Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Наставник по писательству, которого нам не хватало. 50 приемов письма
15 сентября 2022 1 959 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

«Оби-Ван Кеноби для авторов» — так называют Роя Питера Кларка, тренера по письму, председателя Пулитцеровской премии. За 30 лет работы с текстами он понял: писательство — не дар, а сознательное ремесло. И для этого ремесла нужны инструменты.

В его книге таких инструментов 50. Они помогут преодолеть творческий блок, обрести собственный голос и создать идеальный (почему нет?) текст.



50 приемов письма от Роя Питера Кларка

Автор разбирает примеры из художественной литературы и публицистики, эссе и мемуаров. Дает дельные советы. А еще предлагает 200 практических заданий — чтобы вы могли отточить навыки. Находка для всех, кто пишет.

О-о-о-о-очень длинное предложение

Все боятся длинных предложений — редакторы, читатели, а больше всех писатели. Смотрите. Еще одно короткое. Еще короче. Отрывки. Крохи. Одни буквы. Одн… од… о… Можно ли написать предложение без слов? Одними знаками препинания: ???

Писать длинные предложения — все равно что плыть против течения. Но лучшие авторы именно так и поступают.


Пример из эссе Тома Вулфа «Воскресная разновидность любви»

Длина ухудшает плохое предложение, а хорошее может сделать лучше. Поэтому пишите то, чего боитесь. А чтобы было проще, воспользуйтесь советами:

  • используйте длинные предложения, чтобы описать нечто продолжительное;
  • предпочтительно, чтобы содержание длинного предложения было изложено в хронологическом порядке;
  • чередуйте длинные предложения со средними по размеру и короткими;
  • используйте длинные предложения как список или перечень продуктов, имен, образов;
  • длинные предложения нуждаются в редактуре больше, чем короткие, считайте каждое слово.

Белый как снег, красный как роза

Мэр хочет восстановить ветхий центр города, но не раскрывает детали своего плана. Вы пишете: «Он держит язык за зубами». Вы написали клише, заезженный фразеоА логизм.

«Никогда не используйте метафору, сравнение или другую фигуру речи, которые вы обычно видите в печати», — пишет Джордж Оруэлл. Это ведет к подмене мышления, форме машинального письма.

Как только соблазнитесь тривиальной фразой вроде «белый как снег», прекращайте писать. Начните набрасывать альтернативные варианты. Чтобы потренироваться, попробуйте найти замену избитым сочетаниям: красный как роза, белый как снег, голубой как небо, холодный как лед, жарко как в аду, голодный как волк.

Золотые монеты

Представьте, что идете по узкой тропинке через дремучий лес. Вы проходите километр и под ногами замечаете золотую монету. Вы поднимаете ее и кладете в карман. Проходите еще километр и видите еще одну золотую монету. Что будете делать? Разумеется, пойдете дальше.

Приготовьте «золотые монеты» для читателя. Ведь не находя награды во время своего путешествия, он может выйти из леса текста.

«Золотая монета» может представлять собой короткий эпизод, анекдотическую зарисовку: «Вилорогая антилопа пролезает под забором и выбегает на равнину, громко стуча копытами. „Вот тебе раз“, — бормочет ковбой». Интересный факт: «Много ковбоев было убито молнией». Выразительную цитату: «Большинство известных мне настоящих ковбоев давно мертвы».

Робко сказала Гермиона

Авторы произведений для подростков о приключениях Тома Свифта очень любили наречия. Взгляните на отрывок: «„Смотри!“ — внезапно вскрикнул Нед. „Вон человек!.. Я собираюсь заговорить с ним!“ — горячо заявил Нед». Нелепость этого стиля породила «свифтику» — вид каламбура, когда использование наречий придает тексту анекдотичность.


В лучшем случае наречия подчеркивают глагол или прилагательное, в худшем — повторяют смысл

Поищите в своих текстах слабые комбинации с наречиями. Замените их на более сильные глаголы: «тихо сказал» → «прошептал», «быстро спустилась» → «ринулась вниз».

Попробуйте использовать наречия, чтобы изменить смысл. Вот пример из книги Курта Воннегута «Вербное воскресенье»: «Я благодарю вас за ваше сладостно поддельное внимание». Помните песню Killing Me Softly («Убивая меня нежно»)? Тоже отличный вариант. А как насчет «Убивая меня жестоко»? Нет и нет.

Что еще?

«В этой потрясающей книге Рой Кларк помогает увидеть: то, на что мы втайне надеялись, — правда. Любой человек на любом этапе жизни может стать хорошим писателем», — отмечает обозреватель Baltimore Sun Дайана Сагг.

Вот что вы узнаете:

  • Джон, Пол, Джордж и барабанщик, который носит кольца. Нарушение параллелизма как прием
  • Зачем играть словами на серьезные темы
  • «Бонд поднялся по лестнице, открыл дверь номера и запер ее за собой»: почему Флеминг любил глаголы
  • Как реагировать на критику
  • Инструмент № 14: узнайте кличку собаки
  • Кандидаты на вылет: что выбросить из текста
  • Как использовать неопределенность для создания тревожного ожидания

…320 страниц увлекательного и полезного чтения о текстах.

Ред Смит, спортивный обозреватель из Нью-Йорка однажды сказал: «Писать просто. Все, что ты делаешь, — сидишь за пишущей машинкой и вскрываешь себе вены». Эта книга покажет, что может быть по-другому.

По материалам книги «50 приемов письма от Роя Питера Кларка»

P.S. Хотите первыми узнавать о новых книгах и получать приятные скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем полезные отрывки, советы и лайфхаки — и отправляем вам.

Рубрика
Творчество
Похожие статьи