Многие пациенты выходят из кабинета врача в замешательстве. Из-за высокой загруженности доктор не всегда может предоставить необходимую информацию, а уж тем более убедиться, что мы понимаем ее и используем в процессе принятия решений.
«Именно поэтому нам нужно научиться задавать правильные вопросы и отличать достоверную информацию от недостоверной», — считает доктор психологических наук Талия Мирон-Шац.
В книге «От этого зависит ваша жизнь» Талия рассказывает, как всему этому научиться. Выбрали три стратегии, которые помогут получать достоверную медицинскую информацию и принимать правильные решения, касающиеся нашего здоровья.
От этого зависит ваша жизнь
Зачем нужна медицинская грамотность
Крайне важно понимать, в каком состоянии находится ваше здоровье и какие есть варианты решения проблемы. Если вы лишь смутно или вовсе неправильно понимаете термины, которые использует ваш врач, вы не сможете принять взвешенное решение. Здесь на помощь придет медицинская грамотность.
У человека с высоким уровнем медицинской грамотности есть преимущество, которое поможет ему в вопросах заботы о здоровье. Благодаря ей люди понимают, каким профилактическим мерам нужно следовать, чтобы сохранить здоровье, и придерживаются их (пользуются зубной нитью, выполняют физические упражнения и втирают в кожу солнцезащитный крем).
Низкий уровень медицинской грамотности влечет за собой риски для здоровья. Он сопровождается плохих состоянием здоровья, более высоким уровнем смертности, ухудшением качества жизни и отсутствием веры в то, что вы можете выполнять действия, необходимые для достижения поставленных целей.
Медицинская грамотность позволяет определить возможности людей в отношении здоровья, но зачастую она зависит от качества информации, которую получают пациенты, а не только от их изначальных знаний.
И первый шаг на пути к повышению уровня медицинской грамотности — создание среды, в который мы чувствуем себя достаточно комфортно, чтобы задавать врачу вопросы.
Стратегия 1. Исправление
«Исправление» — это механизм самокоррекции: в разговорах врача и пациента каждая из сторон уточняет, что имеет в виду, и просит пояснений от другой. Такая стратегия помогает разрешить вопросы и свести недопонимания к минимуму.
Хорошая новость: стратегию исправления в ходе диалога может использовать каждый. Нужно просто внимательно слушать врача и просить пояснить сказанное, если что-то кажется непонятным.
Стратегия 2. Задайте мне три вопроса
Эта стратегия позволяет пациенту узнать больше о своем здоровье, задав врачу всего три вопроса:
- В чем суть проблемы?
- Что мне нужно делать?
- Почему важно это сделать?
Как показывают исследования, пациенты, которые научились использовать стратегию «Задайте мне три вопроса», перестали бояться, что их вопросы будут восприняты как критика, а также заявили, что использование этой стратегии убрало опасения об утаивании информации.
Стратегия 3. Спросите меня о важном
Ниже — еще один перечень вопросов, позволяющий принимать более активное участие в процессе принятия медицинских решений с помощью критического мышления.
Каждый раз, когда врач выписывает вам какое-то лекарство, дает направление на анализы или на процедуры, — задавайте ему три вопроса.
- Каковы преимущества?
- Каковы риски?
- Какие есть альтернативы?
Эти вопросы не представляют собой чего-то из ряда вон выходящего, однако позволяют получить информацию, которая может противоречить предложениям врача. Другими словами, такие вопросы могут раскрыть важную информацию, которую по-другому вы бы никак не узнали.
Выводы
Чтобы следовать предписаниям, пациентам важно понимать предоставляемую им информацию. А для того чтобы ее понимать, им необходимы подходящие материалы. Пациенты также должны предоставлять информацию о своем состоянии врачам.
Персонализированные знания о пациенте позволят доктору правильно поставить диагноз и выписать соответствующее лечение. Однако пациенты готовы делиться информацией только тогда, когда их об этом спрашивают и когда их слушают.
По материалам книги «От этого зависит ваша жизнь»
Обложка: unsplash