить наше прошлое. Но когда мы меняем отношение к этому прошлому, оно, в свою очередь, меняет тон и расцветку и перестает быть негативным, перестает тянуть энергию из нас. То есть мы из минуса делаем плюс: не забываем негативные события, не вычеркиваем их из памяти, а просто начинаем оценивать их по-другому — как вклад в копилку нашего жизненного опыта, с помощью которого мы стали сильнее.

3. Проработка страхов

Следующий момент — проработка страхов и сонастройка с телом. Человек начинает четко чувствовать сигналы своего тела, может быстро среагировать и понять, что, например, сейчас должен что-то предпринять. Иногда достаточно просто подышать, успокоиться, и тогда ситуация начинает развиваться совсем другим образом.

Практика

Одно из эффективных упражнений, которое я предлагаю своим клиентам, называется «Практика визуального расширения». Оно помогает подняться над ситуацией, посмотреть на происходящее со стороны, не залипать в стрессе, выгнать из головы вредные мысли.

1. Встаньте. Спина прямая, ноги на ширине плеч. Взгляд вперед на линию горизонта. Руки вдоль тела.

2. Вытяните обе руки вперед ладонями вверх перпендикулярно телу. Вы видите обе руки и ладони.

3. Теперь начните двигать пальцами рук и медленно, синхронно разводить руки в стороны.

4. Голова неподвижна, взгляд направлен вперед. Руки медленно расходятся в стороны, но вы видите свои ладони. Когда ваши руки отведены максимально широко, вы все еще видите ладони боковым зрением, несмотря на то что смотрите строго вперед и не поворачиваете голову вправо или влево.

5. Сделайте глубокий вдох и выдох. Запомните это состояние тела! Что вы чувствуете сейчас? Какое у вас настроение?

Если мы находимся в состоянии покоя и гармонии, мы видим свои ладони даже тогда, когда они на уровне спины, хотя, казалось бы, это невозможно. А когда мы в стрессе, мир схлопывается в одну точку, и мы видим и слышим гораздо меньше.

По материалам книги «Советы карьерного консультанта»
Обложка: unsplash

Похожие статьи