Что такое миф? Сказка? Выдуманная история? Или реальность? Кто даст на это ответ?
Есть такой человек! Евгений Викторович Жаринов — российский писатель, литературовед, публицист, переводчик, доктор филологических наук. Этим летом мы запустили летний лекторий «Мифология», где Евгений Викторович читает лекции о мифах. Публикуем фрагмент одной из них — о том, почему миф ближе к реальности, чем нам кажется.
По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Миф — это сказка?
Обычно у людей всё, что касается мифа, сразу возникает старая идея, которая унаследована еще от школы: миф — это сказочка, выдумка, ложь. Миф существовал тогда, когда не было рационального постижения мира. Это некий атавизм, который ушел в прошлое и который к нам, людям XXI века, не имеет никакого отношения.
Позитивизм как философия возникает в середине XIX века. У него были многие сторонники и, в частности, работа Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которую очень часто цитировали и даже разбирали в советской школе. Энгельс обобщил позитивистские взгляды на миф как на что-то отжившее, несуществующее с точки зрения европейской рациональности. Он говорил о том, что мифы — это олицетворение или очеловечивание законов природы, законов социума и законов психологической жизни человека.
Энгельс говорил, что древний человек не мог объяснить себе ни явлений природы, ни явлений своей психологии, ни явлений социальной жизни. Он наделял все эти непонятные им явления человеческими чертами, очеловечивал окружающий мир.
Это, по Энгельсу, было прямым проявлением того, что миф — это не истинное, не подлинное познание. Миф — это сказочка, выдумка, ложь. Мертвый миф (когда уже в миф перестают верить) лежит в основе волшебной сказки, поэтому есть какая-то связь между волшебной сказкой и мифом.
Эти установки долго властвовали в сознании людей. Никто даже не поднимал вопрос о том, действительно ли миф — это принадлежность только древних культур? Нет ли современного воплощения мифа? Не мифологизируем ли мы свою окружающую действительность? И как миф связан с реальностью?
«Миф — это подлинная максимально конкретная реальность»
Алексей Федорович Лосев
Перед вами портрет нашего великого философа: он преподавал в моем университете, я и его видел, я читал очень подробно его труды. Это всемирно признанный гений, который оставил неизгладимый след в филологии. И вот он, Алексей Федорович Лосев, в своей работе «Диалектика мифа», показывает, как миф связан с реальностью.
«Миф — это подлинная максимально конкретная реальность», — пишет Лосев. Он говорит о том, что миф — это не сказочка, не выдумка, не ложь. Миф — это и есть отражение реальности. А почему он приходит к этому выводу, вроде бы парадоксальному?
«Диалектика мифа» — это знаменитая книга, за которую Лосева сослали на Соловки, и он там потерял зрение. А сослали его по доносу Алексея Максимовича Горького, который считал, что Лосев — это философ-идеалист, и совершенно справедливо считал, и его надо было устранить как внутреннего врага. Пострадал он невероятно, этот великий ученый. Он и слепым продолжал надиктовывать книги, у него была гениальная память. Это уникальный человек, у него особая история, и, может быть, особая лекция должна быть о нем. И вот в этой книжке «Диалектика мифа» он показывает, что миф, с одной стороны, вроде бы далек от реальности, а с другой стороны — он отражает в этой реальности такие общности, которые определяют суть самой реальности.
Реальность не исчерпывается нашими конкретными действиями, нашим конкретным материальным существованием в этом мире. Реальность — это сущность, реальность — это общность. Он приводит в этой книжке потрясающую цитату. Он говорит, что каждому человеку, каждому без исключения, свойственна мифологическая отчужденность. Вот из этой особенности психологии, мифологической отчужденности, каждый человек создает вокруг себя ежеминутно, ежесекундно свой индивидуальный миф. И то же самое будет делать государство, и то же самое будут делать целые социальные группы, мы все живем со знанием мифа.
Что это за мифологическая отчужденность? Он приводит очень простой и ясный пример. Он говорит: «И сколько бы мне раз ни говорили, что эта комната: всего три окна, одна дверь и четыре стены, я всё равно буду повторять, что эта комната веселая».
Как будто у комнаты появляется характер, как будто комната становится человеком, как будто комната, как по всем лекалам древнего мифа, олицетворяется.
А вы никогда не замечали, что некоторые пространства вас пугают, а некоторые пространства полностью располагают к себе? Вас никогда не удивляло, что у вас есть любимая комната, любимое место, и вы не можете даже рационально объяснить, почему это место любимое? А вот здесь, по Лосеву, и действует закон мифологической отчужденности. Так устроен человек, что он не может определить свое существование только в своих материальных сферах, не может он этого сделать, он больше. И у него есть сознание, а главное — у него есть язык.
«Что есть жизнь? Пепел, зола… и еще рассказ»
Здесь мы подходим к очень важному смыслу мифа. Миф в переводе с древнегреческого языка означает «слово, или рассказ», а человек — существо словесное.
Есть такая книга Харари «Sapiens: краткая история человечества». Она сейчас очень популярна, это бестселлер, посмотрите. Он в этой книжке пишет, что, когда человек открыл для себя язык, то произошла когнитивная революция, потому что человек в отличие от кошечки и собачки, у которой нет языка, живет в пространстве, созданном языком.
Потому что без языка вы дом не построите, без языка вы печь не сложите, без языка вы себе одежду не сошьете, не сделаете лук, стрелы. Язык обладает удивительной когнитивной революцией, потому что с помощью языка, как совершенно справедливо пишет Харари, создается вторая, иная реальность: не материальная, а больше, чем материальная.
Миф — это слово, то есть он напрямую связан с языком. А миф — это рассказ. Я всегда привожу очень яркий пример римского императора, философа Марка Аврелия:
«Что есть жизнь? Пепел, зола».
Это материальная часть нашей жизни, материальная часть, которая вся обречена на гибель, на смерть.
«Что есть жизнь? Пепел, зола».
А что еще дальше добавляет великий Марк Аврелий?
«Что есть жизнь? Пепел, зола… и еще рассказ».
То есть миф. Потому что о каждом человеке можно что-то рассказать, стало быть — создать о нем рассказ, миф. Миф и есть в этом смысле реальность. Реальность человечества.
Вы воспринимаете окружающую вас природу. И именно потому вы настолько будете ее богато воспринимать, насколько вы встречали описание природы в классической литературе, насколько вы видели прекрасные природные картинки в кино или в живописи. Если ваше сознание, ваш тезаурус обогащен этой памятью, то и окружающий мир будет для вас богатым, ярким, и вы сможете его описать, сможете его перевести в слова, то есть придать ему смысл. Словами придается смысл, а человек потому и называется Homo sapiens, что он по природе своей стремится к смыслу, а не к бессмысленному плотоядному существованию. Это кошечка и собачка ничего не описывают, это кошечка и собачка не хоронят своих мертвых, а как кто-то сказал: «Человек — единственное животное, которое хоронит своих мертвых». И когда человек начинает хоронить своих мертвых, он создает религию и миф. Именно из храма, посвященного той или иной религии и мифу, рождается город, а город — есть основа цивилизации. Вот такая закономерность.
Поэтому миф — это подлинная, максимально конкретная реальность.
Почему?
- Потому что человек Homo sapiens.
- Потому что человек по своей психологии обладает мифологической отчужденностью: он сразу наделяет какими-то смыслами свое пространство, детали своего быта.
- Так или иначе, у вас у каждого есть свой фетиш, оберег какой-нибудь, какая-то вещь, которая, как вам кажется, приносит вам удачу.
- У вас есть любимые пространства и нелюбимые пространства, у вас есть любимые города и нелюбимые города.
Это равнодушная природа, равнодушная реальность, но вы-то неравнодушны, вы-то словесное существо, значит, вы создаете миф, то есть рассказ, с помощью слова, то есть миф. Вот такая интересная ситуация.
Миф тотален
Миф тотален. К мифу надо относиться очень серьезно.
Я уж не говорю о том, что вся современная литература, да и массовая беллетристика в том числе, вся пронизана мифом. Магический реализм — это миф сплошной. Джеймс Джойс и его «Улисс». Ну а что же это еще, как не миф? Даже Чингиз Айтматов с этими буранными полустанками — «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря» — всё это мифология. А куда же вы денетесь? Миф присутствует у любого художника современного, потому что сейчас современная литература без мифа просто не существует, она не может. Миф лучше всего может объяснить самую сложную, самую непонятную окружающую действительность, потому что, как сказал Лосев перед смертью:
«Меня всю жизнь учили, что есть только факты, что факты — упрямая вещь, что нет ничего, кроме факта. Ерунда. Нет ничего лживее факта, любой факт можно исказить, любой факт можно представить в совершенно противоположном свете. Миром управляют общности, а не факты, а миф имеет прямое отношение к общности».
И заключает свою записку перед смертью Лосев, нам ее прочитала его вдова в далеком уже 1988 году, я был свидетель этого.
«И одна из этих общностей, — пишет великий Алексей Федорович Лосев, — любовь».
Подробнее о мифе — в летнем лектории «Мифология». По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Обложка: unsplash